Конспект урока по окружающему миру на тему "Какой бывает вода?"
Конспект урока по окружающему миру на тему "Какой бывает вода?"
Цель урока: дать представления о свойствах воды, об изменениях состояния воды, о значении воды для растений, животных, человека.
Задачи:
- обучающие: создать условиядля определения учащимися свойств воды; учить выполнять исследования; сформировать знания учащихся о свойствах и трёх состояниях воды, значении её в природе и жизни человека, познакомить с экологическими проблемами водных ресурсов земли;
-развивающие: развиватьпознавательный интерес,способствовать развитию внимания, воображения, наблюдательности, памяти учащихся, устной речи; развивать умение выделять главное в учебном материале; сравнивать, делать выводы; использовать жизненный опыт учащихся при работе над новым материалом; развивать навыки проведения опытов; способствовать развитию творческой активности;
-воспитательные: воспитывать ответственность за результаты своего труда, бережное отношение к воде; научить экономить и ценить воду; развивать стремление охранять водоёмы от загрязнения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему "Какой бывает вода?"»
Урок окружающего мира. 1 класс.
Тема. Какой бывает вода?
Цель урока: дать представления о свойствах воды, об изменениях состояния воды, о значении воды для растений, животных, человека.
Задачи:
- обучающие: создать условиядля определения учащимися свойств воды; учить выполнять исследования; сформировать знания учащихся о свойствах и трёх состояниях воды, значении её в природе и жизни человека, познакомить с экологическими проблемами водных ресурсов земли;
-развивающие: развиватьпознавательный интерес,способствовать развитию внимания, воображения, наблюдательности, памяти учащихся, устной речи; развивать умение выделять главное в учебном материале; сравнивать, делать выводы; использовать жизненный опыт учащихся при работе над новым материалом; развивать навыки проведения опытов; способствовать развитию творческой активности;
-воспитательные: воспитывать ответственность за результаты своего труда, бережное отношение к воде; научить экономить и ценить воду; развивать стремление охранять водоёмы от загрязнения.
Планируемые результаты
Личностные:
определение правил поведения при совместной работе; формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные УУД
Познавательные:
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
умение анализировать, сопоставлять, наблюдать и делать самостоятельные выводы, находить ответ на проблемный вопрос;
добывать новые знания через информацию, представленную в разных формах;
развивать познавательный интерес к предмету через исследования.
Регулятивные:
умение принимать учебную задачу;
организация в учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности;
высказывать своё предположение;
оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение;
строить высказывания;
задавать вопросы;
уметь слушать и вступать в диалог;
уметь работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Оборудование:
презентация с демонстрационными слайдами; оборудование для проведения опытов учениками: стеклянный графин, одноразовые стаканчики с небольшим количеством питьевой воды, 1 стеклянный стакан с водой, 1пустой стакан, молоко, сок, лёд, термос с горячей водой, чайная ложка, соль, гвоздь, пробка, фильтр, глина, песок.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Отгадайте загадку.
Мы говорим, она течет;
Мы говорим, она играет;
Она бежит всегда вперед,
Но никуда не убегает.
В морях и реках обитает,
И часто по небу летает.
А как наскучит ей летать
На землю падает опять.
Вы узнали, что это? (Вода).
Речевая разминка. (Рабочая тетрадь, стр.36)
Лёд-это вода?
Река-это вода?
Если из тучи идёт вода, то это дождь?
Если вода замёрзнет, то это лёд?
Если на деревьях иней-это вода?
- О чём мы с вами говорили во время разминки? (О воде).
2. Формулирование темы урока.
- Вот какая важная гостья сегодня у нас на уроке. Хотите с ней познакомиться поближе?
- Тогда вам предстоит узнать, что такое вода, какими свойствами она обладает и какой бывает в природе.
- Как будет называться тема урока? («Какая бывает вода?»)
- А какие цели поставим? (Познакомиться с таким веществом, как вода; узнать, какая бывает вода; узнать свойства воды).
3. Изучение нового материала.
- Ребята, кому из вас приходилось делать опыты?
- Какое значение имеет слово опыт?
- В Толковом словаре русского языка одно из определений звучит так:
Проверка научных знаний лабораторным путём.
- Как называют людей, которые проводят опыты? (Исследователи).
- Сегодня мы с вами будем исследователями.
- Давайте узнаем, какими свойствами обладает вода. Проведём опыты.
Опыт 1.
На столе два разных по форме стеклянных сосуда: графин и стакан. Учащиеся наливают в каждый сосуд воду.
- Что вы заметили? (Высказывания детей).
Вывод:вода не имеет постоянной формы и принимает форму того сосуда, в котором она находится.
Опыт 2.
Ученику предлагаю налить в стакан воды и понюхать воду.
- Имеет запах вода? (Нет).
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт 3.
На столе три стакана: с водой, с молоком, с соком.
- Сравните жидкости по цвету.
- Какого цвета молоко? (Белого).
- Какого цвета сок? (Жёлтого).
- Какого цвета вода? (Бесцветная)
Вывод:вода не имеет цвета.
Опыт 4.
Опустим ложку в стакан с водой и в стакан с молоком.
- Наблюдаете? (Ложку можно увидеть через воду, а через молоко нельзя).
Вывод:вода прозрачная.
Опыт 5.
В три стакана налили сок, молоко, воду.
- Попробуйте на вкус жидкости.
Вывод: вода не имеет вкуса.
- Кто назовёт все свойства воды? (Высказывания детей).
4. Физкультминутка.
ДОЖДИК
Капля первая упала – кап!
Сверху пальцем показывают траекторию движения падающей капли.
И вторая прибежала – кап!
То же самое.
Мы на небо посмотрели –
Смотрят вверх.
Капельки «кап-кап» запели.
Намочились лица,
Мы их вытирали,
Вытирают лицо руками.
Туфли – посмотрите! –
Мокрыми все стали.
Показывают руками вниз
и смотрят.
Плечами дружно поведём
Движения плечами.
И все капельки стряхнём.
От дождя убежим,
Под кусточком посидим.
Приседают.
5. Углубление знаний с опорой на жизненный опыт учащихся.
- Вода словно волшебница. Она может превращаться из одного состояния в другое. У меня спрятана вода в одном из состояний.
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло.
Скользко, весело светло. (Лёд).
- Как лёд превратить в воду?
- Я держу на ладони лёд. Что происходит, почему? (Лёд под действием тепла тает).
-Отгадайте загадки:
На дворе – горой,
А в избе – водой. (Снег)
Говорю я брату:
-Ох, с неба сыплется горох!
-Вот чудак,- смеётся брат,-
Твой горох-ведь это…(град)
Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок. (Туман)
Не снег и не лёд, А серебром деревья уберёт. (Иней)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем – не найдём. (Роса)
-Что объединяет все отгадки? (Снег, лёд, град, туман – это вода).
-Значит, какой вывод можно сделать? (Вода в природе существует в трёх состояниях – жидком, твёрдом, газообразном).
-Как же вода переходит из одного состояния в другое? От чего зависит состояние воды? (От температуры).
-Когда мы с вами встречаем воду в твёрдом состоянии? ( С наступлением холодов).
-Верно. При температуре ниже 00С вода из жидкости превращается в твёрдое тело.
- А где мы можем увидеть воду в газообразном состоянии? (На кухне, когда закипает чайник. Это пар.)
-Вы правы. Когда вода начинает кипеть, появляется пар. Вода превращается в газообразное состояние при температуре 1000С.
-А сейчас, находясь на уроке, мы можем увидеть превращение воды в пар?
(Мокрой тряпкой протереть доску. Через некоторое время доска будет сухая. Вода испарилась).
-Приведите примеры воды в трёх состояниях. (Дети перечисляют).
6. Работа по учебнику стр. 88.
- Прочитайте слово, которое написано в середине. (Вода).
- В каком состоянии бывает вода в природе? (Высказывания детей).
- Снег, лед, град, иней – это вода в природе в твёрдом состоянии. (Слова вывешиваются на доску).
Роса – это вода в жидком состоянии.
Туман, пар – это вода в газообразном состоянии.
- Как снег превратить в жидкость (воду)? (Высказывания детей).
- В какую погоду бывает град? (Высказывания детей).
- Как воду превратить в лёд? (Высказывания детей).
- Глина пропускает воду? А песок? (Проверка с помощью опыта).
- Какой вывод можно сделать? (Вода текуча.Песок легко пропускает воду, глина – с большим трудом).
- Можно ли растворить в воде соль? Речной песок? (Проверка с помощью опыта).
- Какой вывод можно сделать? (Вода – хороший растворитель других веществ (соли, сахара). Но в ней не растворяются твёрдые тела (камень, песок).
-Утонет ли в воде гвоздь? Пробка? (Проверка с помощью опыта).
- Какой вывод можно сделать? (Некоторые предметы тонут в воде, некоторые плавают на её поверхности).
- Какие явления природы, связанные с водой, можно наблюдать зимой? (Ответы детей).
7. Закрепление.
Стр. 89.
- Рассмотрите рисунки. Расскажите о значении воды. (Ответы детей).
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Вывод: Вода - это жизнь.
-«Капля воды дороже золота»
-Почему так говорят? (Ответы детей).
- Вода становится неразлучным спутником человека на всю жизнь, с момента его появления на свет до последнего дня. Человек без воды не сможет жить.
- Зачем же вода так нужна человеку? (Пить, умываться, купаться, готовить еду.) А ещё?
-Без нее не обойтись никому и никогда, и заменить её нечем. Организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды.
- А в некоторых растениях её содержится ещё больше. Достаточно сорвать и помять в руках лист растения, чтобы убедиться в этом.
Не умыться, не напиться Без воды. Листику не распуститься Без воды. Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек! И поэтому всегда Всем везде нужна вода!
- Какая вода нужна человеку, растениям, животным? (Пресная).
- К сожалению, пресной воды на Земле очень мало по сравнению с солёной. А чистой пресной воды остаётся всё меньше и меньше. Над водой нависла угроза.
- Какая опасность нависла над водой? (Её загрязняют.)
- Что может случиться? (Не останется пресной чистой воды.)
- Как можно помочь сберечь чистую воду? (Строить очистные сооружения, не мусорить).
- Какую помощь можете оказать вы? (Не лить воду зря, не мусорить в воде и на берегу рек).
- С каким призывом мы можем обратиться к людям, чтобы сохранить воду «чистой»? (Берегите воду!)