Предмет, класс | Окружающий мир, 3 класс |
УМК | Перспективная начальная школа: «Окружающий мир» О.Н. Федотова, Г. В. Трафимова 2013 |
Тема | Что такое погода? |
Тип урока | Комбинированный урок |
Задачи урока | Дидактическая: Создать условия для формирования представления о погоде, как сочетании природных явлений в данный отрезок времени и на данной территории. 1. Образовательная: сформировать элементарное понятие термина «погода»; выяснить, от чего зависит погода и почему непостоянна; научиться вести и фиксировать наблюдения за погодой. 2. Развивающая: развивать любознательность, наблюдательность в природе; развивать внимание, память, мышление 3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе; формировать толерантное отношение при работе в группе, (паре), воспитывать культуру общения |
Планируемые результаты | 1. Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, проявлять интерес к изучению темы; 2. Метапредметные: - познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи и создавать структуру взаимосвязей учебных единиц; умение выделять существенную, необходимую информацию; - регулятивные : умение соотносить свое действие в соответствии с поставленной задачей и планируемыми результатами; умение вносить необходимые коррективы и оценивать правильность выполнения учебной задачи; навыки само- и взаимоконтроля; - коммуникативные: владение формами монологического высказывания; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение слушать других, работать в паре, группе; 3. Предметные: умение проводить наблюдение самостоятельно, находить взаимосвязи в природе, соблюдать правила поведения в природе. |
Методы и приемы организации деятельности учащихся | методы: проблемный, оценочный, репродуктивный (словесный, наглядный) приемы: самостоятельная работа, работа по заполнению таблицы, работа с дополнительной литературой, учебная игра, «Карта открытий» |
Межпредметные связи | География |
Формы работы | Фронтальная, групповая, индивидуальная работа |
Средства обучения | Учебник, компьютер, проектор, раздаточный материал, словарь С. И. Ожегова, хрестоматия, «Карта открытий». |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Планируемые результаты |
Предметные | Формируемые способы деятельности обучающегося (УУД) |
1. Организационный момент: Цель: эмоциональный настрой на работу. 1-2 мин. | Учитель приветствует детей, настраивает на урок У: - В классе нашем – важное событие, На уроке сделаем новое открытие. С собой мы берем настроенье отличное Трудность для нас – дело привычное! - Итак, друзья, в путь! Сегодня мы продолжим говорить об удивительном мире вокруг нас. | Приветствуют учителя и друг –друга, настраиваются на урок. | | Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные : самоопределение. |
2. Актуализация знаний Цель: вспомнить тему прошлого урока и закрепить знания. 5-6 мин. | Проверка знаний по теме прошлого урока. На партах лежат карточки с вопросами, на них нужно ответить письменно, как можно быстрей. Вопросы на карточках: Как образуется ветер? Какие бывают ветра? Как называется очень сильный ветер? С помощью какого прибора и как определить направление ветра? Что было бы с воздухом населенных пунктов, где есть промышленныепредприятия, если бы не было ветра? | После написания работ, взаимная проверка. Дети меняются карточками с соседом по парте и ставят оценку. Ответы выводятся на доску. | Повторение и осознание того, что уже усвоено | Коммуникативные:умение оформлять свои мысли в письменной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. Познавательные: умение находить ответ на вопрос. Регулятивные: умение высказывать своё мнение. |
3. Целеполагание и мотивация Цель: определение цели урока; найти способы достижения цели урока. 2-3 мин. | У: Сейчас я вам загадаю, загадки, а вы по ответам должны догадаться о чем мы сегодня будем говорить на уроке. Он давно по окнам лупит, Видно капли из-за штор. Если мама зонтик купит – Я смогу пойти во двор. (Дождь) (слайд 1) Он спустился утром рано, Белый-белый и густой. Воздух вымазал сметаной. Отгадай, кто он такой. (Туман) ( слайд 2) Он с утра уже метет, Бьется в окна спаленки. Ваня погулять идет – Надевает валенки. (Снег) (слайд 3) Страшно выйти на крылечко – Он сегодня просто лют. Льдом сковал и нашу речку, И большой соседний пруд. А теперь задам вопрос – Кто зимой нам щиплет нос? (Мороз) (слайд 4) Он в любое время года Может предсказать погоду. Зонтик брать или не брать? Нужно ль шапку надевать? Круглый год, зимой и летом, Слушайте его советы! (Метеоролог) ( слайд5) Ты повесь его снаружи - И узнаешь, зной иль стужа. Тонкий столбик спиртовой В нем гуляет, как живой. (Термометр)( слайд 6) У:Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (О погоде) - Верно. Какую цель урока поставим перед собой? Цели урока. Узнать что такое погода? Узнать от чего зависит погода? У: Сформулируйте тему урока (Что такое погода?) ( слайд 7) | Отгадывают загадки Д: О погоде Отвечают на вопрсы и ставят цели урока. Формулируют тему урока | Осознание значимости изучаемых знаний. | Личностные: понимание цели учения Познавательные: анализ информации, развитие внимания Регулятивные: определять цель учебной деятельности, составлять план выполнения задачи Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, работать в соответствии с нормами общения, правилами поведения и этикета. |
4. Первичное усвоение новых знаний. Цель:зафиксировать новое знание. Постановка задач на урок. 5-6 мин. | Работа с учебником, чтение на стр. 120. Работа с этим текстом. У:Выскажите свое предположение о том, что же такое погода, о которой говорят по телевидению, дома и в школе, от которой зависят урожай, работа транспорта и самочувствие людей? - Что значит «одеться по погоде»? - На эти и другие вопросы нам предстоит сегодня найти точные ответы на уроке. Посмотри дружок на парту, И увидишь чудо-карту. Все, что знаешь, отмечай, На вопросы отвечай. - Перед каждым из вас лежит Карта Открытий. Запишите короткие ответыв колонки «Знаю» и «Хочу узнать», а колонку «Узнал» заполните в конце урока. Время для заполнения карты 2 минуты. Итак, приступите к выполнению задания. У:Итак, вы поставили перед собой вопросы. Давайте вместе искать на них ответы. - Чтобы ответить на вопросы, которые вызвали у нас сомнения и затруднения воспользуемся помощниками. Кто может сказать, какими? (учебник, дополнительная литература) - Сегодня на уроке мы будем работать с учебником, толковым словарем. | Читают текст по цепочке Отвечают на вопросы Заполняют карту Отвечают на вопрос | | Регулятивные: умение высказывать своё предположение. Личностные: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
5. Осознание и осмысление учебной информации Цель:организовать устранение и преодоление затруднений 7-8 мин. | 1) Работа со словарем С.И.Ожегова - В старину погодой, или ведром, называли солнечные безветренные дни. Когда шел дождь, мела метель и падал снег, то говорили, что на улице непогода, ненастье. - Найдите определение погоды в толковом словаре. (В словаре С. И. Ожегова написано:«Погода – это состояние атмосферы в данном месте в данное время» ) ( слайд 8) 2) Беседа - Наша планета Земля окружена воздушной оболочкой – атмосферой. Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси.Поэтому Солнце согревает нашу планету не везде одинаково. От действия солнечных лучей зависит температура воздуха в данной местности в данное время. - Вспомните, как обозначается температура воздуха. Прочитайте запись температуры разными способами. (- 13 С) - Будет ли зависеть погода от температуры воздуха? - Большая часть планеты Земля покрыта водой. Назовите водоёмы. - Вода под действием тепла испаряется, в атмосферу попадает большое количество влаги, которая в верхних слоях атмосферы охлаждается, образуя капельки воды. Они сливаются в облака и тучи. Когда тучи наполняются большим количеством влаги, тучи становятся тяжелее воздуха и что тогда? Идёт дождь. Так образуются осадки. - Какие виды осадков вы знаете? 3) Работа с хрестоматией - А как люди узнают о предстоящей погоде мы с вами сейчас узнаем, прочитав текст в хрестоматии «Какая будет погода» - На странице 122 рассмотрите условные знаки для обозначения погодных условий. ( слайд 9) | Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя Один обучающийся читает текст Рассматривают таблицу со знаками | | Регулятивные: умение работать с источниками информации. Личностные: умение преодолевать трудности |
6. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА 2мин. |
7. Первичное закрепление Цель:организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание и взаимопроверку. 4-5 мин | Организует самостоятельную работу. У: Ребята, используя свои наблюдения, расскажите о той погоде, которую наблюдаете сейчас за окном. Запишите ее условными знаками в тетрадь. Ученикам раздаются карточки с вопросами, на которые нужно ответить «Правда» или «Ложь». Ответы проверяются по презентации. ( слайд 10) | Записывают в тетрадь условными знаками, сверяются с доской. Обмениваются листочками с соседом по парте и оценивают его работу. | | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке . Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей |
8. Применение знаний и умений Цель:применение блока новой информации в новой учебной ситуации 5 мин. | У:Скажите, пожалуйста, надо ли знать погоду людям разных профессий? - Тогда я предлагаю вам поиграть в игру. Сейчас вы разделитесь на группы с помощью цветных карточек, каждая группа получит роль. Вам необходимо будет привести свои доводы, зачем людям вашей профессии надо знать прогноз погоды. (Медицинские работники, работники сельского хозяйства, летчики, моряки, водители городского транспорта) | Отвечают на вопрос Делятся на группы, получают роль. Обсуждают в группах. Каждая группа приводит свои доводы. | | Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. Познавательные: умение находить ответ на вопрос, применить полученные знания Регулятивные: умение высказывать своё мнение. |
8. Итоги урока. Рефлексия Цель:соотнести цель и результат учебной деятельности 3 мин. | У:Положите перед собой Карты Открытий. Заполните последнюю колонку «Узнал». Озвучьте, что вы узнали сегодня на уроке, какой информации было мало? У: Запишите домашнее задание. Домашнее задание: У. с. 120-122 читать, с. 122 ответить на вопросы устно; вести наблюдения за погодой. Подобрать народные приметы о погоде. | Заполняют карту Отвечают на вопросы Записывают домашнее задание в дневник. | Осмысление результатов деятельности по освоению новых знаний, выявление трудностей. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: самооценка. |