kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру "Из книжной сокровищницы Руси"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект поможет учителю в проведении урока, разработан в соответствии с программой "Школа России" 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Из книжной сокровищницы Руси"»

Конспект урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси», 4 класс, «Школа России» НОО

Цель: - формировать представление о возникновении славянской азбуки,

о появлении письменности на Руси;

Задачи: - формировать познавательные компетенции:

- дать представление о летописях как исторических документах;

- учить добывать информацию, анализировать, выделять главное, делать выводы;
- развивать коммуникативные навыки обучающихся: сотрудничество, обмен мнениями;

- развивать воображение

Оборудование: - компьютер, медиапроектор, презентация «Из книжной сокровищницы Древней Руси», карточки, алфавит, учебник «Мир вокруг нас», 4 класс, А.А. Плешаков, «Рабочая тетрадь», 4 класс А.А. Плешаков.

Ожидаемый результат: учащиеся должны получить представление о возникновении славянской азбуки, возникновении письменности на Руси.


Этапы работы

Предполагаемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Методическое обоснование

Организационный момент


Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку и настраивает на работу.


«Вот опять звенит звонок -

Приглашает на урок.

Начинаем мы опять

По истории шагать»






Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Подготовка учащихся к данному уроку

Цель: проверка готовности учащихся к уроку и настрой на работу.

Метод: чтение литературного произведения (стихотворения)

Критерии:

- время, затраченное на организацию работы;

- готовность учащихся;

- время включения ребенка в учебную деятельность;


Опрос учащихся по заданному на дом материалу






Проверка домашнего задания:

- сейчас мы проверим с вами, что вы узнали о городах 10 - 11 веков Киеве и Новгороде.


  1. Фронтальная работа.

Тест (Приложение 1)

Раздача тестов. Объяснение правил выполнения теста.

Выполнение, взаимопроверка.


  1. Инсценировка (рассказ о своем городе)

А) Новгородец и иноземный купец.

Б) Новгородец и житель другого города.


Давайте послушаем ребят, оценим их ответ, добавим, что еще можно рассказать о Древнем Новгороде.








Работа с тестом

взаимопроверка


Ключ:

а б б б в а в б а в



инсценировка





Оценивание уч-ся

выступающих

Дидактические задачи:

- выявить осуществление выполнения домашнего задания;

- обнаружить пробелы;

- углубить знания по данной теме

Цель: проверить у учащихся сформированность представлений о городах 10-11 веков Киеве и Новгороде.

Методы:

  1. Индивидуальная работа по карточкам

  2. Метод организации совместной деятельности учащихся: Тестирование

  3. Метод мотивирования учебной деятельности: инсценировка.

Критерии оценивания ответов учащихся: количество правильных ответов. (Ключ: а б б б в а в б а в). 10 – «5» 8-9 – «4» 6-7 – «3».


Чередование форм работы (индивидуальная, группами, общее обсуждение).



Критерии оценивания инсценировки:

Полнота изложения материала, погружение в «эпоху», сценическое мастерство, выразительность, доступность,

соответствие материала данной теме.


Сообщение темы и постановка цели урока.















Сообщение темы (слайд 1)

«Из книжной сокровищницы Древней Руси»

- На прошлом уроке мы узнали, что в Новгороде были найдены берестяные грамоты. Люди умели писать и читать. Каковы цели этого урока, вы определите, восстановив предложения. (Слайд 2,3)



Просмотр презентации










Цель урока: формировать представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси


Осуществление личностно - ориентированного подхода к обучению через целеполагание.


Задача для учащихся:

нахождение ответов на поставленные вопросы.


Изучение нового учебного материала.








А) Возникновение славянской письменности


































































































































































































































































































































Физминутка – упражнения для снятия утомления с мышц туловища



Продолжение работы над темой урока


Изучение нового учебного материала:

Кто создал на Руси славянскую письменность?

- Ребята, а знаете ли вы, что книги появились очень давно. Первые книги
стоили очень дорого и обращались с ними как с произведением искусств.

Впрочем, давайте начнем по порядку.


Ответ на первый вопрос вы найдете, прочитав текст (слайд 4,5).

Однажды Византийский император пригласил ученого-монаха Кирилла и сказал ему:

«Обратились ко мне славяне с просьбой, прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа». Кирилл ответил ему: «Хотя я болен, я рад пойти туда, только если они имеют буквы для своего языка»

- Чем отличаются буквы и звуки? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим)

- Оказывается, букв, приспособленных обозначать славянскую речь на письме, тогда еще не было. Хотя славяне уже пытались записывать свою речь при помощи специальных знаков. Кирилл, зная греческий и один из славянских языков, создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита. В работе над ней ему помогал старший брат Мефодий. Назвали ее в честь Кирилла - Кириллицей.

-Кто и с какой просьбой обратился к Византийскому императору? (прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа»)

-Кто создал первую славянскую азбуку? (Кирилл создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита.)

-Кто помогал Кириллу в работе над азбукой? (Старший брат Мефодий)

Сообщение учителя, составление слов

Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица. (слайд 6)

Давайте познакомимся с некоторыми буквами одной из них.
Рассмотрите иллюстрацию (Слайд 7).
Аз - Буки

Составьте слово «баба», используя старославянские буквы

Проверка по образцу

(Слайд 8).


-Объясните, почему алфавит в Древней Руси называли азбукой?

(По названию первых букв). Эта азбука называлась глаголица. (Слайд 9-11). Известно, что слово глагол
переводится как «слово», «речь».

С помощью глаголицы можно было записать устную речь.


В настоящее время мы пользуемся другой азбукой – кириллицей. Она была создана Кириллом в 863 году.

Он перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтырь.

- 863 год – какой век?

В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности
и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт
памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена
Неугасимая Лампада – знак вечной памяти. (Слайд 12).


Упражнения для снятия утомления с мышц туловища






2. На чём и чем писали в Древней Руси?

-Рассказ учителя.

В Древней Руси создавались летописи.

- Что такое летопись? Летопись-описание событий по годам.(Славянское слово «лето» -переводится год)

Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не произошло, то летописец записывал: «В лето … не бысть ничего», «В лето … бысть тишина» (Слайд 13).

В конце 11веке - начале 12 века в Киево-Печорском монастыре жил монах Нестор, который создал первую русскую летопись– « Повесть временных лет». (Слайд 14).

О содержании своего труда сам Нестор писал так:

«Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть»

(перевод: «Каково начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как образовалось Русское государство». ) (Слайд 15).

Летопись писали от руки, гусиным пером, тщательно выписывались буквы, заставки.
Специальный художник оформлял книгу: рисовал заглавные буквы,
орнамент. Труд был очень кропотливый и долгий.



- Работа с учебником. (стр. 56-57). (Слайд 16).

Сейчас вы сами прочитаете статью в учебнике стр.56-57 ,

Найдете ответ на следующие вопросы:

1.Кто трудился над созданием книги в Древней Руси? (Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики)

2.Какие чернила использовали для письма? (Черные или коричневые)

3.Что такое киноварь? (краска оранже-красного цвета) Охра? (Краска желтого цвета)

4. Какими были книги в Древней Руси? (Слайды 17-19).(Описание книги учащимися)


Чтение статьи, ответы на вопросы.

Цель: Проверить понимание прочитанного, умение выделять главное.












Поиск ответа на вопрос















Чтение текста




Ответы на текстовые вопросы































































Методы обучения:

  1. Использование ТСО

  2. Беседа, наблюдение

  3. Проблемное изложение материала

  4. Использование иллюстративного материала

  5. Демонстрация



Форма изложения учебного материала – урок – практическая работа




Проблемная ситуация

Поисковая деятельность

Нахождение ответа на первый вопрос: «Кто создал на Руси славянскую письменность

Знакомство с двумя вариантами славянской азбуки


































Физ. минутка



Продолжение работы над темой урока

Сообщение учителя, творческое задание. Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица. (Слайд 6).

Давайте познакомимся с некоторыми буквами одной из них.
Рассмотрите иллюстрацию. (Слайд 7).

Составьте слово «баба», используя старославянские буквы

Проверка по образцу


(Слайд 8).


- Объясните, почему алфавит в Древней Руси называли азбукой? (По названию первых букв). Эта азбука называлась глаголица. (Слайд 9-11). Известно, что слово глагол переводится как «слово», «речь».

С помощью глаголицы можно было записать устную речь.

В настоящее время мы пользуемся другой азбукой – кириллицей. Она была создана Кириллом в 863 году.

Он перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтырь.

- 863 год – к какому веку относится?

В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт
памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая Лампада – знак вечной памяти. (Слайд 12).

Упражнения для снятия утомления с мышц туловища






Составление слова


























Цель:

- познакомить с 2 вариантами славянской азбуки


Задача:

- Сформировать у уч-ся представление о славянской азбуке, учить различать кириллицу и глаголицу

- учить анализировать, выделять главное





Творческая работа
















Цель: снятие утомления с мышц туловища

- На чём и чем писали в Древней Руси?

- В Древней Руси создавались летописи.

Что такое летопись? Летопись - описание событий по годам. (Славянское слово «лето» - переводится год)

Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не произошло, то летописец записывал: «В лето … не бысть ничего», «В лето … бысть тишина» (Слайд 13).

В конце 11веке - начале 12 века в Киево-Печорском монастыре жил монах Нестор, который создал первую русскую летопись– «Повесть временных лет». (Слайд 14).

О содержании своего труда сам Нестор писал так:

«Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть»

(перевод: «Каково начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как образовалось Русское государство». Летопись писали от руки, гусиным пером, тщательно выписывались буквы, заставки.
Специальный художник оформлял книгу: рисовал заглавные буквы,
орнамент. Труд был очень кропотливый и долгий.

- Работа с учебником (стр. 56-57).

Сейчас вы сами прочитайте статью в учебнике стр.56-57,

слабые ученики отвечают на вопросы по тексту:

1. Кто трудился над созданием книги в Древней Руси? (Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики)

2.Какие чернила использовали для письма? (Черные или коричневые)

3.Что такое киноварь? (краска оранжево-красного цвета) Охра? (Краска желтого цвета)

4. Какими были книги в Древней Руси





























Вступают в самостоятельную исследовательскую деятельность.

Работа в парах


Задачи:

- знакомство с понятием «летопись», « летописец»

- дать представление об истории появления письменности у древних славян

- знакомство с историей появления первых славянских книг


Формы

и методы достижения поставленных задач:

- изложение материала

- использование ТСО

- самостоятельная работа с книгой

- устный самоконтроль












Цели: проверка понимания прочитанного, умения выделять главное задания на сравнение и анализ ранее полученной информации,

активизация мыслительной деятельности.


Формы деятельности:

Работа в парах.


Критерии усвоения материала: понимание прочитанного и точность воспроизведения материала, использование полученных знаний на более высоком уровне


Закрепление учебного материала


VI. Закрепление материала.

Блиц – опрос (соревнование между рядами).

(Проверка усвоения изученного материала) (Слайд 20).

  1. Кто создал славянскую письменность? (Кирилл и Мефодий)

  2. Как называлась 1 азбука? (глаголица)

  3. Как называется азбука, которой мы пользуемся до сих? (Кириллица)

  4. В каком году она была создана?

  5. Что такое летопись? (Летопись - писание событий по годам)

  6. Где и кем велись летописи? (Монахами в монастырях)

  7. Как звали монаха, который написал «Повесть временных лет»? (Нестор)

  8. На чем писали в Древней Руси? (На бересте и пергаменте).

  9. Что такое пергамент? (писчий материал из телячьей кожи)

  10. Почему его ценили?

(Стоил очень дорого. Ненужные записи соскабливали и снова писали на очищенном месте)

  1. Что такое береста? (Кора березы)

  2. Чем писали? (Перьями и писалами).

  3. Каким способом написания на бересте пользовались? (Выдавливали и
    выцарапывали буквы).

  4. Кто трудился над созданием книги в Древней Руси? (Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики)

  5. .Какие чернила использовали для письма? (Черные или коричневые)

  6. Что такое киноварь? (краска оранжево-красного цвета)

  7. Охра? (Краска желтого цвета)






Цель: проверка усвоения изученного материала



Формы и методы урока

- фронтальный контроль

- соревновательная деятельность

- поощрение








Итог урока


Урок подходит к концу.

Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.

1. Кто создал на Руси славянскую письменность?

2. На чем и чем писали на Руси?


Прочитайте предложения, вставляя пропущенные слова, на основе знаний, полученных на уроке.

Славянскую письменность создали X и Y.

(Славянскую письменность создали Кирилл и Мефодий)

На Руси писали на ? и ?, используя для этого ? и ?.

(На Руси писали на бересте и пергаменте, используя для этого писало и перья.) (Слайд 21)


Словесная оценка детей (рефлексия).

Оценка проделанной работы (самооценка и взаимооценка)

Цель:

Подведение итогов урока, оценка деятельности, рефлексия.


Творческий перенос знаний в новые условия (выполнение творческого упражнения)


Формы и методы:

- упражнение

- поощрение


Критерии оценивания:

- активность работы во время учебного процесса

- полнота, правильность и качество ответа


Задание на дом


Домашнее задание

1. Прочитать текст на стр. 55-58, проверить свои знания по вопросам параграфа «Проверь себя!»

2. Попробовать изобразить страницу рукописной книги, используя те же приемы, что и древнерусские мастера (возможна работа в парах, группах)



Запись домашнего задания

Цель: применение знаний в новых условиях


Формы и методы:

- использование ТСО

- индивидуальная работа с учебной и дополнительной литературой

Дифференцированное задание с учетом индивидуальных особенностей учащихся


Использованная литература:



1. А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. «Мир вокруг нас» (учебник, 4 кл., 3 ч.)//М.:Просвещение, 2007.

2. О. И. Дмитриева, О. А. Мокрушина. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» (4 кл.). М.: «ВАКО», 2006.

4. Е. М. Тихомирова. Тесты по предмету «Окружающий мир» (4 кл.). М.: «Экзамен», 2007.

5. Сеть «Интернет».




Тест «Страна городов»


1.Из какого материала было построено большинство домов и городов Древней Руси?

А) Из дерева

Б) Из камня

В) Из кирпича


2.Как назывался центр древнего русского города?

А) Площадь

Б) Кремль

В) Собор


3.Какое название дали соборам, возведённым центре Древнего Новгорода и Древнего Киева?

А) Архангельский

Б) Софийский

В) Успенский

4. Как называлось собрание всех горожан в Новгороде

А) Дума

Б) Вече

В) Рада


5. На берегах, какой реки возник Великий Новгород?

А) Днепра

Б) Волги

В) Волхов


6. Как называли знатного боярина, управлявшего Великим Новгород?

А) Посадник

Б) Князь

В) Дружинник


7. На чём писали грамотные новгородцы?

а) На бумаге

Б) На глиняных дощечках

В) На бересте


8. Чем писали новгородцы?

А) Ручкой

Б) Гусиным пером

В) Заострённой палочкой


9. В какое время в летописях встречается первое упоминание Москвы?

А) В 12 веке

Б) В 13 веке

В) В 14 веке


10. Назови имя князя основавшего Москву?

А) Владимир Красное Солнышко

Б) Святослав

В) Юрий Долгорукий

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру "Из книжной сокровищницы Руси"

Автор: Токарева Светлана Анатольевна

Дата: 13.02.2019

Номер свидетельства: 499659

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока окружающего мира  "Из книжной сокровищницы Древней Руси" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-iz-knizhnoi-sokrovishchnitsy-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "163444"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422473702"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по окружающему миру "Из книжной сокровищницы Древней Руси. ""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_okruzhaiushchemu_miru_iz_knizhnoi_sokrovishchnitsy_drevnei_rus"
    ["file_id"] => string(6) "491576"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1545186407"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока "Из книжной сокровищницы Древней Руси""
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekturokaizknizhnoisokrovishchnitsydrievnieirusi"
    ["file_id"] => string(6) "292082"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455212092"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока по окружающему миру по теме "из книжной сокровищницы Древней Руси" "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-iz-knizhnoi-sokrovishchnitsy-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "237794"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444397003"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Из книжной сокровищницы Древней Руси""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_okruzhaiushchemu_miru_v_4_klasse_iz_knizhnoi_sokrovishchnitsy_"
    ["file_id"] => string(6) "602231"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1647273921"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства