Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Что мы знаем о Москве"»
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе.
Что мы знаем о Москве.
Цели: дать представление о национальном характере России, об этническом типе лица и о национальном костюме; познакомить с национальными праздниками народов России; расширять знания о Москве - столице нашей Родины.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать некоторые народы России по национальным костюмам; описывать достопримечательности столицы.
Оборудование: картинки с изображением национальных костюмов некоторых народов России, слайды, фотографии достопримечательностей Москвы, портрет Президента России, школьный словарик «Праздники России»; у учащихся — ножницы, клей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Нетерпеливый Муравьишка еле дождался урока, чтобы спросить у вас, что же рассказали ваши родители о нашем родном городе. (Ответы детей.)
— О чем вы прочитали в школьном словарике «Реки, моря, озера, горя России»? (Ответы детей.)
- Что вы можете рассказать о своей стране? (Ответы детей.)
— Какие главные символы нашего государства вы запомнили? (Флаг, герб, гимн.)
III. Самоопределение к деятельности
(Учитель вывешивает на одну половину доски картинки с изображением костюмов разных народов России, на другую — фотографии достопримечательностей Москвы.)
— Путешествуя на прошлом уроке по России, наш Муравьишка заметил много интересного. Вот какие картинки и фотографии он принес. Что вы знаете об этом и о чем можете рассказать? (Ответы детей.)
~ Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О разных народах России и о Москве.)
— Прочитайте тему урока на с. 12 учебника. (Что мы знаем о народах России ? Что мы знаем о Москве?)
- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
— Рассмотрите рисунки на с. 12 учебника. Сравните лица и костюмы людей. Что можете рассказать об этом? (Люди разных народов отличаются друг от друга внешнем видом: овалом лица, цветом волос, разрезом глаз. И костюмы у каждого народа свои.)
— Попробуйте по костюму определить, где могут проживать люди данной национальности.
(Учитель показывает картинки на доске, учащиеся делают свои предположения.)
— Прочитайте под рисунками в учебнике названия народов России. Какие народы вы еще знаете? (Коми, марийцы, удмурты, чеченцы, якуты, ненцы и др.)
Русские составляют четыре пятых всего населения России. Другие нации и народности, живущие в Российской Федерации, тоже корнями связаны с этой землей и с ее многовековой историей.
— Подумайте, что может объединять, связывать друг с другом все народы России? (Ответы детей.)
Много различий между народами, но еще больше между ними схожего, общего. Все они составляют человечество. Все народы одинаково стремятся к счастливой, радостной и мирной жизни.
В наши дни рейсы кораблей и самолетов, линии телеграфной и почтовой связи, отношения международного торгового и культурного сотрудничества тесно охватили земной шар. Ни один народ сегодня не может замкнуться в своих национальных границах, существовать без постоянных связей и обменов, культурных и экономических, с другими народами — как соседними, так и дальними. Чем прочнее будут отношения мира, дружбы и взаимопомощи между разными народами нашей страны и всего мира, тем лучше будет становиться жизнь каждого отдельного народа и каждого человека.
— А еще все народы отмечают праздники. Какие праздники вы знаете? (Ответы детей.)
— Отгадайте загадки.
За окном поет метель,
Дома — праздничная ель,
На стекле ажурный иней
Всех узором дразнит.
Вечер зимний, вечер синий
Нам приносит праздник. (Новый год.)
Я сегодня не проказник,
Потому что мамин праздник.
Подарю я ей букет.
Мне уже двенадцать лет,
И прибраться мне не лень.
Угадайте, что за день.
Он приходит каждый год,
За собой весну ведет. (8 Марта, Международный женский день.)
В небе праздничный салют,
Фейерверки там и тут.
Поздравляет вся страна
Славных ветеранов,
А цветущая весна
Дарит им тюльпаны,
Дарит белую сирень.
Все узнали этот день? (9 мая, День Победы.)
Первокласснику семь лет,
За плечами ранец,
А в руках большой букет,
На щеках румянец.
Что за праздничная дата,
Отвечайте-ка, ребята! (1 сентября, День знаний.)
О защитниках страны
Помнить мы всегда должны.
Воинов поздравим мы
В этот день в конце зимы. (23 февраля, День защитника Отечества.)
Ты запомни дату эту.
Первым облетел планету
Наш российский парень,
Космонавт Гагарин.
Был обычный день апреля,
Встретила Земля весну,
А конструкторы смотрели
С замираньем в вышину. (12 апреля, День космонавтики.)
— Рассмотрите фотографии на с. 13 учебника. Расскажите друг Другу, что делают люди в праздничные дни.
(Работа в парах. Учитель обращает внимание детей на то, что они не должны мешать друг другу. Общаться с соседом следует шепотом.)
— А в каких праздниках вы сами принимали участие? (Ответы детей.)
(Можно использовать школьный словарик «Праздники России».)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради № 1 (с. 5).
(Работа в парах.)
— Какие народы России вы запомнили?
- Выполните задание.
— О каких народах России мы сегодня еще не говорили? Расскажите, что вы о них знаете.
№2 (с. 6).
— Какие народы России населяют наш край?
(Если учащиеся затрудняются, учитель дополняет их ответы. Обязательно поговорить о толерантности.)
— Выполните задание.
V. Физкультминутка
Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами.
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И, опять же, улыбнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались,
Завтракали, не торопясь,
В школу, к знаниям стремясь.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
- Как называется столица России? (Москва.)
Вот еще одно общее у всех народов России. Это одна столица — город-герой Москва.
— Кто бывал в Москве? Что можете рассказать? (Ответы детей.)
— Муравьишка приглашает нас в путешествие по Москве. Рассмотрите рисунок на с. 14. Какие достопримечательности Москвы вы узнали? Что можете о них рассказать? (Ответы детей.)
В столице работают глава нашего государства — Президент России, Правительство России и Государственная дума.
(Учитель вывешивает на доску портрет президента.)
— А кто знает, что называют сердцем Москвы? (Кремль.)
(Учитель вывешивает картинку с изображением Кремля.)
- Найдите в учебнике изображение Кремля. Что вы можете о нем рассказать? (Ответы детей.)
Краснокирпичный Кремль, воздвигнутый в Москве во времена великого князя Ивана III, за свою долгую историю не раз обновлялся. Реставрировали его и в наши дни, отчего этот величайший и неповторимый памятник русской национальной архитектуры стал еще величественнее и краше. Полюбоваться им ежедневно приходят тысячи экскурсантов.
— А вы догадались, что это за стена из камней? (Это зоопарк.) Прислушаемся. Шум города сменился птичьими голосами, плеском воды. В пруду плавают изящные лебеди, зобастые пеликаны. У воды ярко-розовые фламинго на длинных и тонких, как соломинки, ногах. Вокруг вольеры и павильоны с животными со всех частей света. Это — Московский зоопарк, музей под открытым небом. Он расположен в центре города, но кажется, что это таинственный остров вдали от машин и многоэтажных зданий.
На этом самом месте зоопарк возник в 1864 г. Тогда он назывался зоологическим садом. Москвичи очень любили гулять по его аллеям, а заодно рассматривать заморских зверей. Правда, тогда их было намного меньше, чем сейчас.
(Можно использовать информацию на страничке для любознательных (с. 40-41).)
Наше путешествие по Москве продолжается, и Муравьишка приглашает нас в музей.
- Какое здание похоже на музей? (Внизу, справа.)
— Кто знает, как называется этот музей? (Третьяковская галерея.)
Основатель галереи — богатый московский купец Павел Михайлович Третьяков (1832—1898) — был человеком широко образованным. Он жертвовал крупные суммы денег на различные благотворительные цели: больницы, учебные заведения, благоустройство Москвы. Но еще в молодые годы Павел Третьяков мечтал устроить в Москве «Художественный музей или общественную картинную галерею», доступную для человека любого сословия. И до конца своих дней он не отступал от поставленной цели. Купив первую картину в 1856 г., он стал собирать свою коллекцию. Постепенно галерея стала главным делом его жизни.
— А как называется эта высокая башня? (Останкинская телебашня.)
Эта башня — олицетворение триумфа науки и технического прогресса, выдающийся памятник современности, которым по праву гордятся москвичи.
— А вот красивейшее здание в левом нижнем углу. Кто знает его название? (Это здание Московского государственного университета. Здесь учатся студенты.)
Сегодня здесь обучается более 25 тыс. студентов.
А вот и сказочный дворец на нашем пути. Посмотрите, какие красочные расписные купола!
— Кто из вас знаком с этим зданием и может о нем рассказать? (Ответы детей.)
Это Покровский собор на Красной площади. Еще одно чудо Москвы.
А сейчас мы побываем в гостях у московских школьников.
— Рассмотрите фотографии на с. 15. Расскажите о жизни ваших сверстников.
(Работа в парах. Затем заслушиваются ответы нескольких учеников.)
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(194) "Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме: " Москва - столица нашей Родины. Что мы знаем о Москве""
["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_okruzhaiushchemu_miru_v_1_klasse_po_teme_moskva_stolitsa_nashe"
["file_id"] => string(6) "600828"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1645426146"
}
}