2 | Актуализация знаний. | Отгадайте загадку: Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг. Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года – Это всё вокруг … -Что же такое природа? Всё ли, что вы видите на экране, относится к природе, ведь это всё нас окружает? Тогда закончите определение: Природой мы называем то, что нас окружает и … На какие две группы можно разделить объекты природы Вспомните признаки живых сущест. Чтобы закрепить знания, мы сыграем в игру. Игра « Живое –неживое» Я называю слова. Если это объект живой природы, вы хлопаете, а если объект неживой природы – вы ничего не делаете. ( Дождь, снег, ворона, мальчик, белка, листик, гора, солнце, кузнечик, дерево, роза.) Молодцы! | Слушают внимательно учителя, хором отвечают - природа Дают ответы - Это то, что нас окружает; -Нет. - Корабль, шарики и паровоз не относятся к природе, это предметы рукотворного мира. ( создано руками человека) - не сделано руками человека! - Живая и неживая - Живые существа дышат, питаются, растут, размножаются, стареют и умирают. Дети выполняют задания учителя. | Познавательные (через отгадывание загадки, слушание учителя) Регулятивные : самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале. Коммуникативные : - уметь оформлять свои мысли в устной речи; |
4 | Первичное усвоение новых знаний | Чтобы ответить на все ваши вопросы мы отправимся в путешествие по этим царствам. Перед вами карта путешественника, в которую вы будете заносить нужные сведения. Карта путешественника Название царства | Представители | Среда обитания | Наука, изучающая царство | | | | | | | | | | | | | | | | | Итак, в путь. Чтобы узнать о первом царстве, посмотрите видеоурок. ( фрагмент)Просмотр водеоурока на сайте Youtube и заполнение первой строки таблицы ( вместе для образца) (Фронтальная работа) Карта путешественника Название царства | Представители | Среда обитания | Наука, изучающая царство | Животные | Медуза, оса, собака, медведь, фламинго… | Наземно-воздушная, водная, почвенная. | Зоология | Вспомните, - Какие группы мы можем выделить в царстве животных? ( просмотр фотографий на экране) Назовите животных, обитающих в нашей Ленинградской области. Молодцы! Физминутка А чтобы узнать о втором царстве, посмотрите на экран. Что вы видите? Вспомните признаки деревьев. Какие ещё деревья вы знаете? А какие из них можно встретить в лесах нашей Ленинградской области? А что вы видите на этих картинках? Вспомните признаки кустарников. Какие кустарники вы видели в нашей области? А что объединяет третью группу картинок? Вспомните признаки травянистых растений. Умнички! А теперь скажите, в какое царство можно объединить эти объекты? А сейчас трудное задание. Вы будете работать в паре. Опираясь на свои знания и свой жизненный опыт, попробуйте заполнить сами вторую строчку нашей карты путешественника. Если какой-то столбик таблицы вы не можете заполнить, пока оставьте его свободным. Проверка Я вижу, вы не смогли определить, какая же наука изучает это царство. Где же это узнать? Чтобы узнать третье царство, отгадайте загадку. Стоял на крепкой ножке, Теперь лежит в лукошке. Правильно. Вы, наверное, догадались, как называется третье царство. Какие вы знаете и собираете грибы? А сейчас прочитайте у вас на столах статью и заполните таблицу. Грибы. Грибы- это отдельное царство организмов, насчитывающее свыше 80 тысяч видов, различных по образу жизни, строению и внешнему виду. Грибы изучает наука микология. Когда мы произносим слово «гриб», перед нашим мысленным взором сразу возникают леса: светлые березняки и сосняки, темные мрачные ельники— словом, самые разные. Большинство грибов - обитатели лесов. | Проверка. На какие две группы можно разделить грибы, растущие в лесу? Сейчас я проверю, умеете ли вы различать съедобные и несъедобные грибы. Игра « Съедобные и несъедобные» Правила: Я буду называть гриб. Если он съедобный, вы стоите и поглаживаете себе живот. Если несъедобный – приседаете. А сейчас мы побываем в необычном царстве. ( Чтение отрывка стихотворения « Мойдодыр») Ты один не умывался И грязнулею остался, И сбежали от грязнули И чулки и башмаки. Кто написал эту сказку и как она называется? Почему все отвернулись и убежали от главного героя? Если посмотреть в микроскоп, можно увидеть мельчайшие живые организмы – бактерии. Сегодня у нас в гостях младшие научные сотрудники. Они вам расскажут о бактериях. Вы внимательно послушайте и заполните карту. Проверка. Умнички! | Рассматривают карту. Внимательно слушают, отбирают информацию, необходимую для заполнения таблицы и вместе с учителем заполняют первую строку карты путешественника - насекомые - рыбы - земноводные - пресмыкающиеся - млекопитающие - птицы Белка, медведь, заяц, утка, лось и др. - Деревья. - Дерево имеет один ствол, много толстых и тонких ветвей, высокое. Берёза, дуб и др. Дети перечисляют, опираясь на свои знания Кустарники средней высоты, имеет много тонких стволов и ветвей Дети перечисляют. Это травы. низкие, имеют много мягких и сочных стеблей. Царство растений. Дети сами заполняют карту путешественника.. Работа в паре. Дети читают записанное. Остальные слушают и дополняют. В учебнике. Дети открывают учебники ( стр. 78)и находят нужную информацию. Дети внимательно слушают и отгадывают загадку. Гриб Царство грибов. Дети перечисляют. Дети читают статью и заполняют карту путешественника. ( работа в парах) Дети зачитывают написанное и обсуждают. Съедобные и несъедобные. Дети выполняют задания, следуя правилам. « Мойдодыр» К.И.Чуковский Не хотели жить с грязнулей. 1 ученик. Бактерии – наиболее распространенная форма жизни на Земле. Это микроорганизмы, их можно рассмотреть только под микроскопом. Бактерия состоит только из одной клетки и имеют свойства как животных, так и растений. Ученые установили, что они бывают в трех формах: круглые, в виде палочек, спиралькой. Бактерии можно встретить везде. 2 ученик. Кроме вредных бактерий есть полезные бактерии. Они находятся в кефире, йогурта, твороге, которые я люблю. А в природе они выполняют роль «чистильщиков» или «санитаров» нашей планеты. Они питаются умершими организмами. Без бактерий земля покрылась бы кучей ненужного мусора, и не осталось бы места для всего живого. Дети зачитывают написанное и обсуждают. | Регулятивные : работа по алгоритму, данному учителем. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - развитие операций мышления: сравнения, сопоставления и обобщения. Предметные: -называть царства живой природы; -приводить примеры представителей каждого царства. Коммуникативные : - уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, находить необходимую информацию в учебнике. Познаватель: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке (чтение научной статьи) Коммуникативные : - уметь слушать и понимать речь других; |
5 | Первичная проверка понимания и закрепление | Наше путешествие подходит к концу. Сколько царств у нас получилось? Какие это царства? На доске появляется цветная таблица. ЦАРСТВО ЖИВОТНЫХ | ЦАРСТВА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ | ЦАРСТВО ГРИБОВ | ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ | ЦАРСТВО БАКТЕРИЙ | Ребята, подумайте и скажите: какое царство природы самое главное? -Всё в природе взаимосвязано!!! Все царства главные и участвуют в круговороте веществ. А наша задача – беречь природу! -А сейчас мы с вами поиграем в игру «Определи царство». Я называю вам живое существо, а вы мне показываете карточку соответствующего царства. (синего цвета – грибы, красного – животные, зелёного – растения, желтого – бактерии) Мак, медведь, ландыш, подосиновик… | 4 Царство растений, животных, грибов и бактерий. Дети высказывают свои мнения. Они могут назвать любое царство и объяснить, почему. Дети поднимают карточку соответствующего цвета. | Коммуникативные : -прислушиваться к мнению других -договариваться - приходить к общему решению; - развитие разных видов речи |
6 | Рефлексия учебной деятельности | -Наш урок подошёл к концу. -Что нового узнали на уроке? -Чему научились? -Какое задание было самым трудным? Самым интересным? -О каких царствах вы хотели бы узнать побольше? -Оцените свою работу на уроке. Если у вас всё получилось, скажите себе: «Молодец! И похлопайте в ладоши. А если не всё получилось, погладьте себя по голове и скажите: «У меня всё получится!» | Ответы детей Самооценка В конце урока дети сдают карты путешественника учителю. Учитель проверяет их, оценивает и подводит итоги на следующем уроке. | Личностные : выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать больше. -соотносить результат действия с поставленной целью; - способность к организации Регулятивные : - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления; |