Учитель раздает детям в группы разрезанные пополам плоды (свежие или из компота), либо картинки: яблоко, огурец, апельсин, ягоды винограда; а также наклеенные на карточки семена яблока, томата, недабудки. У. – Рассмотрите, пожалуйста. Что перед вами? Д. – Фрукты. У. – Ответы очень разные. Попробуйте разложить всё то, что перед вами, в две кучки. Работайте в группах. Д. (предъявляют результат, объясняя, по какому признаку раскладывали кучки): Одну группу мы собрали по такому признаку: большие, сочные, мясистые. Внутри у них семечки. Вторую группу по признаку: маленькие, сухие. Это семена отдельно. У. – Попробуйте назвать одним словом каждую группу предметов. (Выслушиваются варианты детей, приходят к общепризнанному названию): Плоды с семенами внутри. Семена. На доске прикрепляются карточки: Плоды Семена Такие же карточки раздаются детям в группы и раскладываются около соответствующих сгруппированных предметов. У. – Задание для работы в группах: для того, чтобы мы больше не путались, сформулируйте, что такое плоды? Как их отличать от семян? Придумайте условный значок для обозначения семян и плодов. Д. (предъявляют результаты групповой работы): Плоды это то, в чем находятся семена. Плоды это семена, окруженные какой-то общей оболочкой. Значок для плодов Значок для семян У. (Устраивает провокацию: раздает детям в группы разрезанные пополам желудь, орех, горох в стручке либо карточки с их изображением): - В какую из двух кучек положить? Обсудите в группах, почему вы так думаете. Д. (группы высказывают разные предположения, принимают следующее): – Они в оболочке, значит отнесем к плодам. Только оболочка сухая и твердая. У. – Они так и называются – сухие плоды. К ним относятся орехи, желуди, стручки и бобы. А те плоды, что вы рассматривали перед этим, так и называются – сочные плоды. На доске появляются карточки, создается часть схемы. Аналогичные карточки с надписями раздаются детям в группы, они раскладываются около соответствующих сгруппированных предметов. плоды семена □ □ □ □ сочные сухие □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ У. – Разложите сочные плоды (или карточки с изображением сочных плодов) на три группы. Самостоятельно в групповой работе выясните признак, по которому будет определяться каждая группа плодов. Д. (1 группа): – Плоды, которые растут на деревьях. Плоды, которые растут на кустарниках. Плоды, которые растут на травянистых растениях, на грядках. (2 группа): У. – Действительно, сочные плоды делятся на фрукты, овощи и ягоды. На доске прикрепляются карточки с надписями, такие же карточки раздаются в группы детям, составляется окончательная схема: плоды семена □ □ □ □ сочные сухие □ □ □ □ □ □ □ □ фрукты □ □ □ ягоды □ □ □ овощи □ □ □ У. (Устраивает провокацию: раздает детям в группы разрезанные морковь, свеклу, картофель, лук): - Найдите место этим предметам. В какую кучку положите? Обсудите в групповой работе. Д. (Представляют и обсуждают мнения групп). - Это не плоды. У них нет семян. Поэтому на нашей схеме их поместить нельзя. У. – А что же это? Д. – Это овощи. У. – Как же так, вы сами сказали, что овощи относятся к плодам! Д. – Не все. Только те, у которых внутри есть семена. У. – Действительно, такие овощи так и называются – плодовые овощи. К ним относится огурец и помидоры. У моркови и свеклы мясистое утолщение, употребляемое в пищу, называется не плод, а корнеплод, а у картофеля – клубень. Как вы думаете, почему их так назвали? Д. (высказывают свои предположения). У. – Сформулируйте, как же определить: плоды это или не плоды? Д. – У плодов внутри находятся семена, и они покрыты оболочкой – сочной или сухой. У. - А где же у моркови и картофеля семена? Те дети, у которых есть опыт наблюдений на дачных участках, делятся своими знаниями о том, как сажают морковь на семена, у неё появляются зонтики, похожие на укропные, на них созревают семена. У. – Ребята, наверняка вы помогаете родителям в огороде, и знаете, какие еще бывают овощи и как они растут. Кто хочет поделиться опытом и рассказать нам немного, какие овощи люди сажают больше всего в наших краях? – Рассмотрите таблицу, рассказывающую о том, какие овощи бывают. (Таблица с классификацией овощей сопровождена иллюстрациями и наклеенными семенами. Используются семена из пакетиков, продающиеся в дачных магазинах). - Какие виды овощей еще бывают? Как вы думаете, почему их так назвали? Д. (Рассуждают о происхождении названия луковых и листовых овощных культур). овощи | Плодовые Корнеплодные Клубнеплодные Луковые Листовые | | | Огурец Томат Морковь Свекла Картофель Лук Чеснок Капуста Салат | плод корнеплод клубень луковица кочан | | У. – Что нового узнали сегодня на уроке? Д. – Чем отличаются плоды и семена. - Какие бывают плоды: сочные и сухие. У. – Помогла ли вам составленная схема? Самооценка. Домашнее задание к уроку: зарисовать в тетрадь различные плоды и их семена. Примечание. Информация для учителя (из толкового словаря). Плод – часть растения, развивающаяся из завязи цветка и содержащая семена. Семена – органы размножения растений. Фрукт – сочный съедобный плод каких-либо деревьев. | I. Этап постановки задачи на моделирование. Мотивировать детей на поиск оснований для простейшей классификации: плоды и семена. II. Этап моделирования. Выделить существенные признаки плодов: наличие оболочки и семян внутри. Уметь составлять словесную формулировку выделенных признаков. Замоделировать условными значками существенное отличие плодов от семян. III. Этап контроля и оценки. Учить видеть «ловушку-провокацию», классифицировать предметы по главному выделен-ному признаку, не отвлекаясь на несущественный признак: сочная или сухая оболочка. IV. Этап преобразования модели. Найти место выделенному признаку (сухая и сочная оболочка) и продолжить классификацию. Выделить новый признак для классификации. Найти место на схеме группам, выделенным по новым признакам: фрукты, овощи, ягоды. V. Этап контроля и оценки. Отработать способ классификации предметов по выделенному признаку: плоды или не плоды. Выяснить наличие у неплодовых овощей цветков и семян. Классифицировать овощи по названиям их частей, употребляемых в пищу. VI. Этап оценки урока. Сформулировать тему урока. Оценить свое продвижение в учебном материале и активность на уроке. | Групповая с фронтальным обсуждением Групповая с фронтальным обсуждением Групповая с фронтальным обсуждением Групповая с фронтальным обсуждением Групповая с фронтальным обсуждением Фронтальная Фронтальная Фронтальная |