kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру по теме Семена и плоды по системе Эльконина-Давыдова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру»

Тема урока: Плоды и семена. 2 класс


Тип урока: Урок моделирования и оценки работы модели.

Цель урока: исследовать существенные признаки плодов и семян, составить модель классификацию плодов (сочные, сухие) и семян.


К моменту проведения данного урока дети владеют способами наблюдения и классификации, составления рядов предметов по какому-либо признаку.

К уроку потребуется следующий материал для исследований (по количеству групп детей): разрезанные пополам яблоко, апельсин, огурец, ягоды винограда; половинки грецкого ореха, желудя;

половинки моркови, картофеля (либо картинки);

семена яблока, томата, незабудки.



Учебная ситуация.

Содержание урока.

Этапы и цели урока.

Возможные формы организации работы.

Учитель раздает детям в группы разрезанные пополам плоды (свежие или из компота), либо картинки: яблоко, огурец, апельсин, ягоды винограда; а также наклеенные на карточки семена яблока, томата, недабудки.

У. – Рассмотрите, пожалуйста. Что перед вами?

Д. – Фрукты.

  • Овощи.

  • Семечки.

  • Ягоды.

У. – Ответы очень разные. Попробуйте разложить всё то, что перед вами, в две кучки. Работайте в группах.

Д. (предъявляют результат, объясняя, по какому признаку раскладывали кучки):

  • Одну группу мы собрали по такому признаку: большие, сочные, мясистые. Внутри у них семечки.

  • Вторую группу по признаку: маленькие, сухие. Это семена отдельно.

У. – Попробуйте назвать одним словом каждую группу предметов. (Выслушиваются варианты детей, приходят к общепризнанному названию):

  • Плоды с семенами внутри.

  • Семена.

На доске прикрепляются карточки:

Плоды Семена

Такие же карточки раздаются детям в группы и раскладываются около соответствующих сгруппированных предметов.

У. – Задание для работы в группах: для того, чтобы мы больше не путались, сформулируйте, что такое плоды? Как их отличать от семян? Придумайте условный значок для обозначения семян и плодов.

Д. (предъявляют результаты групповой работы):

  • Плоды это то, в чем находятся семена.

  • Плоды это семена, окруженные какой-то общей оболочкой.

Значок для плодов Значок для семян





У. (Устраивает провокацию: раздает детям в группы разрезанные пополам желудь, орех, горох в стручке либо карточки с их изображением):

- В какую из двух кучек положить? Обсудите в группах, почему вы так думаете.

Д. (группы высказывают разные предположения, принимают следующее):

– Они в оболочке, значит отнесем к плодам. Только оболочка сухая и твердая.

У. – Они так и называются – сухие плоды. К ним относятся орехи, желуди, стручки и бобы. А те плоды, что вы рассматривали перед этим, так и называются – сочные плоды.

На доске появляются карточки, создается часть схемы. Аналогичные карточки с надписями раздаются детям в группы, они раскладываются около соответствующих сгруппированных предметов.


плоды семена

□ □ □ □

сочные сухие □ □ □ □

□ □ □ □ □ □ □ □

□ □ □ □


У. – Разложите сочные плоды (или карточки с изображением сочных плодов) на три группы. Самостоятельно в групповой работе выясните признак, по которому будет определяться каждая группа плодов.

Д. (1 группа):

– Плоды, которые растут на деревьях.

  • Плоды, которые растут на кустарниках.

  • Плоды, которые растут на травянистых растениях, на грядках.

(2 группа):

  • Фрукты.

  • Овощи.

  • Ягоды.

У. – Действительно, сочные плоды делятся на фрукты, овощи и ягоды.

На доске прикрепляются карточки с надписями, такие же карточки раздаются в группы детям, составляется окончательная схема:


плоды семена

□ □ □ □

сочные сухие □ □ □ □

□ □ □ □

фрукты □ □ □

ягоды □ □ □

овощи □ □ □


У. (Устраивает провокацию: раздает детям в группы разрезанные морковь, свеклу, картофель, лук):

- Найдите место этим предметам. В какую кучку положите? Обсудите в групповой работе.

Д. (Представляют и обсуждают мнения групп).

- Это не плоды. У них нет семян. Поэтому на нашей схеме их поместить нельзя.

У. – А что же это?

Д. – Это овощи.

У. – Как же так, вы сами сказали, что овощи относятся к плодам!

Д. – Не все. Только те, у которых внутри есть семена.

У. – Действительно, такие овощи так и называются – плодовые овощи. К ним относится огурец и помидоры.

У моркови и свеклы мясистое утолщение, употребляемое в пищу, называется не плод, а корнеплод, а у картофеля – клубень. Как вы думаете, почему их так назвали?

Д. (высказывают свои предположения).

У. – Сформулируйте, как же определить: плоды это или не плоды?

Д. – У плодов внутри находятся семена, и они покрыты оболочкой – сочной или сухой.

У. - А где же у моркови и картофеля семена?

Те дети, у которых есть опыт наблюдений на дачных участках, делятся своими знаниями о том, как сажают морковь на семена, у неё появляются зонтики, похожие на укропные, на них созревают семена.

У. – Ребята, наверняка вы помогаете родителям в огороде, и знаете, какие еще бывают овощи и как они растут. Кто хочет поделиться опытом и рассказать нам немного, какие овощи люди сажают больше всего в наших краях?

– Рассмотрите таблицу, рассказывающую о том, какие овощи бывают. (Таблица с классификацией овощей сопровождена иллюстрациями и наклеенными семенами. Используются семена из пакетиков, продающиеся в дачных магазинах).

- Какие виды овощей еще бывают? Как вы думаете, почему их так назвали?

Д. (Рассуждают о происхождении названия луковых и листовых овощных культур).

овощи


Плодовые



Корнеплодные



Клубнеплодные


Луковые



Листовые




Огурец

Томат


Морковь

Свекла


Картофель


Лук

Чеснок


Капуста

Салат


плод



корнеплод



клубень


луковица



кочан



У. – Что нового узнали сегодня на уроке?

Д. – Чем отличаются плоды и семена.

- Какие бывают плоды: сочные и сухие.

  • Какие бывают овощи.

  • Куда относятся фрукты и ягоды.

У. – Помогла ли вам составленная схема?

Самооценка.

Домашнее задание к уроку: зарисовать в тетрадь различные плоды и их семена.


Примечание. Информация для учителя (из толкового словаря).

Плод – часть растения, развивающаяся из завязи цветка и содержащая семена.

Семена – органы размножения растений.

Фрукт – сочный съедобный плод каких-либо деревьев.


I. Этап постановки задачи на моделирование.

Мотивировать детей на поиск оснований для простейшей классификации: плоды и семена.



II. Этап моделирования.

Выделить существенные признаки плодов: наличие оболочки и семян внутри. Уметь составлять словесную формулировку выделенных признаков. Замоделировать условными значками существенное отличие плодов от семян.

















III. Этап контроля и оценки.

Учить видеть «ловушку-провокацию», классифицировать предметы по главному выделен-ному признаку, не отвлекаясь на несущественный признак: сочная или сухая оболочка.

IV. Этап преобразования модели.

Найти место выделенному признаку (сухая и сочная оболочка) и продолжить классификацию.




Выделить новый признак для классификации.

















Найти место на схеме группам, выделенным по новым признакам: фрукты, овощи, ягоды.



V. Этап контроля и оценки.

Отработать способ классификации предметов по выделенному признаку: плоды или не плоды.

Выяснить наличие у неплодовых овощей цветков и семян.

























Классифицировать овощи по названиям их частей, употребляемых в пищу.



























VI. Этап оценки урока.

Сформулировать тему урока. Оценить свое продвижение в учебном материале и активность на уроке.


Групповая с фронтальным обсуждением










Групповая с фронтальным обсуждением
































Групповая с фронтальным обсуждением












Групповая с фронтальным обсуждением






































Групповая с фронтальным обсуждением



















Фронтальная















Фронтальная
































Фронтальная


Плоды Семена Сочные Сухие Фрукты Ягоды Овощи Плоды Семена Сочные Сухие Фрукты Ягоды Овощи

4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру

Автор: Хакимуллина Ляйсан Расимовна

Дата: 06.05.2019

Номер свидетельства: 509291

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-krughovorot-vody-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "199658"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428604115"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока окружающий мир в 1 классе на тему "Почему идёт дождь? Почему дует ветер? "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchii-mir-v-1-klassie-na-tiemu-pochiemu-idiot-dozhd-pochiemu-duiet-vietier"
    ["file_id"] => string(6) "139883"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417807022"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока окружающего мира 3 класс "Берегите воду!" УМК Школа России. "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-3-klass-bierieghitie-vodu-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "134038"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416656535"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока окружающего мира на тему "Птицы осенью" с использованием ЭОР "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-ptitsy-osien-iu-s-ispol-zovaniiem-eor"
    ["file_id"] => string(6) "102325"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402497053"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока окружающего мира по теме "Природа в опасности" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-priroda-v-opasnosti"
    ["file_id"] => string(6) "110357"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405947918"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства