II. Актуализация знаний и мотивация    Цель: изучение, ответы на вопросы.          |   3 мин   |   — Не было ли у вас желания стать невидимкой? Это так удобно: можно появиться в любом месте, и вас никто не увидит, можно делать всё, что хочется.     - Конечно, стать невидимыми мы с вами не можем, но есть такие вещества, которые невозможно увидеть. Отгадайте загадку об одном таком невидимке.   Через нос проходит в грудь   И обратный держит путь.   Он невидимый, и всё же   Без него мы жить не можем.  Это воздух. Именно о нём мы сегодня будем говорить. (слайд №1)   |        Включаются в урок, во взаимодействие с учителем, с одноклассниками       |   Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.       |  
    III. Постановка учебной задачи  Цель: умение отвечать на поставленные вопросы; умение работать с книгой.     |   15мин   |   - Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств. Ветер – это движение воздуха. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой. Атмос – дыхание, сфера – шар.  - Атмосфера – воздушная оболочка земли, которая вращается вместе с Землей как одно целое. Атмосфера окружает Землю, защищая её от холода и излишнего тепла, от космических тел – метеоритов и от невидимого солнечного излучения – ультрафиолетовых лучей. Мы не замечаем воздух, но жить без него не смогли бы, ведь дыхание - одно из условий существования живых организмов.   - Сколько времени человек может не дышать? (не более 5 минут)  - Перед вами диаграмма, на которой условно изображен воздух. Что вы можете сказать? (слайд №2)      - Всего лишь два века назад ученые узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.   - Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный?   - А вот растения, наоборот, поглощают углекислый газ, а выделяют кислород (на свету) в атмосферу. Давайте исследуем свойства воздуха, проделав опыты. Мы же с вами исследователи, поэтому нам нужно открыть пока неизвестные вам свойства воздуха. (слайд №3)       Опыты:   Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.   – Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?   – Через стену мы видим соседний класс?   – А предметы, которые находятся в классе, вы видите?   - В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух?   – О каком свойстве воздуха это говорит?   Вывод: Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы.       – Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета?   – Какого цвета школьная доска?   – А какого цвета воздух?   – Сформулируйте еще одно свойство воздуха.             А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали?   - Пахнет чем-нибудь воздух?   Закройте глаза. (Брызнуть духи)   А сейчас?   (Запах духов).   Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?   – В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?   Вывод: Воздух не имеет запаха.       - Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его.   - Какое свойства воздуха мы откроем?   Вывод: Воздух не имеет вкуса.     - Дети, как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым!»  - В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют легкими нашей планеты. Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи если и сосны, аромат дуба, березы и лиственницы очень полезны для человека.  - А вот в городах воздух совсем другой, загрязнённый. Вы можете объяснить с чем или с кем это связано?  (фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль. слайд №4  Автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ. Слайд №5  Пожары. слайд №6  Загрязнение земли непроработанным мусором. Слайд №7)   - Что люди должны сделать, чтобы воздух был чистым? Откройте учебники на странице 48, давайте прочитаем текст «Воздух должен быть чистым!»   - Какие способы охраны чистоты? Слайд №8       |                                                                                             Состоит из разных газов, их не поровну                  Кислород – мы дышим кислородом, при дыхании мы поглощаем кислород, а выдыхаем углекислый газ                       – Нет.        – Нет.   – Да        - Нет.                       – Зелёные.   – Коричневая.   – Он бесцветен.   Вывод: Воздух бесцветен.        - Ничего.   - Нет.                                      – Чистый воздух не пахнет.                                                                   Предположения детей   |   Р: принимать и сохранять учебную задачу   Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.  П: строить речевое высказывание в устной форме           |  
   IV.Закрепление изученного   |   8 мин   |   - Откройте свои тетради на странице 28 № 3   Прочитайте задание, рисунки молекул вы можете увидеть на странице 47 учебника.   Всем понятно задание? Выполняете задание самостоятельно.   Кто хочет показать свои рисунки?   Прекрасно!   Ребята, у меня для вас есть еще одно небольшое задание, оно будет в виде теста.   1. Какие вещества входят в состав воздуха?   а) водород, медь, цинк;   б) кислород, азот, углекислый газ;   в) хлор, фтор, йод.   2. Какой газ воздуха необходим для дыхания?   а) азот;   б) кислород;   в) углекислый газ.   3. Какими свойствами обладает воздух?   а) Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха.   б) Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло.   в) С ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.   4. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется?   а) при нагревании воздух расширяется;   б) при охлаждении воздух сжимается;   в) воздух плохо проводит тепло.   5. Как нужно охранять воздух от загрязнения?   а) Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник.   б) Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.   Проверим! Обменяйтесь листочками со своим соседом. Посмотрите на экран и сравните ответы.   Отлично, вы хорошо справились с заданием!   |        Отвечают на вопросы    Отвечают на вопросы теста:    Б   Б   Б   В   Б         Выполняют самопроверку.       |   Р: умения участвовать в диалоге.  К: формулировать собственную позицию и мнение  П: строить речевое    высказывание в устной форме   |