II. Актуализация знаний и мотивация Цель: изучение, ответы на вопросы. | 3 мин | — Не было ли у вас желания стать невидимкой? Это так удобно: можно появиться в любом месте, и вас никто не увидит, можно делать всё, что хочется. - Конечно, стать невидимыми мы с вами не можем, но есть такие вещества, которые невозможно увидеть. Отгадайте загадку об одном таком невидимке. Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и всё же Без него мы жить не можем. Это воздух. Именно о нём мы сегодня будем говорить. (слайд №1) | Включаются в урок, во взаимодействие с учителем, с одноклассниками | Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
III. Постановка учебной задачи Цель: умение отвечать на поставленные вопросы; умение работать с книгой. | 15мин | - Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств. Ветер – это движение воздуха. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой. Атмос – дыхание, сфера – шар. - Атмосфера – воздушная оболочка земли, которая вращается вместе с Землей как одно целое. Атмосфера окружает Землю, защищая её от холода и излишнего тепла, от космических тел – метеоритов и от невидимого солнечного излучения – ультрафиолетовых лучей. Мы не замечаем воздух, но жить без него не смогли бы, ведь дыхание - одно из условий существования живых организмов. - Сколько времени человек может не дышать? (не более 5 минут) - Перед вами диаграмма, на которой условно изображен воздух. Что вы можете сказать? (слайд №2) - Всего лишь два века назад ученые узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%. - Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный? - А вот растения, наоборот, поглощают углекислый газ, а выделяют кислород (на свету) в атмосферу. Давайте исследуем свойства воздуха, проделав опыты. Мы же с вами исследователи, поэтому нам нужно открыть пока неизвестные вам свойства воздуха. (слайд №3) Опыты: Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. – Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы? – Через стену мы видим соседний класс? – А предметы, которые находятся в классе, вы видите? - В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух? – О каком свойстве воздуха это говорит? Вывод: Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы. – Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета? – Какого цвета школьная доска? – А какого цвета воздух? – Сформулируйте еще одно свойство воздуха. А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали? - Пахнет чем-нибудь воздух? Закройте глаза. (Брызнуть духи) А сейчас? (Запах духов). Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? – В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет? Вывод: Воздух не имеет запаха. - Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. - Какое свойства воздуха мы откроем? Вывод: Воздух не имеет вкуса. - Дети, как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым!» - В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют легкими нашей планеты. Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи если и сосны, аромат дуба, березы и лиственницы очень полезны для человека. - А вот в городах воздух совсем другой, загрязнённый. Вы можете объяснить с чем или с кем это связано? (фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль. слайд №4 Автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ. Слайд №5 Пожары. слайд №6 Загрязнение земли непроработанным мусором. Слайд №7) - Что люди должны сделать, чтобы воздух был чистым? Откройте учебники на странице 48, давайте прочитаем текст «Воздух должен быть чистым!» - Какие способы охраны чистоты? Слайд №8 | Состоит из разных газов, их не поровну Кислород – мы дышим кислородом, при дыхании мы поглощаем кислород, а выдыхаем углекислый газ – Нет. – Нет. – Да - Нет. – Зелёные. – Коричневая. – Он бесцветен. Вывод: Воздух бесцветен. - Ничего. - Нет. – Чистый воздух не пахнет. Предположения детей | Р: принимать и сохранять учебную задачу Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности. П: строить речевое высказывание в устной форме |
IV.Закрепление изученного | 8 мин | - Откройте свои тетради на странице 28 № 3 Прочитайте задание, рисунки молекул вы можете увидеть на странице 47 учебника. Всем понятно задание? Выполняете задание самостоятельно. Кто хочет показать свои рисунки? Прекрасно! Ребята, у меня для вас есть еще одно небольшое задание, оно будет в виде теста. 1. Какие вещества входят в состав воздуха? а) водород, медь, цинк; б) кислород, азот, углекислый газ; в) хлор, фтор, йод. 2. Какой газ воздуха необходим для дыхания? а) азот; б) кислород; в) углекислый газ. 3. Какими свойствами обладает воздух? а) Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха. б) Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло. в) С ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры. 4. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется? а) при нагревании воздух расширяется; б) при охлаждении воздух сжимается; в) воздух плохо проводит тепло. 5. Как нужно охранять воздух от загрязнения? а) Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник. б) Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов. Проверим! Обменяйтесь листочками со своим соседом. Посмотрите на экран и сравните ответы. Отлично, вы хорошо справились с заданием! | Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы теста: Б Б Б В Б Выполняют самопроверку. | Р: умения участвовать в диалоге. К: формулировать собственную позицию и мнение П: строить речевое высказывание в устной форме |