Урок по теме «Откуда в снежинках грязь?» входит в систему уроков, рекомендованных примерной программой начального общего образования по предмету «Окружающий мир» по УМК «Школа России» (А.А. Плешаков) для обучающихся 1 класса.
Урок построен с учётом ФГОС НОО. Тип урока по дидактической цели: урок изучения нового материала. По содержанию элементов исследовательской деятельности – урок-исследование.
Тема урока | «Откуда в снежинках грязь?» |
Цели урока | Заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов. Познакомить детей с источниками и путями распространения загрязняющих веществ, со способами защиты окружающей среды от загрязнений; Учить устанавливать связь между деятельностью людей и состоянием окружающей среды; Продолжать обучение практическому исследованию природных объектов. |
Планируемый результат обучения, в т.ч. и формирование УУД | Предметные результаты: обучающие научатся: Метапредметные результаты: Личностные УУД: Готовность и способность к саморазвитию, Ценностное отношение к природному миру, учебно-познавательная мотивация учебной деятельности, Навыки сотрудничества в учебной ситуации. Познавательные УУД: устанавливать причинно – следственные связи, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, приводить доказательства. Регулятивные УУД: умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели, умение соотносить правильность выбора, планирования и результата действий с требованиями конкретной задачи. Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы, необходимые, для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером, умение определять цели, функции участников, способы взаимодействия, умение договариваться о распределении функций участников и ролей в совместной деятельности. |
Основные понятия | Гипотеза, доказательство |
Межпредмет ные связи | Математика, русский язык |
Ресурсы | Компьютер, интерактивная доска, учебник «Окружающий мир» 1 класс. Автор: А.А. Плешаков, рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс. Автор: А.А. Плешаков, наборы для опытов, технологические карты, презентация. |
Этапы урока | Планируемый результат | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Организацион ный момент | Личностные: Положительный эмоциональный настрой на совместную работу. Готовность и способность к саморазвитию Коммуникативные: Умение определять цели, функции участников, способы взаимодействия | -Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся с вами в «Школу исследователя». -Как вы думаете, чем она отличается от обычной школы? -А что будет предметом нашего исследования вы определите сами, если отгадаете загадки (загадывание загадок про снежинки, снег). СЛАЙД 2 - Кто догадался о каком веществе мы сегодня будем говорить? - Что мы знаем о снеге? - Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний. Предлагаю организовать на время научный центр, в нём работать будут исследовательские лаборатории. Вы - исследователи. А я ваш – научный руководитель. Итак, что будет предметом исследования? Правильно снег. Слушайте друг друга, советуйтесь, и тогда ваши лаборатории сделают правильный точный вывод. - Я, как ваш научный руководитель, добавлю несколько вопросов. Очень много задач надо решить, итак, за дело. | Происходит эмоциональный настрой учащихся. Учащиеся отвечают на заданные вопросы, придумывают свои вопросы. |
Актуализация знаний. Мотивация учащихся | Личностные: Навыки сотрудничества в учебной ситуации. Формирование внутренней позиции школьника. Ценностное отношение к природному миру, учебно-познавательная мотивация учебной деятельности. Регулятивные: Умение соотносить правильность выбора, планирования и результата действий с требованиями конкретной задачи. | -Сегодня мы будем работать в малых группах – лабораториях, их будет 3, сейчас я раздам вам цветные геометрические фигуры, займите место за своим столом по цвету ваших фигур. – Повторим правила работы в группе (на подставке у каждой группы прописаны правила). В группе должен быть организатор. Работать должны все. Каждый может высказать своё мнение. Один говорит, остальные слушают. Обсуждается каждая версия. В группе согласуется общее решение. Группа работает, не мешая другим. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом. -А сейчас распределим обязанности, в группе будут: -лаборанты (проведение опытов); -ученые (следят за работой лаборантов по плану, записывают данные в технологические карты) -эксперты (объявляют результаты исследования) -Повторим правила безопасности проведения опытов: 1.Опыты проводятся учащимися только в присутствии учителя. 2.При работе с различными веществами набирать их пластмассовыми ложечками. Вовремя проведения опытов внимательно следить за происходящим, не вскакивать с мест, не кричать. 3.После проведения опытов привести в порядок рабочее место, убрать оборудование. | Дети делятся на малые группы с помощью цветных геометрических фигур. Повторяют правила работы в группе. Распределяют обязанности в группе, повторяют правила проведения опытов. |
Определение темы и цели исследования | Личностные: Готовность и способность к саморазвитию. Коммуникативные: Умение определять цели, функции участников, способы взаимодействия. | - Нам предстоит исследовать снег. А что такое исследование? - Исследование – это один из видов профессиональной деятельности человека. Ученый и рабочий, преподаватель – человек любой профессии при грамотном подходе к делу использует элементы исследовательской работы. - Любое исследование начинается со сбора информации. СЛАЙД 3 - Что находится у вас на столах? (Стаканчики со снегом). - Что мы знаем о снеге? Каковы свойства снега? Как вы думаете мы все о снеге знаем? - Нам нужно исследовать сегодня чистыми или грязными будут снежинки, взятые с разных мест – в лесу, у дома, на обочине дороги. Какую цель мы поставим? | Учащиеся высказывают предположения. |
Выдвижение рабочей гипотезы, ее подтверждение. | Личностные: Навыки сотрудничества в учебной ситуации. Регулятивные: Умение работать с таблицей и заполнять её полученными данными. Предметные: Проводить опыты. Опытным путем установить факт загрязнения снега. Коммуникативные: умение задавать вопросы, необходимые, для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | -Вашим лабораториям поставлена задача. - Итак, скажите еще раз с каким веществом будем проводить опыты? Предположите, каким будет результат вашего исследования. - Что значит предположить? Как в науке называется предположение? Какие слова используем при формировании гипотезы? Если …, то…. -Сделайте своё предположение, чистыми или грязными будут снежинки в лесу, около дома, на обочине дороги? СЛАЙД 4 - Свои исследования будем записывать в технологические карты. СЛАЙД 5 -Проверим свои гипотезы. - Распределите обязанности в группах и приступайте к исследованию. | Учащиеся проводят опыты по заданному алгоритму (слайд в презентации). Результат опыта записывают в технологических картах. Затем выступают эксперты от каждой группы. Учащиеся учатся формулировать гипотезы. Обсуждение в группах, высказывание предположений. Учащиеся делают вывод. |
Формулировка вывода по результатам исследования | Познавательные: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков. Устанавливать причинно- следственные связи. Приводить доказательства. | -Ждём результаты исследований. -Слово 1 лаборатории. Покажите свой стакан и расскажите, после того, как снег растаял, и вы перелили воду через фильтр, какие результаты получились? (выступление экспертов, фильтр не очень грязный) -Какой вывод можно сделать? Подтвердилась наша гипотеза? Послушаем исследователей 2 лаборатории. Покажите ваш фильтр, какие результаты у вас? (фильтр более грязный, чем в 1 случае) -Какой вывод можно сделать? Подтвердилась наша гипотеза? Выступление исследователей 3 лаборатории (фильтр самый грязный) -Какой вывод можно сделать? Подтвердилась наша гипотеза? - Итак, можно сделать вывод по вашим исследованиям, что снег взятый в лесу самый чистый, тот который взят воле дома имеет немного загрязнений, а вот тот, который был взят у дороги – самый грязный. - Ой, смотрите кто к нам пришёл? Да ведь это Злючка-Грязнучка! Что она нам хочет сказать? (слайды в презентации, объясняющие откуда в снежинках снег). СЛАЙДЫ 6,7,8,9,10,11 - Так вот почему у дома и дороги снег оказался грязным! - Ребята давайте подумаем, а что нужно делать, чтобы снег был чистым. СЛАЙД 12 - Мудрая черепаха нам даёт подсказку: СЛАЙД 13 - Необходимы очистные сооружения, чтобы поддерживать и сохранять здоровье людей и всех остальных живых существ - Человеку давно пора понять, что Землю нужно охранять. СЛАЙД 14 | Учащиеся высказывают свои предположения, делают выводы. Приводят примеры. Работают по учебнику и рабочей тетради. |
Подведение итогов урока. | Регулятивные: Умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. | Уважаемые исследователи! Вы проделали огромную работу - ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположения-гипотезы и как результат- проведенное исследование. -Давайте повторим этапы нашей работы. Что мы делали? Искали ответ на вопросы? Значит, чего-то не знали. Это есть проблемная ситуация. Когда есть проблемная ситуация, должна быть цель. - С какой целью проводились опыты? - Выдвигали гипотезы и их проверяли. - По плану организовывали свою деятельность. - Делали выводы и записывали их. | Учащиеся повторяют этапы работы. Отвечают на вопросы. Аргументируют свою позицию. |
Рефлексия | Коммуникативные: Умение определять цели, функции участников, способы взаимодействия. | - Оцените работу класса. Поделитесь своими впечатлениями. Кто может похвалить себя? За что? Расскажите. Какая группа работала лучше? Почему? На доске 3 смайлика. Прикрепите свои геометрические фигуры к смайликам, согласно вашего отношения к уроку. | Учащиеся оценивают свою работу и работу класса на уроке. |