kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Страна городов"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Вводная часть.

1. Организационный момент.

Вот книжки на столе, а вот тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки.

И не досуг дуть на корабль бумажный-

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный.

2. Проверка домашнего задания.

- Почему расселение древних славян было вокруг рек и морей?

- Где возник город Киев?

- Кто был главой киевской Руси?

- Что вы знаете о князе Олеге.

- Что такое крещение?

- Назовите Русского князя, который вошел в историю как креститель Руси.

- В каком году было крещение Руси?

3. Проверка ранее усвоенных знаний.

—Ребята, чтобы нам перейти к изучению нового материала мы должны с вами выяснить, а о чем мы сегодня будем говорить на уроке, а сделаем мы это с помощью разгадывание кроссворда. Все меня внимательно слушают, готовятся по поднятой руки сказать ответ загадки.


Кроссворд №1

1.Кто совершал набеги на Древнюю Русь?

2. Назовите имя русского богатыря.

3. На какой реке происходило крещение Руси?

4.Как люди прозвали Олега?

О каком Древнем городе мы сегодня будем говорить?

Молодцы!

Давайте разгадаем еще один кроссворд и узнаем, о каком Древнем городе будем говорить.

Кроссворд №2

1. Какое важное событие произошло В 998 году?

2. Какой Русский князь прославился своими подвигами?

3. Как назывались дороги связывающие между собой жителей Древней Руси?

4. Как стали называть добрых молодцев, служивших на заставе?

5. Кто были советники и помощники князя?

6. К воротам, какого города прибил свой щит князь Олег?

7. Какие здания для молитв стали сооружать на Руси после крещения?

8. Как звали князя Красное Солнышко?

О каком городе?

Молодцы!

4. Работа над новым материалом.

– На нашем уроке будут встречаться слова, которые вы уже знаете и слова, значение которых вам предстоит узнать. А теперь внимание на экран

1. Словарно-лексическая работа.

Купец – богатый торговец, успешно торгующий у себя в стране или за границей.

Ремесленник– человек, который владеет профессиональным ремеслом.

Варяги – так называли в Древней Руси наемных дружинников и купцов, пришедших из Скандинавии.

Вече – в Древней Руси: собрание горожан для решения общественных дел.

Князь– военный вождь славянских племен.

Кремль – городская крепость в старинных русских городах.

Ладья – большая лодка.

Мозаика– узор из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла, эмали.

Собор-главная церковь в городе, в монастыре.

Фреска – картина, написанная водяными красками, по свежей, сырой штукатурке.

Ров – широкая и глубокая канава.

2. Работа с учебником.

Откройте учебник на странице 41, найдите на карте города Киев и Новгород. Что вы можете о них рассказать?



Сначала выбирали подходящее место для поселения, где сама природа бы помогала защититься от врагов. Таким местом обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги их можно увидеть издалека. Кроме того река с трёх сторон надёжно защищала крепость. Со стороны не защищённой рекой , выкапывали ров заполняли его водой. Получался рукотворный остров. На нём и строили славяне свои дома. Вокруг поселения ставили глубокую , крепкую ограду из плотно прилегающий к друг другу заострённых дубовых брёвен. Такие посёлки- крепости со временем стали называть городами, от слов «городить», «огораживать» Центр древнего русского города был обычно укреплен и назывался кремлём. Внутри располагались княжеский дворец и дома знати.

Возвышалась главная городская церковь.

За пределами кремля жили ремесленники,

купцы и другой городской люд.


А теперь откройте учебник на странице 47 и рассмотрим схему Древнего Киева. Что вы можете сказать?













Молодцы!

Ваня прочитай вслух путешествие в Древний Киев на странице 47-48.

Какие великолепные сооружения украшали Киев?

При каком князе «расцвел» Киев?

Сообщение ученика.

Физкультминутка.

А теперь давайте рассмотрим схему Древнего Новгорода. Что вы можете рассказать об этом городе?














Молодцы!

Вася, прочитай вслух про Древний Новгород со страницы 49-51.

Где расположен город Новгород?


Какие мастера- ремесленники жили в Новгороде?


Кто управлял городом?


Молодцы!

Сообщение ученика.

Аня, прочитай вслух, какое открытие сделали археологи, со странице 51-52.

Что обнаружили археологи во время раскопок одной из древних улиц Новгорода?


Что еще интересного открыли археологи?


А как они писали на березовой коре?


Сообщение ученика.

Молодцы!


5. Итог урока.

Какими были первые города?

Как назывался центр древнего русского города?

Что располагалось внутри Кремля?

Кто жил за пределами Кремля?

Назовите сооружения, которые были воздвигнуты при Ярославле?

Какой город расположился на берегах реки Волхов у Ильмень-озера?

Кто жил в Новгороде?

Какие мастера-ремесленники жили в Новгороде?

Кто управлял городом?

Что стало известно благодаря работе археологов?

Какое еще открытие сделали археологи?

Что такое береста?

Чем писали на бересте?

6.Домашнее задания

Выделите в тексте самое главное, стр.46-53


7. Рефлексия.






















Слайд1.

Кожевники.

Илья.

Днепр.

Вещий.

О Древнем Киеве.




Слайд2.

Крещение.

Олег.


Водные.

Богатыри.

Бояре.

Царьград.

Собор.

Владимир.

О Древнем Новгороде.




Объясняют лексическое значение известных слов.

Слайд3-5.

















Слайд 7.

Это города стоят на реке Днепр, Киев расположен ближе к Черному морю, а Новгород – к Балтийскому морю.


Слайд8-9.















Слайд 10.

Древний Киев в X веке занимал небольшое пространство. Весь город был окружен бревенчатыми стенами. Попасть в город можно было только через Софийские ворота. В городе были построены церкви, каменные дворцы. Значительно изменился город XI веке. Занимаемая им площадь увеличилась в несколько раз . в центре города был воздвигнут Софийский собор, построены еще несколько церквей и каменных дворцов. Войти в город теперь можно было через Львовские ворота и Золотые ворота.



Золотые ворота, Софийский собор.

При князе Ярославле.

Слайд11-16.

Слайд 17.

Слайд18.

Древний Новгород расположился на берегах реки Волхов. Со всех сторон город был окружен земляным валом и реками Тарасовец и Гзень. Добраться к городу можно было только водным путем. Весь город был разделен речкой Волхов на две стороны: софийская сторона и торговая сторона. На софийской стороне были расположены монастыри: Никольский, Зверин, Духов и Кремль. Кремль был обнесен крепостными стенами и рвом с водой. А на торговой стороне расположилась торговая площадь и Павлов монастырь. Постепенно город расширялся.



На реке Волхов у Ильмень-озера, на оживленном торговом пути.

Оружейники, ювелиры, камнерезы, кожевники.

Городом управляли посадники, которых выбирали из знатных бояр на вече.


Слайд19-25.




Они обнаружили 28 «этажей» сосновых мостовых. Их настилали с X по X V в.-500л.

Выдающимся открытием археологов стали берестяные грамоты.

Буквы выцарапывали специальными заостренными палочками – писалами.

Слайд26-27.




















Слайд28.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру

Автор: Федорчук Анастасия Викторовна

Дата: 13.11.2020

Номер свидетельства: 563233

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-krughovorot-vody-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "199658"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428604115"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока окружающий мир в 1 классе на тему "Почему идёт дождь? Почему дует ветер? "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchii-mir-v-1-klassie-na-tiemu-pochiemu-idiot-dozhd-pochiemu-duiet-vietier"
    ["file_id"] => string(6) "139883"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417807022"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока окружающего мира по теме "Природа в опасности" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-priroda-v-opasnosti"
    ["file_id"] => string(6) "110357"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405947918"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока окружающего мира 3 класс "Берегите воду!" УМК Школа России. "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-3-klass-bierieghitie-vodu-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "134038"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416656535"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока окружающего мира на тему "Птицы осенью" с использованием ЭОР "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-ptitsy-osien-iu-s-ispol-zovaniiem-eor"
    ["file_id"] => string(6) "102325"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402497053"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства