Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру»
Технологическая карта урока Предмет: окружающий мир Класс:2 Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний
Тема
Звери.
Цель
знакомство с главными отличительными признаками зверей; формирование знаний о питании зверей; классификация зверей по типу питания; формирование любви к живому.
Задачи
Образовательные: проверить наличие у учащихся знаний по теме «Звери»; научить выделять характерные признаки зверей; учить разделять их на группы по типу питания, учить отделять животных, не относящихся к зверям и обосновывать своё решение; формировать умение определять животных по определённым признакам Развивающие: развивать кругозор уч-ся, развивать речь уч-ся; развивать мышление уч-ся, развивать умение рассуждать, делать выводы. Воспитательные: повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности, воспитывать любознательность, интерес к поисковой работе, стремление самостоятельно находить истину; воспитывать бережное отношение к природе и всему живому на Земле
УУД
Личностные УУД: бережное отношение к природе, формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения; выработка самостоятельности при принятии решений; развитие мотивации к познавательной деятельности
Регулятивные УУД: самопроверка, контроль за временем потраченным на задание, формирование познавательной и личностной рефлексии.
Коммуникативные УУД: умение слушать других, вести диалог, правильно формулировать ответы на вопросы, аргументировать их.
Познавательные УУД: развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать: характерные признаки зверей; значение слова «млекопитающие»
Уметь: разделять зверей на группы по типу питания,
отделять животных, не относящихся к зверям, определять животных по определённым признакам
-развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью,
-умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта
Основные понятия
Млекопитающие, звери
Межпредметные связи
Русский язык (как образовалось слово млекопитающие)
Ресурсы:
основные
дополнительные
Основные:
1.Учебник «Окружающий мир» О.Н.Федотова
2.Тетрадь «Окружающий мир» О.Н.Федотова
Дополнительные:
1.Презентация
2.Индивидуальные карточки с проверочными заданиями.
Формы урока
Ф- фронтальная, И – индивидуальная, П – парная
Ход урока
I. Оргмомент.
Эмоциональный настрой.
Учитель: Думать – коллективно!
Работать – оперативно!
Спорить – доказательно!
Для всех – обязательно!
- У меня сегодня очень хорошее настроение.
А у вас? (Cлайд №1).
Поднимите тот смайлик, который отражает ваше настроение. Я желаю вам на уроке успешных ответов, и хочу, чтобы ваше хорошее настроение не изменилось к концу урока.
II. Повторение характерных отличительных признаков групп животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы.
- Ой, посмотрите, кто это?
Учитель достает котенка (мягкая игрушка).
Ученики: Это кошка!
Учитель: Смотрите записка.
Ученик читает: “Помогите узнать, к какой группе животных я отношусь”.
-В какую группу надо определить кота?
-У вас разные мнения. Давайте кота оставим в стороне, чуть позже вы сможете дать верный ответ.
-Животный мир огромный. На уроке мы будем познавать часть этого мира животных
Учитель: Я уверена, что мы вместе сможем найти ответ на этот вопрос. Кот – это часть живой природы?
Ученики: Кот относится к живой природе, потому что он питается, дышит, растет, размножается.
Учитель: Посмотрите на слайд (№ 2). На нем представлены группы животных, с которыми мы уже знакомы. Давайте определим, к какой группе можно отнести кота?
Ученик: Ни к одной из этих групп кота отнести нельзя.
Учитель: Докажите!
Ученики: Кот – это не насекомое, потому что у него нет трех пар ног.
Кот не относится к группе рыб, так как у нее нет жабр, и тело не покрыто чешуёй со слизью.
Кот – это не земноводное, так как не проводит часть жизни на земле, а часть – в воде, как земноводные.
Кот не относится к группе птиц, потому что у него нет перьев.
Кот не является пресмыкающимся, так как его тело не покрыто сухими чешуйками, не имеет панциря.
Учитель: Какой вывод можно сделать из всего сказанного вами?
Ученик: Ни к одной из этих групп он не относится.
Учитель: Какие мнения будут по этому поводу?
Ученик: Это значит, существует другая группа, в которую, возможно, войдет это животное.
Учитель: Добавим в схему еще одну группу животных (Слайд № 3).
Учитель: Предположите, как может называться эта группа?
Ученики пытаются дать ответы.
Учитель: Вы подтвердите свое предположение или опровергнете его, если разгадаете кроссворд. Обратите внимание на экран (слайды № 4-9).
Ученик 1. Небольшая я лошадка. Вся в линейку, как тетрадка.
Ученики отвечают: зебра.
На экране появляется ответ.
Ученик 2. Лакомлюсь малиной И медком пчелиным.
Ученики отвечают: медведь.
На экране появляется ответ.
Ученик 3. Живу в тундре, и в лесу. На голове ношу красу.
Ученики отвечают: олень.
На экране появляется ответ.
Ученик 4. На льдину вылезаю, Клыками устрашаю.
Ученики отвечают: морж.
На экране появляется ответ
Ученик 5. Я заглядываю без труда В окна третьего этажа.
Ученики отвечают: жираф.
На экране появляется ответ.
Учитель: Прочитаем ключевое слово.
Ученики читают: звери.
Учитель: Это и будет названием новой группы животных (слайд № 10).
III. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы и задач урока “Звери”.
Учитель: Как вы уже поняли тема урока “Звери”.
Наши задачи:
1. Познакомиться с отличительными признаками зверей.
2. Узнать, на какие группы делятся звери по способу питания и месту обитания.
Учитель: Посмотрите на слайд (№ 11).
– Что объединяет этих животных?
Ученик: Тело этих животных покрыто шерстью.
- Посмотрите на следующий слайд (№ 12). Назовите первый признак этой группы.
Ученики называют: Тело покрыто шерстью.
Учитель: Что объединяет этих животных? (Cлайд № 13).
-Посмотрите на картинки с изображением мам-зверей с детенышами. Верно ли, что собака откладывает яйца, высиживает их и из них появляются щенята?
-Что общего у зверей в появлении детенышей? (Рождаются живыми)
-Чем вскармливают мамы детенышей, чтоб они были крепкими и здоровыми? (Молоком)
-В древности слово « молоко» звучало как «Млеко». А мамы кормят или питают детенышей «млеком». Разгадаем слово и узнаем как называют всех зверей.
На доске карточки:
Млеко+питание+ющие= млекопитающие
-Как называют зверей? (Млекопитающие)
- Почему их объединили ученые в одну группу? (Рождают живых детенышей и кормят их своим молоком)
-Сделаем вывод. Как называют всех зверей? ( Звери-млекопитающие). (Слайд №14)
Учитель: Давайте еще раз произнесем характерные отличительные признаки млекопитающих.
Ученики называют двахарактерных отличительных признака.
Учитель: Теперь вы можете ответить на вопрос: “К какой группе относится кот?”
Ученики: Да, можем. Кот относится к группе млекопитающих, так как он обладает признаками зверей: выкармливает детенышей молоком и покрыт шерстью (слайд №15).
Учитель: Я предлагаю отдохнуть, затем продолжить работу.
Игра с мячом «Ты-мне. Я- тебе».
Называю зверя - бросаю мяч. Ученик говорит домашний он или дикий- бросает мяч обратно. Затем дети играют друг с другом.
- Ребята подготовили для вас маленькие рассказы-загадки о зверях, а ваша задача внимательно послушать, узнать его по описанию и накрыть фишкой рисунок этого животного на листах, которые лежат на ваших столах.
(Заранее подготовленные дети рассказывают о животных)
1.Это млекопитающее живёт в северном полушарии Земли. У него белая толстая шерсть, которая защищает его от холода. Он хорошо плавает, ловит рыбу себе на пропитание.(белый медведь)
Дополнение учителя: подошвы лап подбиты шерстью, чтобы не скользить по льду и не мёрзнуть. Между пальцами есть плавательная перепонка . Крупные когти могут удержать даже сильную добычу.
2.Этот зверь передвигается длинными прыжками. Его называют сумчатым. Он вынашивает своих детенышей в сумке на брюхе. Слайд 8
Дополнение учителя: Но, оказывается , не все кенгуру имеют такую сумку. Как вы думаете у каких кенгуру ее нет?(у пап-кенгуру)
3.Рыжий, полосатый хищник. Зверь острожный и опасный.
Дополнение учителя: Ученые насчитывают 9 видов тигров, которые отличаются друг от друга размерами, окраской. Тигры бывают не только рыжими . Тигры имеют еще и белую окраску
4.Этот зверёк ведет ночной образ жизни, а днем спит, повиснув вниз головой на дереве.
Дополнение учителя: Летучая мышь -тоже зверь. Выкармливает детенышей молоком. Питается она насекомыми, лягушками, ящерицами, птицами. Зимой она спит.
5.Очень удивительно, что это животное называют зверем. Живёт он в море. Вскармливает детёнышей молоком, дышит воздухом. Водит дружбу с людьми.(Дельфин )
Дополнение учителя: Дельфины дышат воздухом, поэтому они всплывают постоянно на поверхность воды для вдоха. Как же спят дельфины, если им необходимо каждый раз всплывать? У них поочередно спят полушария г/м и глаза.
6. Это самый крупный зверь- млекопитающее из всех животных, когда либо,обитавших на Земле. Живёт в океане. Шкура гладкая и ровная.(кит)
Дополнение учителя: Длина кита достигает 33 м. Питается он мелкой рыбой и другой живностью, обитающей в океане.
-Молодцы, вы успешно справились с работой.
-Теперь вы можете сказать, к какой группе относится кит? Почему?
11.Первичная проверка изученного материала.
5.Включение в систему знаний и повторение
-Какие вопросы мы поставили перед собой в начале урока?
1.Что общего у зверей?
2. В чем их различие?
- По какому общему признаку их объединили в группу - «звери»? (Рождают живых детенышей, млекопитающие)
-Чем различаются млекопитающие? Сейчас мы с вами поиграли в игру и распределили животных на диких и домашних. А еще как различаются животные? (Дикие - домашние, по способу зимовки, по месту обитания)
Работа в парах с консультацией учителя.
Учитель: Мы выяснили основные признаки группы зверей, узнали, что их еще называют млекопитающими. Вам необходимо уточнить на какие группы делятся звери по способу питания, а также узнать все ли млекопитающие одинаковые по внешнему виду или есть исключения.
У каждой пары есть конверт с заданиями. Необходимо выполнить задание, выбрать того, кто будут давать ответ на вопрос. Раскройте конверты, прочитайте задание и приступайте к работе.
Задание №1.
Найти и прочитать в хрестоматии текст “Кто такие звери?”.
Дать ответ на вопрос: “Все ли млекопитающие одинаковые по своему виду?”. Привести примеры.
Задание №2.
Найти и прочитать в учебнике текст “Звери”.
Ответить на вопрос: “На какие группы делятся звери по способу питания?”. Привести примеры, оформить ответ.
Задание №3.
Найти и прочитать в учебнике текст: “Какой зверь самый хищный?”.
Выяснить какой зверь самый хищный и составить для него меню.
Оформить свой ответ.
Задание №4.
Выбрать и изобразить трех млекопитающих с помощью мимики и жестов.
Ученики работают и выполняют задания.
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Какие новые знания открывали на уроке?
-Какие вопросы ставили перед собой? Нашли ответы на них?
-Проверьте свои знания с помощью игры «Поймай ошибку».
Если в моем высказывании есть ошибка- хлопните в ладоши 1 раз. Потом обоснуйте свой ответ.
Все представители животного мира - млекопитающие.(нет, только звери)
Среди зверей есть дикие и домашние.
Тело всех зверей покрыто густой шерстью. (Нет, у дельфина и кита густая шерсть отсутствует )
Все звери обитают в лесу. (Нет)
Кит и дельфин - рыбы, т.к. живут в воде.(Нет)
7. Итог урока.
Учитель: С какой группой животных мы сегодня познакомились?
Ученики: Мы познакомились с группой животных “Звери”.
Учитель: Что нового вы узнали об этой группе?
Ученик: Я узнал, что к зверям относятся животные, которые имеют шерсть и выкармливают своих детенышей молоком.
Ученик: Я узнал, что взрослые животные питаются по-разному и поэтому делятся на группы: растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные.
Ученик: Я узнал, что не все животные имеют шерсть, например кит, дельфин, но все равно относятся к зверям, так как кормят детенышей молоком.
Ученик: Я узнал, что зверей еще называют млекопитающими.
8. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке, используя смайлики.
«Я доволен своей работой».
«Я не доволен своей работой».
«Ещё остались вопросы»
Ученики показывают смайлик, отражающий настроение на конец урока.
Учитель: Я очень рада, что к концу урока мы подошли с отличным настроением.