Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
- Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели.
-Давайте поприветствуем наших уважаемых гостей, улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Настраиваемся хорошо и слаженно работать.
2. Актуализация знаний
- В начале урока мы повторим то, что уже знаем. Итак..
1)звуки бывают гласные и… (согласные)
твёрдые и…(мягкие)
звонкие и…(глухие)
2). Звуки мы слышим, а буквы…(пишем)
3). В слове столько слогов, сколько… .(гласных)
4). После твёрдых согласных пишутся гласные.. ( а,о,ы,у).
5) После мягких согласных пишутся гласные… ( и,е)
Какие буквы мы называем хитрыми? ( Е)
Почему? (В начале слова и после гласной обозначают два звука.)
На столе лежат карточки со словами, положите их перед собой и внимательно слушаем задание .
-Ученики 1-ой группы находят слова, которые состоят из одного слога (день, стол, дом)
-Ученики 2-ой группы ищут и называют слова ,которые состоят из 3-х слогов ( задача, молоко)
-Ученики 3-ей группы назовут слова, ударение в которых падает на первый слог ( лыжи, шило, дача, чудо, бочка, ели, лает, космос, ручка)
Заслушиваются ответы каждой группы.
Далее уч-ся получают задание по уровням. На карточке предложены задания разного уровня. Учащиеся сами выбирают для себя тип задания.
Высокий уровень:
1. Составьте предложения, используя слова (мороз, день, лыжи)
Средний уровень:
1.Вспомните скороговорку со словом «трава"( На дворе трава , на траве дрова, не руби дрова на траве двора).
Базовый уровень:
2.В каком слове имеет хитрая буква?( Ели, лает)Почему?( обозначает два звука)
А теперь задание для всех на внимательность. Найдите слово, которое есть у меня на экране, но нет на ваших карточках. (Слайд 2) Я помогу вам найти слово, загадав загадку.
5. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.
- Круглые, румяные
Мы растем на ветках:
Любят нас и взрослые
И маленькие детки. ( ЯБЛОКИ )
( Сегодня за работу на уроке вы получите ЯБЛОКИ-РАСКРАСКИ)
- Произнесите слово яблоки по слогам.
-Сколько в слове слогов? (3 слога)
Первый ряд произнесет только первый слог.?( яб)
Второй ряд произнесите второй слог ?(ло)
Третий ряд произнесите третий слог? ( ки)
Произнесите только звук ,который мы слышим в начале слова. [ЙА ]
Слияние какого согласного звука с гласным вы слышите? [Й и А]
Какой согласный звук примыкает к нему? [ Б ]
Кто пойдет к доске и составит схему к этому слову?
Учение у доски составляет схему к слову. Если в классе ребята, кто не согласен с нашей схемой, просигнальте
А теперь Посмотрите на экран.(слайд 3)
6.Знакомство с буквой.
Два звука, образовавших слияние [Й А], принято обозначать не двумя буквами, а одной. И такой буквой является буква Я.( слайд 4,5)
И сегодня она королева нашего урока..
- Буква Я шагает гордо. Всем на свете буква Я. Доложить готова: - А вы знаете, кто Я? Вы не знаете, кто Я. Я не только буква Я - Буква, Слог и слово Я!
А теперь давайте обратим внимание , как пишется печатная и письменная буква. Учитель демонстрирует изображение с письменным и печатным вариантом.
7. Изучение новой буквы.
Отгадайте ,пожалуйста , имя девочки .Ее имя начинается имя на букву Р и оканчивается буквой я.( имя собственное). Она тоже любит собирать и есть яблочки.
Рая
Звукобуквенный анализ слова .(слайд 6)
Итак, сделаем вывод: Буква я после гласной обозначает 2 звука [й а ]
Эту букву назвали хитрой еще и потому , что она может обозначать один звук. А какой? Вы мне сейчас скажете сами.
Прочитаем дружно слоги на экране.( слайд 7)
Какой звук мы слышим на конце каждого слога? [а]
Какой звук стоит в каждом слоге перед я? согласный
. Значит делаем вывод, что буква я обозначает звук [а] только после согласного.
Прочитаем следующие слова ( слайд 8)
Работа со звуковками. На столе у учащихся лежат заранее приготовленные рисунки .
Обведем контур звуковки красным цветом. Впечатаем звук [ й] и закрасим тапочек зеленым цветом, впечатаем звук [ а ] и закрасим тапочек красным цветом.
Давайте прочитаем вывод в учебнике на стр.111
Сделаем вывод-какие же звуки обозначает буква Я? ( буква я обозначает два звука[ й а ] , когда стоит в начале слова и после гласной. А также обозначает [ а ], когда стоит после согласного звука. (слайд 9)
Давайте найдем ей место для проживания в нашем домике.( она будет жить на первом этаже в домике для гласных) Ничего не перепутали? Докажите, пропойте этот звук. Все верно.
8. Физминутка.
Если в слове, которое я произнесу, есть Я - приседают мальчики, если нет - девочки.
Яблоня, ворона, ящик, валик, янтарь, пила, моя, страна, родная, Россия
7.Работа по учебнику. С.110
Хороших государств и земель много, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина.
Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? (наша страна).
Как называется наша страна.( Россия)
Назовите главный город нашей страны. ( Москва)
Что еще есть у каждого государства? ( Флаг , герб, гимн)
Наша страна очень богата. Чем? И чтобы сделать нашу страну еще богаче, каждый человек должен хорошо трудиться.( слайд 10)
А какую пользу стране можете принести сейчас вы? (хорошо учиться) Правильно, что бы потом жить и приносить пользу Родине.
А как вы понимаете слово малая родина? Прочитаем рассказ на стр.111.
8.Анаграмма. 31 4 2 ( 11слайд)
Прочитайте слово: ЯМКА, теперь по цифрам - МАЯК.
Сколько в слове букв? (4) А звуков? ( 5)
Как толкует это слово в толковом словаре? Прочитаем текст на экране.( слайд 12)
- Что такое маяк и для чего он нужен, мы узнаем, прочитав рассказ "Маяк".
С.112( дети читают)
9.Работа в парах. (Взаимоопросник) Учащиеся составляют вопросы по прочитанному тексту и задают их своему напарнику. Как вы оценили работу своего товарища? ( уч-ся используют смайлики)
Учащиеся получают каждый на парту листок с таблицей верных и неверных утверждений и работают в них.
Проверим ваши результаты.(слайд 15).
Составим таблицу верных и неверных утверждений.
Вопросы
+
-
Маяк – это башня с сигнальными огнями.
да
Маяк сигналит людям об опасности.
нет
Маяк указывает путь к берегу
да
В слове маяк 4 буквы и 4 звука.
нет
А я вам приготовила очередной сюрприз, чтобы вас удивить.Я поведаю вам удивительную историю об одном из существующих 7 чудес света.
-Когда то очень давно, в одном из самых богатых городов мира Александрии ,что находился на реке Нил ,чтобы обезопасить мореплавание ,было решено построить маяк на подходе к нему. Слайд16
Строительство заняло пять лет. Маяк - это трехэтажная башня высотой 120 метров. На третьем этаже вечно горел громадный костер, отражавшийся в зеркалах. Дрова для костра доставлялись наверх по спиральной лестнице, по ней на стометровую высоту въезжали повозки, запряженные ослами.
Маяк был и крепостью и наблюдательным постом: с его вершины можно было разглядеть вражеский флот задолго до того, как тот приближался к городу.
С падением римской империи он перестал светить, обвалилась верхняя башня, стены нижнего этажа разрушились от землетрясения в XIV веке. Руины древнего маяка были встроены в турецкую крепость и в ней существуют поныне.
А морякам всего мира известно еще про один маяк, естественный. Он находится у берегов Центральной Америки. Это вулкан Ицалко( или Исалько), высотой 2000 метров. (слайд 17,18)
А известен он тем, что каждые восемь минут здесь раздаётся подземный гул и над кратером вулкана возвышается клуб дыма, который растет, превращаясь в столб высотой до 300 метров – это изливается магма. Такие извержения здесь случаются в течение уже двухсот лет. Поэтому он является надежным ориентиром в любую погоду, в любое время дня и ночи.
Теперь вы поняли ,что такое маяк и для чего он нужен.
VI. Итог урока
– С какой буквой познакомились?
– Прочитайте вывод урока в учебнике.
– Его надо выучить дома.
– Дома составьте рассказ о букве Я с помощью звуковки.
– Кому сегодня было сложно?
– У кого всё получилось?
– Вы сегодня все молодцы!
– Спасибо за урок.
– Урок окончен.
Сказка про букву Я
Гордая буква Я никак не хотела встречаться с согласными буквами. Зачем? Ведь у неё же был свой согласный - звук [й`]! Но без неё слова рассыпались и ничего нельзя было понять, что они хотят друг от друга. И вот однажды она согласилась встретиться с одной из согласных букв, что бы хоть не надолго буквы могли о чём-то договориться. Звуку [й`] так понравилось играть со своими братьями – согласными буквами, что он готов был отдать свою мягкость любому из них. С тех пор, как только буква Я вставала в слияние с согласным, звук [й`] уходил к этому согласному и отдавал ему свою мягкость. А буква Я оставалась с гласным звуком [а] и очень гордилась, тем что рядом с ней согласные становятся мягче. Но как только буква Я уходила из слияния, звук [й`] тут же возвращался обратно к букве Я.