kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по обучению грамоте "Буква Я,я"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Образовательные:

-формировать умение находить в словах букву Я;

- знать, какие звуки она обозначает;

- читать слова с этой буквой;

- совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом,

отвечать на вопросы по содержанию;

способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обучению грамоте "Буква Я,я"»

Урок обучения грамоте в 1-м классе Тема урока: Гласные буквы Я,я Тип урока: изучение нового материала Цели:

Образовательные:

-формировать умение находить в словах букву Я;

- знать, какие звуки она обозначает;

- читать слова с этой буквой;

- совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом ,

отвечать на вопросы по содержанию;

способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

- Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

-Давайте поприветствуем наших уважаемых гостей, улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Настраиваемся хорошо и слаженно работать.

2. Актуализация знаний

- В начале урока мы повторим то, что уже знаем. Итак..

1)звуки бывают гласные и… (согласные)

твёрдые и…(мягкие)

звонкие и…(глухие)

2). Звуки мы слышим, а буквы…(пишем)

3). В слове столько слогов, сколько… .(гласных)

4). После твёрдых согласных пишутся гласные.. ( а,о,ы,у).

5) После мягких согласных пишутся гласные… ( и,е)

Какие буквы мы называем хитрыми? ( Е)

Почему? (В начале слова и после гласной обозначают два звука.)

3.. Речевая разминка.

Упражнения «Именинный пирог» ,«Конфетка», «Сластена» « Верблюд» «Лошадка».

4. Работа в группах.

На столе лежат карточки со словами, положите их перед собой и внимательно слушаем задание .

-Ученики 1-ой группы находят слова, которые состоят из одного слога (день, стол, дом)

-Ученики 2-ой группы ищут и называют слова ,которые состоят из 3-х слогов ( задача, молоко)

-Ученики 3-ей группы назовут слова, ударение в которых падает на первый слог ( лыжи, шило, дача, чудо, бочка, ели, лает, космос, ручка)

Заслушиваются ответы каждой группы.

Далее уч-ся получают задание по уровням. На карточке предложены задания разного уровня. Учащиеся сами выбирают для себя тип задания.

Высокий уровень:

1. Составьте предложения, используя слова (мороз, день, лыжи)

Средний уровень:

1.Вспомните скороговорку со словом «трава"( На дворе трава , на траве дрова, не руби дрова на траве двора).

Базовый уровень:

2.В каком слове имеет хитрая буква?( Ели, лает)Почему?( обозначает два звука)

А теперь задание для всех на внимательность. Найдите слово, которое есть у меня на экране, но нет на ваших карточках. (Слайд 2) Я помогу вам найти слово, загадав загадку.

5. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

- Круглые, румяные

Мы растем на ветках:

Любят нас и взрослые

И маленькие детки. ( ЯБЛОКИ )

( Сегодня за работу на уроке вы получите ЯБЛОКИ-РАСКРАСКИ)

- Произнесите слово яблоки по слогам.

-Сколько в слове слогов? (3 слога)

Первый ряд произнесет только первый слог.?( яб)

Второй ряд произнесите второй слог ?(ло)

Третий ряд произнесите третий слог? ( ки)

Произнесите только звук ,который мы слышим в начале слова. [ЙА ]

Слияние какого согласного звука с гласным вы слышите? [Й и А]

Какой согласный звук примыкает к нему? [ Б ]

Кто пойдет к доске и составит схему к этому слову?

Учение у доски составляет схему к слову. Если в классе ребята, кто не согласен с нашей схемой, просигнальте

А теперь Посмотрите на экран.(слайд 3)

6.Знакомство с буквой.

Два звука, образовавших слияние [Й А], принято обозначать не двумя буквами, а одной. И такой буквой является буква Я.( слайд 4,5)

И сегодня она королева нашего урока..

- Буква Я шагает гордо.
Всем на свете буква Я.
Доложить готова:
- А вы знаете, кто Я?
Вы не знаете, кто Я.
Я не только буква Я -
Буква,
Слог и слово Я!

А теперь давайте обратим внимание , как пишется печатная и письменная буква. Учитель демонстрирует изображение с письменным и печатным вариантом.

7. Изучение новой буквы.

Отгадайте ,пожалуйста , имя девочки .Ее имя начинается имя на букву Р и оканчивается буквой я.( имя собственное). Она тоже любит собирать и есть яблочки.

Рая

Звукобуквенный анализ слова .(слайд 6)

Итак, сделаем вывод: Буква я после гласной обозначает 2 звука [й а ]

Эту букву назвали хитрой еще и потому , что она может обозначать один звук. А какой? Вы мне сейчас скажете сами.

Прочитаем дружно слоги на экране.( слайд 7)

Какой звук мы слышим на конце каждого слога? [а]

Какой звук стоит в каждом слоге перед я? согласный

. Значит делаем вывод, что буква я обозначает звук [а] только после согласного.

Прочитаем следующие слова ( слайд 8)

Работа со звуковками. На столе у учащихся лежат заранее приготовленные рисунки .



Обведем контур звуковки красным цветом. Впечатаем звук [ й] и закрасим тапочек зеленым цветом, впечатаем звук [ а ] и закрасим тапочек красным цветом.

Давайте прочитаем вывод в учебнике на стр.111

Сделаем вывод-какие же звуки обозначает буква Я? ( буква я обозначает два звука[ й а ] , когда стоит в начале слова и после гласной. А также обозначает [ а ], когда стоит после согласного звука. (слайд 9)

Давайте найдем ей место для проживания в нашем домике.( она будет жить на первом этаже в домике для гласных) Ничего не перепутали? Докажите, пропойте этот звук. Все верно.

8. Физминутка.

Если в слове, которое я произнесу, есть Я - приседают мальчики, если нет - девочки.

Яблоня, ворона, ящик, валик, янтарь, пила, моя, страна, родная, Россия

7.Работа по учебнику. С.110

Хороших государств и земель много, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина.

Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? (наша страна).

Как называется наша страна.( Россия)

Назовите главный город нашей страны. ( Москва)

Что еще есть у каждого государства? ( Флаг , герб, гимн)

Наша страна очень богата. Чем? И чтобы сделать нашу страну еще богаче, каждый человек должен хорошо трудиться.( слайд 10)

А какую пользу стране можете принести сейчас вы? (хорошо учиться) Правильно, что бы потом жить и приносить пользу Родине.

А как вы понимаете слово малая родина? Прочитаем рассказ на стр.111.

8.Анаграмма. 31 4 2 ( 11слайд)

Прочитайте слово: ЯМКА, теперь по цифрам - МАЯК.

Сколько в слове букв? (4) А звуков? ( 5)

Как толкует это слово в толковом словаре? Прочитаем текст на экране.( слайд 12)

- Что такое маяк и для чего он нужен, мы узнаем, прочитав рассказ "Маяк".

С.112( дети читают)

9.Работа в парах. (Взаимоопросник) Учащиеся составляют вопросы по прочитанному тексту и задают их своему напарнику. Как вы оценили работу своего товарища? ( уч-ся используют смайлики)

Учащиеся получают каждый на парту листок с таблицей верных и неверных утверждений и работают в них.

Проверим ваши результаты.(слайд 15).





Составим таблицу верных и неверных утверждений.

Вопросы

+

-

Маяк – это башня с сигнальными огнями.

да


Маяк сигналит людям об опасности.


нет

Маяк указывает путь к берегу

да


В слове маяк 4 буквы и 4 звука.


нет




А я вам приготовила очередной сюрприз, чтобы вас удивить.Я поведаю вам удивительную историю об одном из существующих 7 чудес света.

-Когда то очень давно, в одном из самых богатых городов мира Александрии ,что находился на реке Нил ,чтобы обезопасить мореплавание ,было решено построить маяк на подходе к нему. Слайд16

Строительство заняло пять лет. Маяк - это трехэтажная башня высотой 120 метров. На третьем этаже вечно горел громадный костер, отражавшийся в зеркалах. Дрова для костра доставлялись наверх по спиральной лестнице, по ней на стометровую высоту въезжали повозки, запряженные ослами.

Маяк был и крепостью и наблюдательным постом: с его вершины можно было разглядеть вражеский флот задолго до того, как тот приближался к городу.

С падением римской империи он перестал светить, обвалилась верхняя башня, стены нижнего этажа разрушились от землетрясения в XIV веке. Руины древнего маяка были встроены в турецкую крепость и в ней существуют поныне.

А морякам всего мира известно еще про один маяк, естественный. Он находится у берегов Центральной Америки. Это вулкан Ицалко( или Исалько), высотой 2000 метров. (слайд 17,18)

А известен он тем, что каждые восемь минут здесь раздаётся подземный гул и над кратером вулкана возвышается клуб дыма, который растет, превращаясь в столб высотой до 300 метров – это изливается магма. Такие извержения здесь случаются в течение уже двухсот лет. Поэтому он является надежным ориентиром в любую погоду, в любое время дня и ночи.

Теперь вы поняли ,что такое маяк и для чего он нужен.

VI. Итог урока

– С какой буквой познакомились?

– Прочитайте вывод урока в учебнике.

– Его надо выучить дома.

– Дома составьте рассказ о букве Я с помощью звуковки.

– Кому сегодня было сложно?

– У кого всё получилось?

– Вы сегодня все молодцы!

– Спасибо за урок.

– Урок окончен.
















Сказка про букву Я


Гордая буква Я никак не хотела встречаться с согласными буквами. Зачем? Ведь у неё же был свой согласный - звук [й`]! Но без неё слова рассыпались и ничего нельзя было понять, что они хотят друг от друга. И вот однажды она согласилась встретиться с одной из согласных букв, что бы хоть не надолго буквы могли о чём-то договориться. Звуку [й`] так понравилось играть со своими братьями – согласными буквами, что он готов был отдать свою мягкость любому из них. С тех пор, как только буква Я вставала в слияние с согласным, звук [й`] уходил к этому согласному и отдавал ему свою мягкость. А буква Я оставалась с гласным звуком [а] и очень гордилась, тем что рядом с ней согласные становятся мягче. Но как только буква Я уходила из слияния, звук [й`] тут же возвращался обратно к букве Я.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по обучению грамоте "Буква Я,я"

Автор: Михайлова Алена Витальевна

Дата: 20.12.2020

Номер свидетельства: 567853

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока обучения грамоте "Буквы Г, г. Звуки [г], [г`]""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt_uroka_obuchieniia_ghramotie_bukvy_g_gh_zvuki_gh_gh"
    ["file_id"] => string(6) "356740"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478618814"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока обучения грамоте "Буквы Бб и звуки, которые они обозначают" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-bukvy-bb-i-zvuki-kotoryie-oni-oboznachaiut"
    ["file_id"] => string(6) "103543"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402590668"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "урок обучения грамоте "Буквы Ю,ю, обозначающие два звука" "
    ["seo_title"] => string(67) "urok-obuchieniia-ghramotie-bukvy-iu-iu-oboznachaiushchiie-dva-zvuka"
    ["file_id"] => string(6) "153248"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420986247"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока  обучения грамоте " Буква Щщ" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-bukva-shchshch"
    ["file_id"] => string(6) "180217"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425141166"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Конспект урока  обучения грамоте "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-1"
    ["file_id"] => string(6) "175629"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424282303"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства