Актуализация знаний | -Чтобы начать изучение новой темы, я хочу проверить, как вы усвоили тему, которая была на прошлом уроке. Включаю Глинка «Камаринская» - Кто помнит кто автор этого произведения? (Глинка) Включаю «Ой ты, тёмная дубравушка» из оперы «Садко» - Кто мне скажет, что это за произведение? - Так какая же тема была у вас на прошлом уроке? (Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов) Музыкальная викторина: прослушать известные учащимся музыкальные произведения, вспомнить название, композитора, дать характеристику. Обсуждение проводится после каждого произведения. Звучат фрагменты произведений, написанных композиторами о детях и/или для детей, например: «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Игра в лошадки» П.И. Чайковского; «С куклой» М.П. Мусоргского; «Кукольный кэк-уок» К. Дебюсси и др. - Что общего в этих произведениях? Какие черты их обьединяют? | Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме: грамотно строить речевые высказывания - уметь слушать других и вступать в диалог |
Изучение нового материала Прослушивание музыкальных фрагментов Музыкальная ритмическая деятельность | Исходя из сказанного как вы думаете какова тема нашего урока?( Композиторы детям) Какую цель мы поставим? (познакомиться с творчеством композиторов, которые сочиняли для детей) На уроках музыки, начиная с 1 класса учащиеся слушают композиторов, которые писали что-то для детей . Сегодня вы вспомните и узнаете, кто из композиторов писал для детей - Посмотрите на этот портрет. Кто-нибудь знает что это за композитор? Это всем известный Сергей Сергеевич Прокофьев. Сейчас мы продолжим знакомство с творчеством композитора С.С.Прокофьева. Имя Сергея Сергеевича Прокофьева известно во всём мире. Поэт Константин Бальмонт как-то назвал композитора «солнечным богачом». «Действительно, солнечность Прокофьева многообразна, его музыка ярка, как солнце, тепла, как солнце, и земной шар охватила она, как охватывают его солнечные лучи» (Геннадий Рождественский). Сережа Прокофьев маленьким водил тесную дружбу с крестьянскими мальчиками, они принимали деятельное участие во всех играх и театральных затеях. Одной из любимых игр были пятнашки. -Ребята, а что такое пятнашки? (Это когда водящий бегает за убегающими и пятнает их.) - Правильно, дети весело бегают друг за другом с весёлым криком поймавшего: «Пятнашка!» Эту радость движения и задор игры мы слышим в его пьесе, которая так и называется… «Пятнашки» -Ребята, а кто из вас играл в пятнашки? Вам нравится играть в пятнашки? Почему? - Сейчас вы послушаете произведение из фортепианного цикла «Детская музыка», которая называется «Пятнашки». Внимательно послушайте и определите характер этой пьесы. Включаю «Пятнашки» -Понравилось ли вам это произведение? Какой характер этой пьесы? (Веселый, задорный.) - Что вы представили, когда слушали это музыкальное произведение? ( Детей, которые бегают и играют в игру « Пятнашки».) -Чтобы вы хотели делать, слушая эту музыку? (Играть, бегать, танцевать.) - Сегодня мы познакомимся со сказочной картинкой «Кикимора». Расскажите, кто такая Кикимора?(Сказочный персонаж, живет в болоте, Кикимора - вредная, относится к отрицательным героям). А написал это яркое произведение Анатолий Константинович Лядов (1855- 1914г.г.)- ученик русского композитора сказочника Н. А. Римского- Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр (небольших пьес) на фольклорные сюжеты. Слушание музыки А.К. Лядов «Кикимора» - Куда мы с вами попали? Как можно описать это место? Каких сказочных героев вы услышали в этом произведении? (Дети описывают место действия и образы, какие возникают в сознании при прослушивании данного произведения.) - Это сказочное место, скорей всего это сказочный лес, который наполнен сказочными героями. И, герои прежде всего, разные, в начале мы можем услышать много завораживающих звуков, но они нейтрального характера, в середине произведения появляется герой, довольно с отрицательными чертами характера, и это нам подсказывают музыкальные звуки. Давайте выделим этот появившийся образ отдельно и попробуем дать ему характеристику. Учащиеся дают характеристику, поведение героя можно разделить на 2 этапа (выход и действие): - выход: приглушенно, скрыто, маскеруясь, сумрачно, робко, таинственно, колдовски; - действие: взволнованно, тревожно, стремительно, буйно, нетерпеливо, кипуче, пламенно, рассержено, дерзко -Что вы представили, слушая эту пьесу? – Какой характер музыки прозвучал? Каким было ваше эмоциональное состояние? – Сюжетом для Кикиморы послужили различные поверья из славяно-русского народа. Лядов взял рассказы о том, как живет и растет Кикимора, как изводит она человека, и как зло на уме держит на люд честной. Послушайте, как описывают кикимору в Большой Советской Энциклопедии – “кикимора, шишимора, мара - злой дух, малютка – невидимка женского пола, живущая в доме за печкой, занимающаяся прядением и тканием”. - Вот еще одна фотография известного композитор. Кто-нибудь знает кто это? (Мусоргский Модест Петрович) Включаю «Прогулка» «Прогулка» М. Мусоргского — небольшая фортепианная пьеса из сюиты «Картинки с выставки». Мелодическая основа и запева, и всей темы прогулки — это мотив из трёх звуков. Из этой попевки, как из зерна, вырастает не только вся прогулка, но, по существу, и вся сюита в целом. -Какая сфера музыки преобладает в «Прогулке» М. Мусоргского? Каким вы услышите характер движения? (Движение в «Прогулке» М. Мусоргского неторопливое, спокойное, напевное. Преобладание песенности, маршевости) Включаю «Прогулка» еще раз При повторном прослушивании предлагает встать и «прогуляться»: во время звучания пьесы дети легко подпрыгивают на месте, ходят на месте | Познавательны: выделение и формулирование познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания. Коммуникативные: навыки сотрудничества учителя с учениками, умение выражать свои мысли Регулятивные: сохранять учебную задачу. |
Продолжение работы по теме урока Хоровая деятельность | - Ребята, посмотрите на слайд, узнаете кто это? (маша и медведь) -Верно, я предлагаю вам сегодня спеть песню «Следы» Маша и медведь. Но прежде, чем начать петь, нам нужно разогреть горлышки. Сядьте пожалуйста удобно, руки положите на колени, спину выпрямите. Проведём с вами небольшую распевочку. (мелодия распевки ми мэ ма мо му, скороговорка от топота копыт пыль о полю летит) Хорошо, молодцы, теперь давайте прочитаем слова Зверя по следам любого Узнавать умею я! И жирафа, и корову, И жука, и воробья! Чьи это следы петляют Около лесных дорог? Это по лесу гуляет Нособраз и Дикорог! Нет, а не то, постойте А что за... не другой ли зверь ходил? А! Это след от крокомота! Или это бегедил? Нет! Конечно, да! Конечно! Будь уверен, не гадай По поляне ходят снежной Попукан и Пелигай! Зверя по следам любого Узнавать умею я! И жукафа, и ворову, И конечно коробья! Повторим хором Поем. Добиваемся чистоты пения. Молодцы ребята! | Личностные: -проявлять интерес к материалу; -способность к самооценке. |