1).Познакомить с примерами вычитания, основанными на знании состава чисел, и познакомить младших школьников с той терминологией, которая употребляется в математике при вычитании (выражение, уменьшаемое, вычитаемое, разность).
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Воспитывать любовь к родному краю.
2). Наблюдать над примерами, сравнивать разные виды примеров, делать вывод, обобщать.
3). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё предположение.
Оборудование: таблички с примерами, «домики» - состав чисел, числовой веер, презентация к уроку, слайды, интерактивная доска.
№п\п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность детей | Формирование УУД |
1 | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности: Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством актуализации ситуации успеха прошлых уроков. | 1.-Мы продолжаем путешествие по интереснейшей стране. Как называется наша страна? (Страна математика). Сегодня нам понадобится учебник, рабочая тетрадь и числовой веер. | Слушают. | Анализ, синтез. |
2 | Актуализация знаний. Цель: 1) повторить уже известные опасные места 2) предъявить задания, близкие жизненному опыту детей; | 2.Организация задания на повторение. 1). Счет двойками, тройками, четверками, пятерками. 2)-Расшифруйте слово, решив примеры, и узнайте название города нашего Краснодарского края: 1 · (26+25) С (50-42) · 3 и 0 · (32-12) о (17+23) : 4 ч - Какое слово было зашифровано? (город Сочи). Чем известен этот город? Когда будут проходить зимние Олимпийские игры? 3). Индивидуальная работа у интерактивной доски : 9 · 2= 9 · 3 = 9 · 1= 8 · 2= 8 · 3= 8 · 1= 7 · 2= 7 · 3= 7 · 1= … … … Проверка. -Какой следующий пример можно записать? Почему? -Что надо знать, чтобы решить эти примеры? (Знать таблицу умножения) | Работа с таблицей. Высказывание различных вариантов решения данной проблемы. Индивидуальная работа у интерактивной доски Проверка | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основании что известно, усвоено Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Коммуникативные: Умение полно и точно выражать свои мысли. |
3 | Подготовка к изучению нового материала Цель: повторить уже известные опасные места | 3. Подготовка к изучению нового материала. ~ Заполните таблицу: Множитель | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Множитель | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | Произведение | | | | | | -Что вы заметили? ~ Работа с числовым веером. - повторим таблицу умножения : 12 16 1 и 12 1 и 16 2 и 6 2 и 8 3 и 4 8 и 2 4 и 3 4 и 4 6 и 2 4. Физкультминутка. 1). Игра на внимание. Я называю четное число, вы выполняете ходьбу на месте, нечетное - стоите. 2). Присесть столько раз, сколько я хлопну в ладоши.(8) 3). Игра с мячом: 1· 1 , 2· 2, 3· 3, 4· 4, 5· 5. | Работа с таблицей. Выполнять задания по ранее выработанному алгоритму действия. Работа с числовым веером. Игра. | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основании что известно, усвоено Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Коммуникативные: Умение полно и точно выражать свои мысли. |
4 | Выявление места и причины затруднения: Цель: построить план действий и зафиксировать его в речи. | 5.Открытие нового знания. ~ Работа в группах. -Найди лишний пример: 1 группа: 9 · 4; 4 · 4; 8:2 . 2 группа: 5 · 4; 7 · 4; 9 · 4; 40: 4 . 3 группа: 3 · 4; 2 · 4; 20: 4; 1 · 4 . 4 группа: 9 · 4; 4 · 4; 16:4. 5 группа: 6· 4; 5 · 4; 7 · 4; 12:4 . 6 группа: 3 · 4; 2 · 4; 1 · 4; 8:4. Примеры 8 · 4; 6· 4; 5 · 4; 7 · 4; 9 · 4; 4 · 4; 3 · 4; 2 · 4; 1 · 4 8:2 40:4 20:4 12:4 16:4 8:4 (на доске). ~ Назовите тему урока: Таблица умножения и деления с числом 4. | | Работа в группах и обсуждение плана действий. Анализировать различные задания и принимать решения о нужных действиях | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом Регулятивные:прог-нозирование уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия |
5 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи: Цель: зафиксировать во внешней речи алгоритм вычитания. | 6.Организация работы по закреплению нового алгоритма вычитания. Первичное закрепление знаний. ~ Работа по учебнику, стр.34. -Будем составлять таблицу умножения и деления с числом 4, используя рисунок. (Каждое следующее число увеличиваем на 4. Вспомнить счет четверками. 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 26, 40. -Что мы сделали? (Умножали различные числа на 4). 4 · 4=16; 5 · 4=20; 6· 4=24; 7 · 4=28; 8 · 4=32; 9 · 4=36; -Что мы сделали? (Умножали различные числа на 4). -Как мы это делали? 7.Физкультминутка. (Музыкальная ). -Кто сегодня в гостях? (Мишка, Зайка и Леопард- талисманы олимпиады в Сочи). Игра с мячом: наши друзья бросают мяч, а вы произносите названия геометрических фигур, которые вам известны. А все вместе посчитаем, сколько названий мы получим. -Сколько названий насчитали? Эти знания пригодятся для проекта «Математические сказки», мы будем придумывать математические сказки о «Волшебной геометрии». | Работа по учебнику стр.34. Игра с мячом. | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений Познавательные: построение логической цепи рассуждения Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: Цель: 1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке; 2) проверить умения работать с таблицей умножения, действовать по алгоритму. | 8. Самостоятельная работа с проверкой. Разбей все примеры на 2 группы и вычисли. 1способ: 8-4; 8+2; 8-3. 9-4; 9+1; 9+0. 2 способ: 8-4; 9-4; 8-3. 8+2; 9+1; 9+0. | Самопроверка с помощью таблицы умножения. | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений Познавательные: построение логической цепи рассуждения Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
7 | Включение в систему знаний и повторение. Цель: 1) включить новый способ действий в систему знаний; 2) тренировать способность применять данный алгоритм при вычитании | Учитель предлагает детям применить данный алгоритм при решении задачи . ~ Работа в тетради. Стр.19, №3. 9. Решение задач. Стр. 19, №1. Анализ задачи: -О чем говорится в задаче? (О липах и березах). -Сколько лип? Покажите. -Сколько берез? Покажите. -Что надо узнать? Как? Запись с комментированием. -Читаем второй вопрос: на сколько больше лип, чем берез? -Как узнаем на сколько больше одно число, чем другое? (Из большего числа вычесть меньшее число). Запись с комментированием. | Отработка алгоритма вычитания при решении задачи. Работа в тетради. Стр.19, №3. Запись с комментированием. | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений Познавательные: построение логической цепи рассуждения Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
8 | Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) оценить собственную деятельность на уроке; 3) зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности; | 10.Итог урока. -Какие примеры окружили вниманием? -Как вычитали различные числа из числа 8 и 9? 11. Рефлексия. -Кому было интересно на уроке? -Кто хорошо работал? -Подведите итоги работы группы. | Ответы детей. Дети выражают свои эмоции по поводу урока. | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом Регулятивные: оценка – осознание качества и уровня усвоения Познавательные: оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог |