Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г- групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-оммуникативные) | Личностные |
1.Орг. момент | Создать положительную мотивацию | Беседа | Прозвенел звонок и смолк. Начинаем наш урок. Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: “Будет интересно!” - Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать, давайте проверим готовность к уроку. У вас должны лежать на столе учебник, рабочая тетрадь и пенал. | Слушают учителя | Фронтальная | Речь учителя | | | К: умеют слушать и слышать | Умеют планировать свою работу |
2.Актуализация знаний | Определить степень изученного, создать мотивацию к изучению нового материала | Беседа, формулирование темы урока | - Открываем тетради, записываем число, сегодня 12 марта и классная работа. Я предлагаю вам поиграть в игру «Да – нет» - Я вам буду называть пример с ответом, если вы согласны, то поднимаете зеленый карандаш, если не согласны и в примере допущена ошибка, поднимаете красный карандаш. - Поднимите руку те, кто понял задание. 40+50=90 (да) 40-20=2 (нет) 15-5=1 (нет) 14-7=7 (да) 30+8=38 (да) 15-8=7 (да) 9+4=12 (нет) 100-30=70 (да) 6+8=14 (да) 17-9=8 (нет) - Молодцы, ребята! Вы замечательно правились этим заданием. - Посмотрите на доску. Вы видите ряд чисел, вам необходимо выбрать только двузначные числа, и расположить их в порядке увеличения: 67, 9, 18, 40, 4, 31, 28, 5, 2, 82 (числа на доске). - Представь эти числа в виде суммы разрядных слагаемых. 67 = 60 + 7 18= 31= 28= 82= - Ребята, а для чего мы это учились делать? Верно, ребята. Это нам помогает быстро и правильно решить пример. |
Поднимают красный, зеленый карандаш.
Один ученик выходит к доке и выполняет это задание.
Чтобы легче было решать примеры. | Фронтальная | Речь учителя, слайды презентации | | | К:умеют слушать и слышать Р: умеют ставить цель предстоящей деятельности | Проявляют интерес к предмету |
|
3. Постановка темы и цели урока | Определить тему урока. | Беседа, формулирование темы урока | - А теперь поработаем в парах. 62+2 40+8 27 + 20 79 - 30 36-4 35-15 - Посмотрите на слайд, вам необходимо распределить примеры на 2 группы. - Обсудите с соседом по парте, на какие 2 группы можно разделить эти примеры. - Но прежде, чем начать работу, давайте повторим правила работы в парах. - Теперь можете приступать к работе. - Давайте проверим, на какие же 2 группы вы распределили данные примеры. - Какие примеры определили в 1 группу? - Прочитайте примеры 2 группы. -Выделите пример, который мы ещё не изучали. -Кто догадался, какая же будет тема урока? -Что узнаем? -Чему будем учиться?
- Совершенно верно. Мы с вами узнаем правила вычитания, будем учится, применять правила в устных и письменных вычислениях при решении примеров и задач, а так же отработаем прием вычисления 35-15. |
Слушать друг друга, уважать мнение соседа, говорить в полголоса.
Распределяют примеры на 2 группы.
называют примеры с +
называют примеры с –
Мы еще не изучали прием вычисления вида:35-15 Вычитание двузначного числа из двузначного. Узнаем правила вычитания. Будем учиться применять правила в устных и письменных вычислениях при решении примеров и задач. | Фронтальная, парная работа. | Речь учителя, слайд презентации. | | | К: умеют слушать и слышать Р:умеют принимать и сохранять учебную задачу | |
4. Усвоение нового знания | Обеспечить понимание нового материала. | Беседа | - Возвращаемся к нашему примеру: 35-15 -Какие у вас есть предложения по решению проблемы. Учитель показывает на доске. 35 – 15 = 30 – 10 = 20 30 5 10 5 ( 35 это 30 и 5, 15 это 10 и 5; из 5 единиц вычту 5 единиц, останется 0 единиц. Вычитаю десятки: 30 из 10, получаю 20. Сформулируйте правило, как мы выполняли вычитание? - А чем не удобна эта запись? - А есть более удобная форма записи? - Попробуем записать столбиком. - Какую форму записи получили?
- Как же вычесть двузначное число из двузначного?
- Сравним наш вывод с выводом в учебнике, откройте его на стр. 52. Как вы считаете, совпал ли наш вывод? - А теперь составим алгоритм вычитания двузначного числа из двузначного.
- Как вы считаете, решили нашу проблему, как вычесть двузначное число из двузначного? |
Предположение детей.
Вывод учащихся: единицы вычитаем из единиц, а десятки из десятков.
Длинная запись.
Есть. Можно записать в столбик.
35 ед. записываем под ед., десятки под десятками. 15 20 Столбиком, вычитание двузначного числа из двузначного в пределах 100.
Да, совпал.
Проговаривают алгоритм действий: Пишу единицы под единицами, а десятки под десятками. Единицы вычитаем из единиц, а десятки из десятков. Читаю ответ.
Решили.
Столбиком. | Фронтальная, парная, индивидуальная | Речь учителя. | | Усвоили алгоритм устного и письменного вычитания вида 35-15. | К: Умеют слушать учителя К: Умеют вступать в диалог с учителем и сверстниками Р: Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности | Проявляют интерес к предмету |
5. Первичное закрепление | Обеспечить повторение и закрепление материала. | Беседа, работа учебником. | - Ребята, мы с вами разобрали, как вычесть двузначное число из двузначного, а сейчас давайте потренируемся их решать. Выполним задание в учебнике 1 на стр. 52. а) 34-14=20(Вычитаем ед. 4-4=0. Вычитаем дес. 30-10=20. 20+0=20.)
б) 72-42=30(Вычитаем ед. 2-2=0. Вычитаем дес. 70-40=30. 30+0=30.) в) 99-69=30(Вычитаем ед. 9-9=0. Вычитаем дес. 90-60=30. 30+0=30.) - Выполняем следующее задание в учебнике под номер 2. - Кто желает выйти к доске решит 1 пример, кто 2, кто 3, кто 4?
66-16=50(Вычитаем ед. 6-6=0. Вычитаем дес. 60-10=50. 50+0=50.) 74-34=40(Вычитаем ед. 4-4=0. Вычитаем дес. 70-30=40. 40+0=40.) 57-27=30(Вычитаем ед. 7-7=0. Вычитаем дес. 50-20=30. 30+0=30.) 83-63=20(Вычитаем ед. 3-3=0. Вычитаем дес. 80-60=20. 20+0=20). - Сравните ответы. Что вы заметили? -Придумай аналогичный пример. - А теперь прочитайте задачу 5 в учебнике на стр. 53.
В первое ведро налили 10 л воды, во второе – 25 л, а в третье столько, сколько в первое и во второе вместе. Сколько воды в третьем ведре? Сколько воды в трех ведрах вместе? -Кто мне её прочитает вслух? -О чём говорится в задаче?
-Сколько всего вёдер? -Знаем ли мы сколько литров оды в 1 ведре? -Знаем ли мы сколько литров воды во 2 ведре? -Что говорится в задаче о 3 ведре?
-Что нам нужно узнать в задаче?
-Кто выйдет к доске и составит схему задачи? -Повторите условие задачи по схеме. -Можем ли мы сразу ответить на вопрос в задаче? -Почему? -Как мы это можем узнать?
-Каким действием? Почему?
-А теперь мы можем узнать, сколько было литров воды в 3 вёдрах вместе? -Каким действием? -Почему? - Записываем решение и ответ. Решение: 1) 10+25=35(л)-воды было в 3 ведре 2)35+35=70(л)-воды было в 3 вёдрах вместе Ответ: 35 литров; 70 литров. |
один ученик у доске, остальные в тетради. 34 14 20
72 42 30
99 69 30
4 учеников выходят к доске и решают примеры, остальные в тетради. 66 16 50
74 34
57 27 30
83 63 20
Предположение детей.
95-25=70
о вёдрах 3 Знаем, 10 литров
25 литров что в 3 ведре было воды столько, сколько 1 и во 2 вместе сколько воды в 3 ведре, сколько воды в 3 вёдрах вместе

1В – 10 л. ![]() 2В – 25 л. ? 3В - ? л.
нет
мы не знаем, сколько литров воды в 3 ведре. надо кол-во воды в 1 ведре сложить с кол-вом воды во 2 ведре
Сложением, чтобы найти сумму надо к первому слагаемому прибавить второе.
можем сложением чтобы узнать, сколько литров воды было в 3 вёдрах вместе нужно к кол-ву воды в 1 и во 2 ведре прибавить кол-во воды в 3 ведре. | Фронтальная работа. | Речь учителя, учебник. | | Выполняют устное и письменное вычитание из двузначного числа двузначное число. | К: Умеют слушать учителя Р: Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности П: Умеют грамотно строить речевые высказывания при ответах на вопросы учителя. | |
6. Физминутка | Сменить вид деятельности. | | Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем отдыхать! (потянуться) Спинку бодро разогнули, Ручки кверху потянули! Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. Раз и два вперед нагнуться, Раз и два назад прогнуться. (движения маятника) Вот и стали мы сильней, (показать «силу») Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу) | Повторяют движение за учителем. | | | | | | |
7. Закрепление нового материала | Обеспечить закрепление материала | Беседа, самостоятельная работа. | - Ребята, мы на уроке с вами выполнили много заданий, и даже успели решить задачу. А сейчас я хочу проверить, как вы усвоили сегодняшнюю тему. - Открываем рабочую тетрадь на стр. 60 вам необходимо выполнить задание 2 и 3. - Прочитайте, что вам нужно сделать во 2 задании?
- Прочитайте 3 задание, что там нужно сделать? - Поднимите руку те, кто понял что нужно сделать. Замечательно, можете приступать. - Теперь возьмите простой карандаш, поменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Проверьте по эталону. |
По каждому рисунку составить пример на вычитание по образцу. Выполнить вычисления столбиком.
Учащиеся проверяют по эталону друг друга. | Фронтальная, индивидуальная работа. | Речь учителя, рабочая тетрадь. | Взаимопроверка по образцу. | Выполняют устное и письменное вычитание из двузначного числа двузначное число. | Р:умеют оценивать свою деятельность | |
8. Подведение итогов. Рефлексия. | Дать анализ и оценку успешности достижения цели. | Беседа | Ребята, мы сегодня с вами замечательно поработали.
- Вспомните, какую цель урока мы с вами ставили в начале урока? Мы достигли её? - Кто мне еще раз расскажет алгоритм вычитания двузначного числа из двузначного? - Где и когда эти умения вам пригодятся? - Что было трудно? Укажите, какой высоты достиг сегодня на уроке каждый из вас. Напишите своё имя. ( Раздаю карточку каждому)
  
Как я сегодня поработал? Укажи, какую высоту ты сегодня достиг на уроке. Напиши на ней свое имя. Я благодарю вас за работу на уроке и не прощаемся, а говорим «До новых встреч!» | Ответы детей. | Фронтальная работа. | Речь учителя, карточки для рефлексии. | Самооценка при ответе на вопросы | | Р: умеют оценивать свою деятельность | |