Для учащихся: учебник («Моя математика» Демидовой Т.Е., Козловой С.А., Тонких
А.П. и др.), тетрадь, модели часов.
Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас гости.
- Давайте поприветствуем гостей, улыбнитесь им. Теперь улыбнитесь друг другу. И мне подарите улыбку. Ведь улыбка дарит всем хорошее настроение. У нас все получится.
Звучат куранты.
- Что представляете, услышав эти звуки? А какие часы так бьют? Когда можно их услышать? Зачем нужны часы? (Слайд 2)
Актуализация знаний.
1) - Люди ещё в давние времена задумались, как отсчитывать время. И первыми были солнечные часы – (Слайд 3)
Всех часов предки! Сейчас они редки. Циферблат на земле лежит, А по нему солнышко бежит!
- Эти часы были удобные? (Нет)
- Отгадайте, о каких часах пойдёт речь дальше.
В них песчинки текут – Секунды бегут! Как песчинки собрались, Холмиком улеглись в колбочке из стекла, так и минутка истекла! (Песочные) (Слайд 4)
- А эти часы удобные? Почему? А вы, видели такие часы? (Сейчас их можно увидеть только в больницах, в школе, но в основном в качестве сувениров.)
- А как вы думаете, после песочных часов, какие появились? (Механические) (Слайд 5).
- Первые часы с часовой и минутной стрелкой, т. е. механические часы, построил Христиан Гюйгенс в 1657 году.
- А после механических часов, какие появились, как вы думаете? (Электронные), (Слайд 6-8)
- Посмотрите, какие ещё бывают часы по месту применения, размещения. (Ответы учеников). (Слайд 9)
- Как вы думаете, почему так много разных видов часов существует? (Ответы учеников)
- Это ещё раз доказывает о том, что время очень важно в жизни каждого человека, и знать, уметь определять его необходимо всем.
2) - Посмотрите на этот ряд: (слайд 10)
8ч, 18см, 28м, 38дм.
- И найдите сумму наибольшей и наименьшей величины. (Невозможно складывать числа разных величин).
- Найдите «лишнюю» единицу измерения. Почему она лишняя?
3) - Приступим к устному счёту. (На доске)
37 + 41 + 13 + 9 100 век
360+ 20:4 365
366 год
28
29
30 месяц
3 · 8 + 7 31
35 : 5 7 неделя
9 · 7 – 3 60 минута
- Как каждое из чисел связано со временем? (100 лет в веке, 365 (366) дней в году, 28, 29, 30,31 дней в месяце, 7 дней в неделе, 60 – минут в часе).
Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока?
Тема: Единица времени – час, минута. (На листе, прикрепить на доску)
- А чем будем заниматься?
- Научимся определять время и установим соотношение между часом и минутой.
«Открытие» детьми нового знания.
- Скажите, какое время показывают часы.
(По циферблату механических часов: 5 ч, 8 ч, 1 ч.
Основной вопрос урока.
- Что показывают деления на циферблате часов?
- Возьмите циферблаты механических часов. Из чего он состоит? (Часовая и минутная стрелка).
- Сколько на нём крупных делений? (12) - На сколько делений передвигается за 1 час часовая стрелка? (На одно большое).
- А минутная стрелка? (на 12 больших делений).
- Сколько на циферблате мелких делений в одном крупном ( 5).
- А всего, сколько мелких делений? (60) Как сосчитали? (можно сосчитать по порядку, а можно 5 на 12).
- А какой единице измерения времени соответствует одно мелкое деление на циферблате механических часов? (1 минуте). Минута – от латинского minutus – мелкий, маленький.
- Какое расстояние проходит за один час минутная стрелка? (делает полный оборот).
- Значит 1 час это, сколько минут? 1 час = 60 мин
- А 1 минута, это какая часть часа? (1 мин = 1/60 ч).
- Откройте тетради и запишите: 1 час = 60 мин, 1 мин = 1/60 ч (на листе на доску).
- Значит, какой вывод можем сделать?
Минута - мера времени, равная 1/60 часа.
Очень короткий промежуток времени, мгновение.
- Минута - много это или мало? Посидим минуту молча. (Дети легли на парты, закрыли глаза).
Бежит стремглав минута, минута коротка, Но за минуту можно найти звезду, жука, Решение задачи и редкий минерал, Который до сих пор ещё никто не открывал.
- Видите, какая она длинная. (Слайд 11). В нашей стране за 1 минуту производят 13 телевизоров, 11 холодильников, 1560 пар обуви, 77 часов, 3 автомашины. А в нашем классе есть ученики, которые за 1 минуту читают больше 100 слов.
Физминутка
Наступила ночь. Все спят, а мыши вышли погулять.
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре,
Мыши дернули за гири.
Тут раздался страшный звон.
Разбегайтесь, мышки, вон!
Гимнастика для глаз (мышки бегают по экрану). (Слайд 12)
Первичное закрепление
1) Я показываю по циферблату.
- Обратите внимание на минутную стрелку. Если минутная стрелка дошла до первого большого деления, то, сколько минут прошло? (5 минут).
- Второе большое деление? (10 минут)
2) - Откройте учебники. На какой странице вы открыли учебник? (89) Найдите №4. Прочитайте про себя.
- За сколько минут минутная стрелка сделает.
а) одну вторую оборота,
б) одну третью оборота,
в) одну четвёртую оборота,
г) одну шестую оборота.
Записывают в тетради: 1/2ч = 30 мин (или полчаса)
и на доске 1/3ч = 20 минут (или треть часа)
1/4ч = 15 мин (или четверть часа)
1/6ч = 10 мин
Вывод.
3) - Найдите №7. Прочитайте про себя. Возьмите в руки циферблаты механических часов: 1 ряд покажите 1 время, 2 ряд – 2 и 3 ряд – 3.
- Сколько времени будут показывать часы в каждом из этих случаев, если минутная стрелка сделает ещё 4 полных оборота? Покажите.
4) – Давайте решим задачу, №5(а).
- Прочитайте. Что известно в задаче? Что нужно найти? Поднимите руку, кто уже знает, как решить задачу и сможет объяснить другим.
Решение задачи.
- Подобную задачу решите дома. (№5 б)
5).Физкультурная минутка составлена из упражнений, имитирующих работу «часов». 1) "Часики" - повороты глазами влево – вправо, без поворота головы. 2) "Маятник" - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад. 3) "Колесики" - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками. 4) "Будильник" - хлопки над головой. 5) "Пружинка" - приседания. 6) "Часы идут, идут, а с места не сойду..." - ходьба на месте.
Самостоятельная работа в паре с проверкой в классе.
- Все вспомните правило работы в паре? У вас на партах есть листочки с заданиями. Нашли? Приступите к работе.
1. Отгадать зашифрованное слово.
2. Выразить в минутах.
Проверка.
Закрепление.
1) - Посмотрите на часы, сколько сейчас времени? Какое время показывали часы, 5 минут назад? 15 минут назад? 1 ч? Какое время будут показывать часы через 5 минут? 10 минут?
- Покажите на циферблатах 4 ч 15 мин, 15 минут пятого, четверть пятого.
- Ничего интересного не замечаете?? (можно назвать время по-разному)
- Назовите по-разному: 5ч 40мин.
2) - Очень важно правильно называть время, определять. Почему?
- Иногда говорят: потерял время. А разве можно потерять время как карандаш или ручку?
- Расшифруйте пословицы и поговорки, заменяя выделенные красным цветом числа на подходящие единицы времени и ответьте на мой вопрос. (Слайд 13)
Упустишь 1/ 60 часа - потеряешь час.
Делу - время, потехе – 60 минут.
- Кто ответит?
- Как вы понимаете эти пословицы?
- Что надо делать, чтобы всё и везде успевать? (Необходимо соблюдать режим дня).
Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке? (Минута единица времени, доля часа.)
- Чему научились? ( Беречь и определять время)
- Кому на уроке было интересно?
- А какое задание понравилось больше всего?
- Попробуйте оценить свою работу:
(На ваших партах есть конвертики-уголочки.
- Что же в них?)
если всё поняли и можете объяснить другим, поднимите часики жёлтого цвета.
если всё понял, часики зелёного цвета.
если не совсем разобрался, и было трудно синие часики.
- Вот и прошёл ещё один урок, вы получили новые знания. Как вы думаете, какая тема следующего урока?
Оценки за урок.
10. Дом задание.
1) с. 89, № 5б.
2) найти пословицы о времени, выяснить их значение.