составление волевой саморегуляции, как дееспособность к преодолению преград, к мобилизации сил и энергии;
формирование умения давать своим действиям самооценку;
формирование умения ставить учебную задачу;
формирование умения осуществлять способы действия с заданным эталоном;
формирование умения планировать свои действия с учётом поставленной цели;
формирование умения рефлексировать свои действия, контролировать и оценивать результаты своей деятельности.
Коммуникативные:
формирование умения планировать учебное сотрудничество;
формирование умения слушать и слышать;
формирование умения построения речевых высказываний.
Личностные:
развитие доверия друг к другу, готовности к сотрудничеству.
Цели: составить таблицу вычитания для случаев вида 13 — [ ] и провести работу, направленную на ее запоминание; формировать умение решать простые и составные задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20; моделировать с помощью схематических рисунков и решать составные задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
Игра “Приведи корабли к причалу”
2. Логическая разминка
(На доске начерчены линии.)
— Назовите ломаные линии.
— Какие ломаные линии являются многоугольниками?
— Какая ломаная линия состоит из 6 звеньев?
3. Задачи в стихах
(Учитель читает задачу, учащиеся по ходу чтения выкладывают решение на парте, затем называют результат.)
Под кустами грибы сохли,
Ну а в дождь, конечно, мокли:
Десять желтеньких опят
Да две рыжие лисички —
Очень милые сестрички,
Два груздя и боровик.
Вы, ребята, не молчите,
Сколько всех грибов, скажите. (10 + 2 + 2 + 7 = 15.)
Много дел у мамы было,
Сделать все одной невмочь.
Дочка Верочка решила
Мамочке своей помочь.
Чтобы меньше мать устала,
Вера мыть тарелки стала.
Три тарелочки она
Утром вымыла одна.
Пообедавши, опять
Вымыла их ровно пять.
Вечерком же все, что было,
Наша Верочка помыла.
Скажем прямо: восемь штук
Не минуло ее рук.
“Вот бы больше таких Верочек”, —
Мама дочке говорила.
Сколько же всего тарелочек
Вера за день перемыла? (3 + 5 + 8 = 16.)
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте равенства разными способами.
11 - 2 = 9
12 - 3 = 9
— Какими способами вы научились их решать?
(Учащиеся по очереди комментируют решение примеров способом вычитания по частям и способом на основе знания состава числа.)
— Увеличьте в каждом примере вычитаемое на 1. Назовите выражения. (11 — 3, 12 — 4.)
— Как, не вычисляя, узнать ответ в каждом примере? (Если вычитаемое увеличить на 1, то разность уменьшится на 1.)
— Назовите ответы. (11 — 3 = 8, 12 — 4 = 8.)
— Увеличьте на 1 уменьшаемое в последних примерах. Назовите выражения. (12 — 3, 13 — 4.)
— Как изменится разность? (Если уменьшаемое увеличить на 1, то разность увеличится на 1.)
— Назовите ответы. (12 — 3 = 9, 13 — 4 = 9.)
— Какой пример мы еще не учились решать? (13 — 4 = 9.)
— Составьте по нему еще одно равенство на вычитание и одно равенство на сложение. (13 — 9 = 4, 9 + 4 = 13.)
— Как можно вычесть из 13 число 4?
— Откройте учебник на с. 84. Посмотрите на выражение на полях. Из какого числа мы сегодня будем учиться вычитать?
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Рассмотрите рисунок в учебнике. Объясните, как из 13 вычесть 4 по частям.
— Назовите по таблице состав числа 13.
— Как по таблице найти значение числового выражения 13 — 4, используя взаимосвязь между сложением и вычитанием?
— Прочитайте примеры, записанные в рамке.
— Чем они похожи, чем отличаются?
— Как вы думаете, в каком примере будет наибольший ответ, а в каком наименьший ответ?
(Учащиеся записывают примеры в тетрадь с комментированием и объясняют приемы вычитания двумя способами. Далее по аналогии с предыдущими уроками проводится работа, направленная на запоминание табличных случаев вычитания вида 13 – [ ])
V. Физкультминутка
Воробьишка потянулся,
Распрямился, встрепенулся,
Головой кивнул три раза,
Подмигнул нам черным глазом,
Лапки в стороны развел
И по жердочке пошел.
Прогулялся и присел,
Свою песенку запел:
Чик-чирик-чирик-чирик...
Е. Гайтерова
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 1 (с. 84).
(Первая строка — с комментированием, вторая и третья — самостоятельно по вариантам. Самопроверка.)
*№ 6 (с. 84).
(Самостоятельное выполнение.)
№ 2 (с. 84).
(Учащиеся составляют задачи устно, решения и ответы записывают в тетрадь.)
№ 3 (с. 84).
— Как вы понимаете выражение “в этих же примерах”?
— Сколько примеров решил Вася?
— Сколько чисел в ответе запишете, если спрашивается, сколько примеров решил каждый из них?
(На доске и в тетрадях выполняется иллюстрация задачи с помощью геометрических фигур.)
— Что узнаем, выполнив следующие действия?
12 — 5 = 7. (Сколько примеров правильно решил Миша.)
12 — 1 = 11. (Сколько примеров правильно решил Вася.)
(Равенства учитель записывает на доске.)
2. Работа в тетради с печатной основой
№ 1-3 (с. 43).
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 84). Самостоятельное выполнение. Один ученик работает у доски. Проверка в парах.)
— Оцените своего соседа по парте:
• молодец, все решено правильно;
• хорошо, ошибки есть, но совсем немного;
• тебе нужна помощь учителя.
— Кто доволен своей работой сегодня?
— Кому требуется помощь?
VIII. Подведение итогов урока
— С какими вычислительными приемами мы познакомились на уроке?
— Кто запомнил таблицу вычитания из числа 13?
— Кто хорошо запомнил другие вычислительные приемы из таблицы?