учить мыслительным операциям: анализа, обобщения и логичности рассуждения;
развивающие:
развивать мышление детей через анализ, обобщение, рассуждение, сравнение;
продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
воспитывающие:
воспитывать нравственные качества личности ребенка: честность, чувство ответственности за свои поступки, доброжелательность, отзывчивость, чувство взаимопомощи, уважение к мнению других;
Оборудование:
учебник с текстом В.Осеевой “Хорошее”;
компьютер;
проектор;
демонстрационный экран.
Ход урока
1.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок
Тут пословицы, загадки,
Всё для Вас!
Пожелаю всем удачи –
За работу, в добрый час!
2.Сообщение целей и постановка задач урока.
- Какой раздел мы изучаем?
– «Я и мои друзья!»
- На прошлых уроках мы познакомились с творчеством В. А. Осеевой. Какой рассказ этой писательницы вы читали дома? Чему учит нас рассказ?
- Сегодня мы прочитаем ещё один рассказ В. А. Осеевой, обсудим проблемы, которые она поднимает, и подумаем, как надо себя вести в подобных ситуациях.
Слагаемые успеха:
- Наша с вами задача «открыть» новое в литературной области. Чтобы «открыть» новое вам необходимо «подключить» внимание, старание, желание работать дружно, активно, уважая мнение говорящего, не стесняясь высказывать своё мнение по возникшим вопросам,диалог этот невозможен без усилий ума и сердца.
3.Актуализация знаний учащихся.
-Что вы знаете о жизни и творчестве этой писательницы?
С каким произведением мы сегодня познакомимся на уроке?
-Предположите, о чём может говориться в этом рассказе? Слайд 14
-Что означает слово «хорошо»? («Хорошо» — это как?)
-В каких случаях мы употребляем слово «хорошо»?
Постановка целей и задач урока
4.«Открытие» темы урока.
Первичное восприятие
Чтение текста учителем с остановками.
-Ожидали ли вы, что у рассказа может быть такой конец?
В. Осеева написала этот рассказ очень давно. Когда рассказ был напечатан первый раз, то он заканчивался так: «Что бы мне такое хорошее сделать?» — спрашивает Юра. А мама и отвечает: «Погуляй с сестренкой, помоги няне, напои собаку».
-Почему в следующем издании Осеева изменила конец этого рассказа?
-Какой это рассказ — веселый или грустный?
-Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел
доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить?
5.Физкультминутка «Пожалуйста»
6. Включение в систему знаний
Работа с книгой
Вам предстоит поработать с текстом.
-При чтении рассказа вы должны отметить в тексте всё, о чём мечтал Юра. Самостоятельное чтение рассказа с пометами в тексте.
-Хорошие ли были у Юры мечты?
-О чём же мечтал Юрик?
-Хотел ли он что-то сделать для себя?
-Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими?
-Что такое «героический»?
-Кто такой герой?
-Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются:
сестрёнка тонет, а он ее спасает.
-Что сестрёнка испытывает в этот момент?
-А что испытывает няня, Трезорка?
-О ком думает Юра на самом деле?
(Он думает о себе.
Юра мечтает, чтобыего похвалили, хочет прославиться.)
-В каком случае можно сделать что-то хорошее?
(Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)
-Почему Юра не заметил простых дел?
-Какой же был Юра?
-Над чем заставил вас задуматься рассказ?
-Какая пословица подходит к этому рассказу?
- Докажите свой выбор.
7.Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что особенно запомнилось?
- Чему я хотела научить вас этим уроком?
8.Обобщение по теме урока
Я готов для всех всегда Делать добрые дела. Совершив такой поступок, Говорю я — да, да, да!