Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. С А. Есенин "Черёмуха"»
Конспект урока по литературному чтению. Тема: «С.А Есенин. Черёмуха».
Цели: познакомить детей со стихотворением С.Есенина, развивать умения читать стихотворные произведения, связно рассказывать о своих впечатлениях, формировать умения видеть образные языковые средства художественной выразительности (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнение, звукопись), воспитывать любовь к слову, к родной природе.
Формируемые УУД
Планируемый уровень достижения
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Ориентироваться на развороте учебника.
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях
Коммуникативные УУД:
Развиваем умение слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Умение работать в паре и в группах.
Личностные УУД:
Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Постановка цели урока. Актуализация знаний.
1. - Сегодня мы прикоснёмся к творчеству поэта начала 20 века.
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом точно серебром...
-Кем написаны эти строки?
(Сергей Есенин)
Портрет на доске.
- Есенин – нежное имя, соловьиный звон.
Кудрями золотыми звенел весёлый клён.
Из солнечного ливня весеннее лицо
Овеял ветер нивный цветочною пыльцой.
2.Краткие сообщения детей о жизни С.Есенина.
1-й ученик. Русский народный поэт. Родился в 1895 году в селе Константиново на берегу красивой реки Оки. Поэт очень любил русскую природу и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Раздаётся «белый перезвон берёз», «вызванивают ивы», «шумят тростники». Слушая, стихи мы представляем прекрасный русский пейзаж. Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах.
2-й ученик. С.Есенин свои первые стихи создал в 9 лет. И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озёр – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле. Он сумел взять у природы даже черты своей внешности: чарующую синеву очей – у бездонных рек и голубых небес, золотые волосы – у российских нив; мягкие кудри – у крон родных берёз. А главное, что поэт взял у родины, у бескрайней России – глубокую и необъятную душу.
3.Работа над стихотворением.
- Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В разгар весны, когда яркое, совсем уже тёплое солнце начинает согревать всё живое, распускается прекрасное дерево с белыми душистыми цветами. Это…..Черёмуха.
О ней много сложено песен, стихотворений. Одно из них послушайте.
1.Чтение учителем стихотворения «Черёмуха».
- Поделимся своими впечатлениями. Какое настроение поэта вы почувствовали в этих словах? Поделитесь своими мыслями. (Радостное т. к. начинается весна, природа просыпается, всё радует поэта)
- Какие картины вы бы нарисовали, какие бы краски использовали? Почему?
2.Физминутка.
Вот высокая сосна, к солнцу тянется она! (Потягивания, руки вверх.) Над поляной дуб старинный ветви в стороны раскинул. (Потягивания, руки в стороны.) Хорошо гулять по лесу! Но учиться интересней! (Дети садятся за парты.)
5.Вторичное восприятие.
Работа над словом.
- Перечитайте самостоятельно это стихотворение. Читайте медленно, отметьте непонятные слова и задайте вопросы классу.
Роса медвяная (ароматная, с запахом мёда)
Зелень пряная (с острым ароматным запахом)
Проталина – место, где растаял снег, и оголилась земля.
Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки
Вкрадчиво – осторожно, доверительно.
Под кручею – под обрывом.
6.Работа с изобразительно-выразительными средствами.
а) – Сколько героев в этом стихотворении?
- Перечитайте стихотворение и карандашом отметьте четверостишья (строфы), где говориться о Черёмухе буквой Ч, о ручье – Р (Ч – Р – Ч – Р)
- Как вы думаете, почему автор переплетает строфы о черёмухе и о ручье? (взаимосвязь, взаимодействие ручья и черёмухи).
- Докажем это. Чтение в паре: девочка о Черёмухе, мальчик – о ручье.
б) Выборочное чтение
- Прочитайте последние 4 строчки о ручье.
- Что делает ручей? (волной гремучею все ветки обдаёт, вкрадчиво песенки поёт)
- Кто догадайся, почему так описан ручей?
(сначала ручей хочет обратить внимание, затем ласково поёт, ручейку хочется понравиться черёмухе)
7. – Итак, какие художественные приёмы использует автор, чтобы мы смогли представить весеннюю картину, почувствовали и увидели краски, запахи, цвета, услышали звуки?
- Какие вы знаете приёмы художественной речи?(олицетворение, эпитеты, сравнение, метафора)
Работа в группах. Найти:
1 группа – эпитеты (медвяная, душистая, пряная, золотистая, серебристая)
2 группа - олицетворение (ручей поёт – образ юноши, черёмуха ветки золотистые, что кудри завила – олицетворяет образ девушки)
3 группа – сравнение (на кого похожа черёмуха? Оком ещё можно сказать такие слова: расцвела, завила, стоит?
- Олицетворение – одно из любимых средств художественной выразительности Есенина, потому что во всём он видел жизнь: в пшеничном колосе, и в русской берёзке, душистой черёмухе. Есенин олицетворяет природу, «оживляет», чтобы мы лучше представили пейзаж, увиденный им.
- Найдём глаголы о природе: расцвела, завила, сияет, бежит, струиться, стоит, горит, обдаёт, поёт. Вся картина природы, созданная поэтом, представляется как живая, благодаря обилию верно подобранных глаголов.
- А теперь обратим внимание на словосочетание «сияет зелень в серебре», «зелень горит».
- Какой это приём? (Зелень покрыта росой, её капельки светятся и переливаются, точно серебро. На солнце она искрится, подобно пламени. Поэт уловил сходство между предметами и передал его с помощью переносных значений. Перенос на основе сходства, сравнения, называется….МЕТАФОРА).
8.- Перечитайте ещё раз о ручье самостоятельно 4 последние строчки и подумайте, какие звуки помогают автору передать движение воды в ручье, чтобы не только черёмуха, но и читатели, мы сами, услышали, как гремит ручей, журчит его волна? (Р – ГР – КР – КР)
- Как называется этот приём? (ЗВУКОПИСЬ)
- Прочитайте эти строки так, чтобы мы почувствовали, услышали этот ручей.
Ручей волной Гремучею
Все ветки обдаёт
И вКРадчиво под Кручею
Ей песенки поёт.
- Применяет ли этот приём С.Есенин в других строках о ручье?
А Рядом у Проталинки
В Траве, между коРней,
Бежит СТРуится маленький
СеРеБРяный Ручей
- Прочитайте эти строки, подчёркивая голосом эти звуки. (Темп чтения быстрый, как проворный, игривый ручей).
- Как вы понимаете «серебряный ручей», т.е. какой? (со стальным блеском, чистый, прозрачный, переливающийся, искрящийся на солнце).
«Золотистые ветви» с золотым блеском
Зелень сияет в серебре от солнца
- Сколько золота и серебра! Сколько света и блеска! Чтобы ощутить блеск, сияние, поэт подбирает слова, в которых повторяется определённая группа звуков. Как вы думаете, какие это звуки? (З-С)
- Перечитаем первые 8 строк о черёмухе, подчёркивая голосом эти звуки, чтобы почувствовать яркость света.
Черёмуха душиСтая, Кругом роСа медвяная
РаЗвеСившись Стоит, СполЗает по коре,
А Зелень Золотиста Под нею Зелень пряная
На Солнышке горит. Сияет в Серебре.
- Мы увидели и слова, и звуки помогли поэту создать яркую картину сияющего весеннего денька. Есенин хотел, чтобы мы не только увидели, но и почувствовали, - «представили запахи».
- Какими словами поэт говорит о запахах?
«Черёмуха душистая» - имеющая приятный сильный запах.
«Роса медвяная» - медовая, сравнивается по запаху, цвету.
«Зелень пряная» - зелень с сильным запахом – ароматная по вкусу и запаху.
Вывод: какие приёмы использует поэт, чтобы мы смогли представить картину, столь милую его сердцу.
9.Работа над выразительным чтением.
- Теперь, когда понятны слова, когда постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать выразительно.
- Как будем читать данное стихотворение: быстро или медленно, неторопливо?(неторопливо, с любованием)
-Какие строки, по-вашему мнению, можно читать чуть быстрее?(А рядом у проталинки)
Перед этими словами и после них необходимо сделать паузу.
Чтение за диктором.
Выразительное чтение 2-3 учащихся, показывая интонацией настроение автора, свои чувства. Это стихотворение о природе, о том, что всё живое наполнено любовью: и природа, и люди.
10.Итог урока. Рефлексия.
- Как вы думаете, для чего написано это стихотворение? Что поэт хотел показать?
Выбрать нужное или добавить своё утверждение:
Чтобы передать радость общения с природой;
Чтобы рассказать о том, что зацвела черёмуха;
Чтобы привлечь внимание к красоте русской природы;
Чтобы просто читать.
- С.Есенин любил родной край. Он хочет научить нас видеть в обычном необычное, научить замечать красоту природы, любить свою Родину. И нам надо учиться быть внимательнее и замечать необычное в обычном.
Мы ещё не раз будем читать стихи Есенина, и слушать песни на слова Есенина. Он верил, что его стихам суждена долгая жизнь, потому написал такие строки: