kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. С А. Есенин "Черёмуха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. С А. Есенин "Черёмуха"»

Конспект урока по литературному чтению. Тема: «С.А Есенин. Черёмуха».

Цели: познакомить детей со стихотворением С.Есенина, развивать умения читать стихотворные произведения, связно рассказывать о своих впечатлениях, формировать умения видеть образные языковые средства художественной выразительности (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнение, звукопись), воспитывать любовь к слову, к родной природе.

 Формируемые УУД


Планируемый уровень достижения

Регулятивные УУД:

 Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

 Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

 Учиться работать по предложенному учителем плану.


Познавательные УУД:

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

 Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

 Ориентироваться на развороте учебника.

 Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях


Коммуникативные УУД:

Развиваем умение слушать и понимать речь других.

 Выразительно читать и пересказывать текст.

 Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Умение работать в паре и в группах.


Личностные УУД:

 Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

 Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


                             

                               Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Постановка цели урока. Актуализация знаний.

    1. - Сегодня мы прикоснёмся к творчеству поэта начала 20 века.

 Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом точно серебром...

-Кем написаны эти строки?

(Сергей Есенин)

                                                       

Портрет на доске.

     - Есенин – нежное имя, соловьиный звон.

       Кудрями золотыми звенел весёлый клён.

       Из солнечного ливня весеннее лицо

       Овеял ветер нивный цветочною пыльцой.

2.Краткие сообщения детей о жизни С.Есенина.

1-й ученик. Русский народный поэт. Родился в 1895 году в селе Константиново на берегу красивой реки Оки. Поэт очень любил русскую природу и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Раздаётся «белый перезвон берёз», «вызванивают ивы», «шумят тростники». Слушая, стихи мы представляем прекрасный русский пейзаж. Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах.

2-й ученик. С.Есенин свои первые стихи создал в 9 лет. И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озёр – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле. Он сумел взять у природы даже черты своей внешности: чарующую синеву очей – у бездонных рек и голубых небес, золотые волосы – у российских нив; мягкие кудри – у крон родных берёз. А главное, что поэт взял у родины, у бескрайней России – глубокую и необъятную душу.

3.Работа над стихотворением.

    - Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В разгар весны, когда яркое, совсем уже тёплое солнце начинает согревать всё живое, распускается прекрасное дерево с белыми душистыми цветами. Это…..Черёмуха.

              О ней много сложено песен, стихотворений. Одно из них послушайте.

1.Чтение учителем стихотворения «Черёмуха».

      - Поделимся своими впечатлениями. Какое настроение поэта вы почувствовали в этих словах? Поделитесь своими мыслями. (Радостное т. к. начинается весна, природа просыпается, всё радует поэта)

      - Какие картины вы бы нарисовали, какие бы краски использовали? Почему?

2.Физминутка.

 Вот высокая сосна, к солнцу тянется она!
(Потягивания,  руки вверх.)
Над поляной дуб старинный ветви в стороны раскинул.
(Потягивания,  руки в стороны.)
Хорошо гулять по лесу!
Но учиться интересней! (Дети садятся за парты.)


5.Вторичное восприятие.

  Работа над словом.

  - Перечитайте самостоятельно это стихотворение. Читайте медленно, отметьте непонятные слова и задайте вопросы классу.

  • Роса медвяная (ароматная, с запахом мёда)

  • Зелень пряная (с острым ароматным запахом)

  • Проталина – место, где растаял снег, и оголилась земля.

  • Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки

  • Вкрадчиво – осторожно, доверительно.

  • Под кручею – под обрывом.

6.Работа с изобразительно-выразительными средствами.

         а) – Сколько героев в этом стихотворении?

        - Перечитайте стихотворение и карандашом отметьте четверостишья (строфы), где говориться о Черёмухе буквой Ч, о ручье – Р (Ч – Р – Ч – Р)

         - Как вы думаете, почему автор переплетает строфы о черёмухе и о ручье? (взаимосвязь, взаимодействие ручья и черёмухи).

        - Докажем это. Чтение в паре: девочка о Черёмухе, мальчик – о ручье.

          б) Выборочное чтение

     - Прочитайте последние 4 строчки о ручье.

     - Что делает ручей? (волной гремучею все ветки обдаёт, вкрадчиво песенки поёт)

     -  Кто догадайся, почему так описан ручей?

   (сначала ручей хочет обратить внимание, затем ласково поёт, ручейку хочется понравиться черёмухе)

       

 


7. – Итак, какие художественные приёмы использует автор, чтобы мы смогли представить весеннюю картину, почувствовали и увидели краски, запахи, цвета, услышали звуки?

    -  Какие вы знаете приёмы художественной речи?(олицетворение, эпитеты, сравнение, метафора)

Работа в группах. Найти:

 1 группа – эпитеты (медвяная, душистая, пряная, золотистая, серебристая)

2 группа -  олицетворение (ручей поёт – образ юноши, черёмуха ветки золотистые, что кудри завила – олицетворяет образ девушки)

3 группа – сравнение (на кого похожа черёмуха? Оком ещё можно сказать такие слова: расцвела, завила, стоит?

   - Олицетворение – одно из любимых средств художественной выразительности Есенина, потому что во всём он видел жизнь: в пшеничном колосе, и в русской берёзке, душистой черёмухе. Есенин олицетворяет природу, «оживляет», чтобы мы лучше представили пейзаж, увиденный им.

  - Найдём глаголы о природе: расцвела, завила, сияет, бежит, струиться, стоит, горит, обдаёт, поёт. Вся картина природы, созданная поэтом, представляется как живая, благодаря обилию верно подобранных глаголов.

 -  А теперь обратим внимание на словосочетание «сияет зелень в серебре», «зелень горит».

 -  Какой это приём? (Зелень покрыта росой, её капельки светятся и переливаются, точно серебро. На солнце она искрится, подобно пламени. Поэт уловил сходство между предметами и передал его с помощью переносных значений. Перенос на основе сходства, сравнения, называется….МЕТАФОРА).

8.- Перечитайте ещё раз о ручье самостоятельно 4 последние строчки и подумайте, какие звуки помогают автору передать движение воды в ручье, чтобы не только черёмуха, но и читатели, мы сами, услышали, как гремит ручей, журчит его волна? (Р – ГР – КР – КР)

   - Как называется этот приём? (ЗВУКОПИСЬ)

 - Прочитайте эти строки так, чтобы мы почувствовали, услышали этот ручей.

              Ручей волной Гремучею

              Все ветки обдаёт

              И вКРадчиво под Кручею

             Ей песенки поёт.

  -    Применяет ли этот приём С.Есенин в других строках о ручье?

            А  Рядом у Проталинки

            В Траве, между коРней,

            Бежит СТРуится маленький

            СеРеБРяный Ручей

  - Прочитайте эти строки, подчёркивая голосом эти звуки. (Темп чтения быстрый, как проворный, игривый ручей).

 -  Как вы понимаете «серебряный ручей», т.е. какой? (со стальным блеском, чистый, прозрачный, переливающийся, искрящийся на солнце).

          «Золотистые ветви» с золотым блеском

          Зелень сияет в серебре от солнца

- Сколько золота и серебра! Сколько света и блеска! Чтобы ощутить блеск, сияние, поэт подбирает слова, в которых повторяется определённая группа звуков. Как вы думаете, какие это звуки? (З-С)

    - Перечитаем первые 8 строк о черёмухе, подчёркивая голосом эти звуки, чтобы почувствовать яркость света.

 Черёмуха душиСтая,                      Кругом роСа медвяная

  РаЗвеСившись Стоит,                   СполЗает по коре,

  А Зелень Золотиста                        Под нею Зелень пряная

 На Солнышке горит.                       Сияет в Серебре.

     - Мы увидели и слова, и звуки помогли поэту создать яркую картину сияющего весеннего денька. Есенин хотел, чтобы мы не только увидели, но и почувствовали, - «представили запахи».

    - Какими словами поэт говорит о запахах?

«Черёмуха душистая» - имеющая приятный сильный запах.

«Роса медвяная» - медовая, сравнивается по запаху, цвету.

«Зелень пряная» - зелень с сильным запахом – ароматная по вкусу и запаху.

    Вывод: какие приёмы использует поэт, чтобы мы смогли представить картину, столь милую его сердцу.

9.Работа над выразительным чтением.

    - Теперь, когда понятны слова, когда постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать выразительно.

   - Как будем читать данное стихотворение: быстро или медленно, неторопливо?(неторопливо, с любованием)

   -Какие строки, по-вашему мнению, можно читать чуть быстрее?(А рядом у проталинки)

  Перед этими словами и после них необходимо сделать паузу.

 Чтение за диктором.

     Выразительное чтение 2-3 учащихся, показывая интонацией настроение автора, свои чувства. Это стихотворение о природе, о том, что всё живое наполнено любовью: и природа, и люди.

    10.Итог урока. Рефлексия.

    - Как вы думаете, для чего написано это стихотворение? Что поэт хотел показать?

     Выбрать нужное или добавить своё утверждение:

  • Чтобы передать радость общения с природой;

  • Чтобы рассказать о том, что зацвела черёмуха;

  • Чтобы привлечь внимание к красоте русской природы;

  • Чтобы просто читать.

- С.Есенин любил родной край. Он хочет научить нас видеть в обычном необычное, научить замечать красоту природы, любить свою Родину. И нам надо учиться быть внимательнее и замечать необычное в обычном.

   Мы ещё не раз будем читать стихи Есенина, и слушать песни на слова Есенина. Он верил, что его стихам суждена долгая жизнь, потому написал такие строки:

             Оставляю песенку про Русь:

             Запевая, обо мне подумай,

             И тебе я в песне отзовусь

11. Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть.

     

         




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. С А. Есенин "Черёмуха"

Автор: Жуковская Татьяна Николаевна

Дата: 22.03.2021

Номер свидетельства: 576279

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Разработка урока по литературному чтению С. Есенин "Черёмуха"."
    ["seo_title"] => string(68) "razrabotka_uroka_po_litieraturnomu_chtieniiu_s_iesienin_chieriomukha"
    ["file_id"] => string(6) "412316"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1493439845"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока литературного чтения по теме :"Сергей Александрович Есенин "Пороша""
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekturokalitieraturnoghochtieniiapotiemiesierghieialieksandrovichiesieninporosha"
    ["file_id"] => string(6) "283547"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453834904"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок по литературному чтению "Черемуха" С.Есенин "
    ["seo_title"] => string(56) "urok-po-litieraturnomu-chtieniiu-chieriemukha-s-iesienin"
    ["file_id"] => string(6) "153860"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421077040"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока по литературному чтению 3 класс С.А.Есенин" Черёмуха""
    ["seo_title"] => string(71) "konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniiu_3_klass_s_a_esenin_cheriomukha"
    ["file_id"] => string(6) "573683"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1613742322"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства