Закрепление изученного материала. 1. Беседа по прочитанному. Словарная работа 2. Выборочное чтение 3. Чтение по ролям Анализ чувств героев Слайд Физминутка Работа с иллюстрацией Работа с текстом Обобщение Работа в группах. Игра «Аналитик» Беседа по картине В. Васнецова «Аленушка» Слайд Выборочное чтение Работа с заглавием Прием «толстые и тонкие» вопросы Самостоятельная работа Тестирование Рефлексия. Домашнее задание | -К какому виду сказок мы отнесем сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? -Что же в сказке волшебного? -Какие волшебные предметы есть в сказке? Как начинается эти сказка, с каких слов? – Это предложение в сказке называется зачином. - А ещё как могут начинаться сказки? - Как вы понимаете значение слов «одни-одинёшеньки»? (Совсем одни.) - Какие строки говорят о том, что сестра и брат любили друг друга? – Какие слова помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день и их мучила жажда? Как вы понимаете выражение «пот донимает»? Прочитайте. – Какие слова в этом отрывке повторялись? – Значит, для сказки ещё характерны повторы, которые часто в них используются -Найдите троекратные повторы. – Сколько раз Алёнушка упрашивала Иванушку не пить из копытца? - Число 3 – число волшебного мира. Найдите и зачитайте нужный эпизод по ролям. А для этого перевоплотимся в Алёнушку и Иванушку и не забываем голосом и интонацией выделять речь наших героев. – Вспомните данный фрагмент сказки, найдите и прочитайте его. Ребята, именно это предложение («Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца») является завязкой сказки. И оно нас как бы насторожило, что же дальше будет. -Как проявили себя герои в несчастьях? Как он звал свою сестрицу? Как отвечала Аленушка? Мы трудились очень много, Отдают земной поклон, Отправляемся в дорогу. А на небе кружат птицы, Побываем тут и там, Закрывая свет крылом. Поглядим по сторонам. Походили. Поглядели. Нам навстречу брат с сестрицей И на место тихо сели. А теперь внимательно рассмотрите иллюстрацию к сказке и вспомните, какой эпизод отражен на этой картинке? Далее идёт основной сюжет сказки. Продолжаем работу - Что предложил Алёнушке купец? – Что произошло, пока купца не было дома? - Какую неосторожность допустила Алёнушка и что из этого вышло? - Можно ли идти с незнакомым человеком, если он даже зовёт вас ласково и что-нибудь обещает? (Нет. Это очень опасно.) – Зачем побежал козлёнок на речку? – Как козлёнок звал свою сестру: весело или печально? -Перечитаем по ролям слова козленочка и Аленушки. -Кто и как помог раскрыть обман ведьмы? – Как заканчивается сказка? Найдите и прочитайте этот момент. Это предложение ставит точку в развитии сюжета. – Как ещё может закончиться сказка? Обычно сказки заканчиваются богатым свадебным пиром, и часто используются такие слова: «И стали жить-поживать и добра наживать». Как и в любой сказке, добро победило зло. Чему учит нас эта сказка? – Ведь Алёнушка и Иванушка выдержали испытание только потому, что они не оставили друг друга в беде и любили друг друга. – Повторим, из каких частей состоит сказка. – Сейчас вы поработаете в группах. Вспомним правила дружной работы. Каждая группа будет иметь своё название. – Кто такой аналитик? В словаре Ожегова говорится так: «Аналитик – это человек, который умеет анализировать». 1-я группа «Эксперты» – В этой сказке есть положительные и отрицательные герои. – Положительный герой – это… Олицетворением зла в этой сказке является… – Многое мы узнали об этих героях, и я предлагаю проанализировать главных героев, подобрать соответствующие слова. ВЕДЬМА – злая, жестокая, хитрая, грубая. АЛЁНУШКА – добродушная, ласковая, преданная, заботливая. – Дополнительно запиши любые слова, которые характеризуют наших героев. 2-я группа «Новые сказочники». – Обратите внимание на выделенные слова. Замените эти слова современными. Слова для справок: зарыдала, девушка, выходи, в золото и серебро, подумала она. 1) Залилась (зарыдала) Алёнушка слезами, села под стожок – плачет, а козлёночек возле неё скачет. 2) В ту пору ехал мимо купец: – О чём, красная девица (девушка), плачешь? 3) Рассказала ему Алёнушка про свою беду. Купец ей говорит: Поди (выходи) за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро (в золото и серебро), и козлёночек будет жить с нами. Алёнушка подумала, подумала (подумала она) и пошла за купца замуж. 3-я группа «Исследователи». – Исследуйте и подчеркните такие пословицы, которые подходят к нашей сказке: • Кто не слушает советов, тому нечем помочь. • Доброе дело и в воде не тонет. • Труд человека кормит, а лень портит. • Дружбой дорожи, забывать её не спеши. • Вся семья вместе, так и душа на месте. Маленькое дело лучше большого безделья Ребята, только что вы дали описание Аленушки, ее характера. А сейчас подумайте и скажите, как она выглядит, какой вы себе ее представляете? Рассмотрите внимательно репродукцию картину Виктора Васнецова "Алёнушка". Какой же момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет: найдите его. "Залилась Алёнушка слезами, села под стожок - плачет". - Как именно художник изобразил Алёнушку: почему мы решили все вместе, что она плачет? (рассмотрите её позу) Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени. Волосы у неё распущены, смотрит на тёмную воду речки или пруда. А почему всё-таки Виктор Васнецов изобразил Алёнушку у воды: кто самый догадливый? (именно с водой связаны все грустные события сказки) - Какие грустные моменты в сказке связаны с водой? (найдите эти строчки и прочитайте) Иванушка обернулся козлёночком как раз потому, что очень хотел воды испить и не мог дождаться, пока они с Алёнушкой дойдут до колодца. Именно в воду бросила ведьма Алёнушку. - Именно с водой связан поэтический диалог козлёночка-Иванушки и лежащей на дне реки Алёнушки (эти поэтические тексты должен ещё раз вслух прочитать учитель. -Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца: .Напился и стал козлёночком. Привела ведьма Алёнушку на реку : и бросила её в воду. .Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнёхонько закричал. Таким образом, - вода главный источник несчастий в этой сказке: с ней связаны основные опасности. Вода - волшебный мир в этой сказке и волшебный предмет (вода из копытца определённого животного способна превратить человека именно в это животное; Ключевая вода оживляет Алёнушку). - Как вы думаете, к какому виду сказок мы можем отнести сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? З На карточках выполняем работу. Отвечаем на вопросы и находим правильный выбор ответа.А. С. Пушкин говорил «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Вы согласны с этим высказыванием? Задайте свои вопросы к тексту – Какой урок нам дала эта сказка? | Читают сказку по цепочке. Определяют смысловые части сказки. Высказывают свое мнение. – Сначала было коровье копытце, лошадиное, а потом козье копытце Это значит, что Иванушке стало очень жарко. – Шли-шли, идут, идут Высказывают свое мнение. Поиск информации в тексте Отвечают на вопросы Определяют смысловые части сказки. Отвечают на вопросы. – Пришла ведьма и увела Алёнушку. – Алёнушка пошла купаться с незнакомкой. А это оказалась ведьма. Делают выводы и обобщения. Определяют смысловые части сказки. Отвечают на вопрос. Читают отрывок – концовку сказки. – Зло будет наказано. Слушаться старших, любить друг друга. Не бросать близких в беде. Работают в группах. Определяют совместно с учителем толкование слова аналитик. Называют положительных и отрицательных персонажей сказки. Выполняют задания. Находят и читают пословицы (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чём говорится). Осуществляют взаимопроверку Аленушка красивая, стройная, в стареньком сарафане, так как она бедная.) Высказывают свое мнение. Иванушка превратился в козленочка, а потом опять стал человеком, Аленушка осталась живой Слушаться старших. Осуществляют самоанализ учебной деятельности Формулируют свои вопросы, отвечают. Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Делают выводы и обобщения. Осуществляют самоанализ учебной деятельности | Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения. Осуществляют поиск средств достижения цели. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли. Извлекают информацию из текста. Осуществляют логические действия. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения. Находят ответы на вопросы в тексте Повторяют правила игры в группах. Осуществляют поиск средств достижения цели Владеют навыками самоанализа Характеристика героев Обращать внимание на признаки, свидетельствующие о переживаниях героев, выделять их и точно называть. Умение работать самостоятельно, находить правильный выбор. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли. Владеют навыками самоанализа. |