kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения по теме:

«Русская народная сказка. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

2 класс.

Цель: продолжить знакомство детей со спецификой сказочного жанра на материале русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; формировать умение проникать в эмоциональный настрой всего произведения; продолжать формировать интерес детей к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения; воспитывать бережное отношение друг к другу, умение извлекать уроки из сказок.

Оборудование: учебник, репродукция картины В.М. Васнецова «Алёнушка»

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Наступила тишина.

Сказка в гости к нам пришла.

  1. Подготовка к восприятию.

- Проведём разминку. Узнайте, из какой сказки эти стихотворные строчки.

Удивляется народ:

Едет печка, дым идёт,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

По его хотению.

А сказка называется …(«По щучьему велению»)

Сидит в корзиночке девочка

У мишки за спиной.

Он, сам того не ведая,

Несёт её домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой книжки …(«Маша и медведь»)

Укатился он из дома

По дороге незнакомой.

Ты узнал его дружок?

Он – румяный … (колобок).  

- По какому признаку эти сказки можно объединить в одну группу?

(Все они – русские народные.)

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться ещё с одной русской народной сказкой, а так же найти в ней особенности.

- По названию определите главных героев сказки.

(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

- Почему автор так ласково их назвал?

- Какие отношения между героями?

  1. Работа по теме урока.

Откройте учебник, прочитайте вступительное слово автора. Что поняли?

(Сказка будет прозаическая, напевная и печальная.)

(Чтение сказки учителем и подготовленными учащимися. Остальные дети следят по учебнику.)

  1. Первичный анализ.

- Понравилась ли вам сказка? Согласны ли вы с автором учебника в том, что это очень красивая, но грустная сказка. (Ответы учащихся.)

- Определите вид сказки. (Волшебная).

Докажите свой выбор.

(В сказке происходит волшебство. 1) Иванушка превратился в козлёночка и снова в человека.  2) Алёнушка, утонув осталась живой.

3) Ведьма оборачивается Алёнушкой.)

- Почему никто «ведьму не распознал», только Иванушке «всё было ведомо»?

(Ведьму, представителя волшебного мира, может видеть только тот, кто сам находится в волшебном мире.  А Иванушка, обернувшись козлёночком, превратился из земного существа в представителя волшебного мира и стал обладать двойным зрением.)

- Что ещё волшебного было «ведомо» Иванушке?

(Что сестрица, утонув, попала в волшебный мир, и он мог с ней общаться.)

- Сколько раз он просил выплыть её на бережок? (Три раза.)

- Найдите ещё примеры действия числа три, так как это число волшебного мира.

(Трижды Иванушка просил разрешить ему напиться, три раза перекинулся через голову, чтобы обернуться мальчиком.)

- Что ещё характерно для русских народных сказок?

(Зачин и счастливый конец. Зачин – это традиционное начало.)

Найдите и прочитайте то и другое.

- Ранее мы познакомились с такой особенностью русских народных сказок, как начало предложения с действия. А сохраняется ли эта особенность здесь? Найдите это в сказке. 

- Найдите в сказке повторы слов?

(Шли-шли, жить-поживать, одни-одинёшеньки, подумала-подумала.)

- В каждой волшебной сказке герои отправляются в дальний путь и проходят испытание. Что заставило наших героев отправиться в дальнюю дорогу?

(Пошла Алёнушка на работу, так как они осиротели.)

- Через какое испытание им пришлось пройти? 

(Испытание жаждой, которого Иванушка не выдержал.)

- Почему он превратился в козлёночка? (Не послушал старшую сестру.)

- Что же им помогло выдержать все испытания? (Они не оставили друг друга в беде и любили друг друга, так как отношения близких людей одинаковы и в радости,   в горе.)

6. Обобщение.  

- Какие особенности волшебной сказки мы нашли?

  • Зачин и счастливая концовка.
  • Повторы слов и ситуаций.
  • Уход из дома.
  • Испытание.
  • Превращения.
  • Магия числа три.
  • Особая народная лексика.
  1. Физкультминутка.

               Дети по лесу гуляли,

               За природой наблюдали.

               (Ходьба на месте.)

               Вверх на солнце посмотрели –

               И их всех лучи согрели.

               (Посмотреть вверх, затем потереть руки.)

                Чудеса у нас на свете:

               Стали карликами дети.

               (Приседания.)

               А потом все дружно встали,

               Великанами мы стали.

               (Встать и потянуться.)

               Дружно хлопаем,

                ногами топаем!

                Хорошо мы погуляли

               И немножечко устали.

               (Сесть на место.)

  1. Продолжение работы по теме.

- Почему автор учебника сравнивает эту сказку с печальной песней?

- Найдите те моменты, которые очень похожи на песню (Песенка козлёночка.)

- Есть ли здесь рифма, как в песне? Тогда почему она звучит напевно?

(Здесь непривычный порядок слов. Прилагательные стоят последними в строчке.)

  1. Работа над картиной.

Именно эта сказка вдохновила художника В.М. Васнецова на написание картины «Алёнушка». Кто же такой В.М. Васнецов? (Об авторе.)

- Рассмотрите картину, подмечая все детали.

- Что роднит сказку и картину?

- Какой момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет? (Найдите в тексте и прочитайте.)

- Как именно изобразил художник Алёнушку? Почему она плачет?

Почему одна? (Она сидит пригорюнившись, опустив голову на колени, смотрит на воду?)

- А почему В.М. Васнецов изобразил Алёнушку у воды? (Все грустные события связаны с водой. Иванушка обернулся козлёночком как раз потому, что очень хотел воды испить. Именно в воду бросила ведьма Алёнушку.)

- О чём она думает, сидя у воды, в своём одиночестве? Корит ли она брата или сетует, что не доглядела за ним?

- Что же такое вода в этой сказке?

(Это волшебный мир, связанный с опасностью, это волшебный предмет, так как вода из копытца определённого животного способна превратить человека именно в это животное. А ключевая вода оживляет Алёнушку.)

- Найдите нужные фрагменты и прочитайте.

- На картине ярких красок мало, но он есть. Назовите, где их использовал художник?

(Светлая полоска гаснущей зари, яркая зелень осоки, розоватые цветы на сарафане Алёнушки. Эти контрастные тона усиливают впечатление от картины.)

  1.  Итог урока.

- С какой сказкой познакомились на уроке?

- К какому виду она относится?

- Что роднит картину и сказку?

- Понравилась ли вам концовка сказки?

- Изобразите своё настроение на кружочках, изображённых на доске?

         11. Домашнее задание.

               1 группа: представьте, что бы случилось, если бы Иванушка   

               ослушался сестру с первого раза; как изменился бы сюжет сказки?

               2 группа: подготовьте чтение сказки по лицам;

               3 группа: составьте рассказ от имени Алёнушки, сидящей у воды.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

для детей младшего школьного возраста

«Начальная школа» города- курорта Железноводска









Урок литературного чтения по теме:

«Русская народная сказка:

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

2 класс.







Подготовила

учитель начальных классов

Глова Е.А.





Урок литературного чтения по теме:

«Русская народная сказка. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

2 класс.

Цель: продолжить знакомство детей со спецификой сказочного жанра на материале русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; формировать умение проникать в эмоциональный настрой всего произведения; продолжать формировать интерес детей к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения; воспитывать бережное отношение друг к другу, умение извлекать уроки из сказок.

Оборудование: учебник, репродукция картины В.М. Васнецова «Алёнушка»

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Наступила тишина.

Сказка в гости к нам пришла.

  1. Подготовка к восприятию.

- Проведём разминку. Узнайте, из какой сказки эти стихотворные строчки.



Удивляется народ:

Едет печка, дым идёт,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

По его хотению.

А сказка называется …(«По щучьему велению»)



Сидит в корзиночке девочка

У мишки за спиной.

Он, сам того не ведая,

Несёт её домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой книжки …(«Маша и медведь»)



Укатился он из дома

По дороге незнакомой.

Ты узнал его дружок?

Он – румяный … (колобок).

- По какому признаку эти сказки можно объединить в одну группу?

(Все они – русские народные.)



  1. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться ещё с одной русской народной сказкой, а так же найти в ней особенности.

- По названию определите главных героев сказки.

(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

- Почему автор так ласково их назвал?

- Какие отношения между героями?

  1. Работа по теме урока.

Откройте учебник, прочитайте вступительное слово автора. Что поняли?

(Сказка будет прозаическая, напевная и печальная.)

(Чтение сказки учителем и подготовленными учащимися. Остальные дети следят по учебнику.)

  1. Первичный анализ.

- Понравилась ли вам сказка? Согласны ли вы с автором учебника в том, что это очень красивая, но грустная сказка. (Ответы учащихся.)

- Определите вид сказки. (Волшебная).

Докажите свой выбор.

(В сказке происходит волшебство. 1) Иванушка превратился в козлёночка и снова в человека. 2) Алёнушка, утонув осталась живой.

3) Ведьма оборачивается Алёнушкой.)

- Почему никто «ведьму не распознал», только Иванушке «всё было ведомо»?

(Ведьму, представителя волшебного мира, может видеть только тот, кто сам находится в волшебном мире. А Иванушка, обернувшись козлёночком, превратился из земного существа в представителя волшебного мира и стал обладать двойным зрением.)

- Что ещё волшебного было «ведомо» Иванушке?

(Что сестрица, утонув, попала в волшебный мир, и он мог с ней общаться.)

- Сколько раз он просил выплыть её на бережок? (Три раза.)

- Найдите ещё примеры действия числа три, так как это число волшебного мира.

(Трижды Иванушка просил разрешить ему напиться, три раза перекинулся через голову, чтобы обернуться мальчиком.)

- Что ещё характерно для русских народных сказок?

(Зачин и счастливый конец. Зачин – это традиционное начало.)

Найдите и прочитайте то и другое.

- Ранее мы познакомились с такой особенностью русских народных сказок, как начало предложения с действия. А сохраняется ли эта особенность здесь? Найдите это в сказке.

- Найдите в сказке повторы слов?

(Шли-шли, жить-поживать, одни-одинёшеньки, подумала-подумала.)

- В каждой волшебной сказке герои отправляются в дальний путь и проходят испытание. Что заставило наших героев отправиться в дальнюю дорогу?

(Пошла Алёнушка на работу, так как они осиротели.)

- Через какое испытание им пришлось пройти?

(Испытание жаждой, которого Иванушка не выдержал.)

- Почему он превратился в козлёночка? (Не послушал старшую сестру.)

- Что же им помогло выдержать все испытания? (Они не оставили друг друга в беде и любили друг друга, так как отношения близких людей одинаковы и в радости, в горе.)

6. Обобщение.

- Какие особенности волшебной сказки мы нашли?

  • Зачин и счастливая концовка.

  • Повторы слов и ситуаций.

  • Уход из дома.

  • Испытание.

  • Превращения.

  • Магия числа три.

  • Особая народная лексика.

  1. Физкультминутка.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

(Ходьба на месте.)

Вверх на солнце посмотрели –

И их всех лучи согрели.

(Посмотреть вверх, затем потереть руки.)

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

(Приседания.)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

(Встать и потянуться.)

Дружно хлопаем,

ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали.

(Сесть на место.)

  1. Продолжение работы по теме.

- Почему автор учебника сравнивает эту сказку с печальной песней?

- Найдите те моменты, которые очень похожи на песню (Песенка козлёночка.)

- Есть ли здесь рифма, как в песне? Тогда почему она звучит напевно?

(Здесь непривычный порядок слов. Прилагательные стоят последними в строчке.)

  1. Работа над картиной.

Именно эта сказка вдохновила художника В.М. Васнецова на написание картины «Алёнушка». Кто же такой В.М. Васнецов? (Об авторе.)

- Рассмотрите картину, подмечая все детали.

- Что роднит сказку и картину?

- Какой момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет? (Найдите в тексте и прочитайте.)

- Как именно изобразил художник Алёнушку? Почему она плачет?

Почему одна? (Она сидит пригорюнившись, опустив голову на колени, смотрит на воду?)

- А почему В.М. Васнецов изобразил Алёнушку у воды? (Все грустные события связаны с водой. Иванушка обернулся козлёночком как раз потому, что очень хотел воды испить. Именно в воду бросила ведьма Алёнушку.)

- О чём она думает, сидя у воды, в своём одиночестве? Корит ли она брата или сетует, что не доглядела за ним?

- Что же такое вода в этой сказке?

(Это волшебный мир, связанный с опасностью, это волшебный предмет, так как вода из копытца определённого животного способна превратить человека именно в это животное. А ключевая вода оживляет Алёнушку.)

- Найдите нужные фрагменты и прочитайте.

- На картине ярких красок мало, но он есть. Назовите, где их использовал художник?

(Светлая полоска гаснущей зари, яркая зелень осоки, розоватые цветы на сарафане Алёнушки. Эти контрастные тона усиливают впечатление от картины.)

  1. Итог урока.

- С какой сказкой познакомились на уроке?

- К какому виду она относится?

- Что роднит картину и сказку?

- Понравилась ли вам концовка сказки?

- Изобразите своё настроение на кружочках, изображённых на доске?

11. Домашнее задание.

1 группа: представьте, что бы случилось, если бы Иванушка

ослушался сестру с первого раза; как изменился бы сюжет сказки?

2 группа: подготовьте чтение сказки по лицам;

3 группа: составьте рассказ от имени Алёнушки, сидящей у воды.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературного чтения.

Автор: Глова Елена Анатольевна

Дата: 15.11.2015

Номер свидетельства: 253419

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока литературного чтения "Стихи о весне А.Н.Плещеева" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-stikhi-o-viesnie-a-n-plieshchieieva"
    ["file_id"] => string(6) "107576"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403328649"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Конспект урока литературного чтения, 3 класс ФГОС ОС «Школа - 2100» Авторы: «Бунеев Р.Н., Е.В.Бунеева.   Тема урока: Э.Н.  Успенский «Школа клоунов» "
    ["seo_title"] => string(146) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-3-klass-fgos-os-shkola-2100-avtory-bunieiev-r-n-ie-v-bunieieva-tiema-uroka-e-n-uspienskii-shkola-klounov"
    ["file_id"] => string(6) "156878"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421501156"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Конспект урока литературного чтения на тему "Песня про царя Ивана Васильевич, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (4 класс)"
    ["seo_title"] => string(129) "konspiekturokalitieraturnoghochtieniianatiemupiesniaprotsariaivanavasilievichmolodoghooprichnikaiudaloghokuptsakalashnikova4klass"
    ["file_id"] => string(6) "268546"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450637409"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока литературного чтения во 2 классе "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "123459"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414502947"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Конспект урока литературного чтения. Тема:  «Сказка  «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну» "
    ["seo_title"] => string(142) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-tiema-skazka-kak-bratiets-krolik-zastavil-brattsa-lisa-brattsa-volka-i-brattsa-miedviedia-lovit-lunu"
    ["file_id"] => string(6) "186100"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426272326"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства