2. Актуализация знаний. (Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов) | фронтальнаяиндивидуальная, беседа, словесный, наглядный | Посмотрите на доску. Слайд 2. - Что вы видите? (волшебный сундучок) - Кто узнал эти произведения? Название? Автор? («У лукоморья дуб зелёный…» «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин) Слайд 3 («Лебедь, рак и Щука» «Стрекоза и Муравей» И.А.Крылов» ) Слайд 4 «Старый дед и внучек» «Филипок» «Котёнок» Л.Н.Толстой) - Как называются рисунки к произведениям? ( Иллюстрации) -Для чего нужны иллюстрации? (Иллюстрации нужны для того, чтобы интересно было читать книгу, можно увидеть героев произведения) - Как называют художников, которые делают рисунки-иллюстрации к литературным произведениям? ( Художники-иллюстраторы) Слайд 5 - Перед вами портреты писателей. Назовите их. ( На доске портреты писателей) - Как называется раздел нашего учебника, в котором мы изучали произведения данных писателей? ( «Русские писатели») | индивидуальный, фронтальный | Регулятивные: целеполагание (понимание и принятие учебной задачи, поставленной учителем) Познавательные: развитие познавательных интересов, умение сравнивать, анализировать |
3.Формулирование темы и целей урока. Научить учащихся ставить цель. | Фронтальная Словесный. беседа | - Как вы думаете, какая тема нашего урока? («Русские писатели») (Учитель открывает тему урока на доске «Русские писатели») - Какова цель нашего урока? ( Вспомнить и повторить изученные произведения,) Раскрасьте кружочек зелёным цветом, если вы смогли узнать рисунки и авторов. Жёлтым цветом, если вам было трудно. Красным – если не поняли задание. | индивидуальный, фронтальный | Личностные: позитивное отношение к чтению Познавательные: развитие познавательных интересов, Регулятивные: целеполагание, планирование; (умение планировать свою деятельность) Коммуникативные: умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества |
4. Обобщение и систематизация знаний (Формирование целостной системы ведущих знаний по теме) 5. Применение знаний и умений Совершенствовать умения соотносить произведения с их автором, развивать навыки выразительного чтения, речь, память, мышление, внимание учащихся. | Парная Словесный, практич. наглядный Индивидуальная, практический | - Назовите жанры произведений. В чем их отличия? (Жанры произведений – сказка, басня, рассказ) (Ученики называют признаки сказки, басни и рассказа, прикрепляют названия жанров под фамилии писателей) (Зачин, волшебные предметы, сказочные слова и выражения, троекратный повтор, борьба добра и зла, победа добра, концовка) (В басне обязательно кого-то или что-то критикуют, высмеивают Пишут о животных, а подразумевают людей. Автор вправе сделать свой вывод – поучение (мораль).) Рассказ имеет небольшой размер, малое число персонажей, быстрое развитие сюжета). Игра «Доскажи словечко» Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою ... (пряжу) Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три ... (года). Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чтобы рыба …(говорила) Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам ... (выкуп). Физминутка Игра «Отгадай произведение» Дети отвечают по плану: 1.Название произведения. 2.Автор. 3.Герои. 4.Жанр. Карточка 1 Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло; назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, и стали давали ему обедать за печкой. («Старый дед и внучек», Л.Н.Толстой, дед, внук, родители, рассказ.) Карточка 2 Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идёт волшебница зима. ( Из романа «Евгений Онегин», А.С.Пушкин, стихотворение) Карточка 3 Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. («Лебедь, Рак и Щука», И.А.Крылов, басня) Карточка 4 У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит. («У лукоморья дуб зелёный…»,из поэмы «Руслан и Людмила», А.С.Пушкин, кот, русалка,..) Раскрасьте кружочек зелёным цветом, если вам было интересно, вы справились с заданием. Жёлтым, если вы старались, но не всё получилось, нужна была помощь. Красным, если не справились. Игра « Четвертый лишний» Слайд 9 Подчеркни лишнее слово в каждом ряду. Море, русалка, корыто, старик. Миша, собака, кошка, солома. Жучка, ребята, Рак, учитель. (Дети выполняют самостоятельно. Проверка. Ученики называют лишнее слово, доказывают. ) Раскрасьте зелёным цветом кружок, если вы правильно и сами выполнили задание. Жёлтым, если нужна была подсказка. Красным, если не справились, не поняли задание. Работа с учебником Учебник, стр.124. Назови прочитанные произведения, к которым подходят эти пословицы. Один за всех, а все за одного. Грамоте учиться - всегда пригодиться. «Филипок» Друзья познаются в беде. «Котёнок» Добра желаешь - добро и делай. «Старый дед и внучек» Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее. Счастье тот добывает, кто умением ума набирает. | индивидуальный, фронтальный парная фронтальный парная индивидуальный фронтальный Индивидуальная, практическая, фронтальная Индивидуальный фронтальная индивидуальный фронтальный парная | Регулятивные: Целеполагание, планирование, коррекция, оценка. Познавательные: умение выделять информацию, умение сравнивать, анализировать, Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества умение договариваться, находить общее решение, способность строить понятные для партнера высказывания, умение с помощью вопросов получать необходимые от партнера сведения. |
7. Рефлексивно-оценочный (Мобилизация на рефлексию своего поведения, усвоение принципов саморегуляции, сотрудничества) 8. Домашнее задание (сообщить домашнее задание, инструкция по выполнению) | Фронтальная Словесный. Беседа Фронтальная Словесный. Объяснение учителя | - Оцените работу. Закончите предложение. Сегодня на уроке я повторил.... На уроке я похвалил бы себя за .... После урока мне захотелось… (Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке) Оценка работы учащихся. Посмотрите на свои светофорчики. - Спасибо за работу на уроке. Слайд 16 - Домашнее задание будет двух видов: 1. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению. Ваши рисунки мы оформим в альбом « В гостях у русских писателей». 2. Прочитать рассказ Л.Н.Толстого «Лев и собачка». | Беседа по вопросам. саморегуляция | Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценки и отметки. Коммуникативные: рефлексия своих действий, умение аргументировать свое предложение. Личностные: Чувство необходимости учения Регулятивные: Целеполагание( способность принимать цели, следовать им в деятельности), планирование( умение действовать по плану), волевая саморегуляция (умение контролировать и выполнять действие) Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, умение логически рассуждать, умение сравнивать, обосновывать. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |