Урок литературного чтения в 1 классе. И.С. Соколов-Микитов «Русский лес». Работа с текстом.
Урок литературного чтения в 1 классе. И.С. Соколов-Микитов «Русский лес». Работа с текстом.
Конспект урока литературного чтения в 1 классе.
УМК «Начальная школа XXI века».
Учитель МКОУ «ЛНОШ»
Воронцова Ольга Анатольевна
Тема: И.С. Соколов-Микитов «Русский лес» (отрывок). Работа с текстом.
Цель: знакомство и анализ произведения.
Учебные задачи:
расширять круг чтения первоклассников;
учить правильно называть произведение и автора;
учить определять тему и жанр прослушанного произведения.
формирование осмысленного и выразительного чтения
развивать у учащихся устную речь, её последовательность, содержательность, точность, выразительность
формирование первичных исследовательских данных, умения моделировать, делать самостоятельные выводы.
прививать любовь к родной природе
Ход урока.
1.Организационный момент.
У человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы видеть и находить, уши, чтобы слышать. Всё нужно самому себе. А вот улыбка предназначена другим людям, чтобы им было с вами хорошо. Давайте улыбнемся, друг другу и начнём наш урок.
Улыбаться нам не лень.
Пусть хорошим будет день.
Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому что собрались здесь хорошие, добрые люди и мои любимые ученики.
Аутотренинг
- Чем занимаемся на уроке литературного чтения?
II. Вход в тему.
Правила посадки.
- Послушайте, о чём вам прочитает ………………….. .
Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает.
Кто это время года знает? (весна)
- Как догадались?
- Итак, мы идем в гости к весне. А точнее, это она уже пришла к нам, в наши края. И сегодня мы с вами будем говорить об этой поре. Весна – это пробуждения! Мы видели с вами, как на вербе появились пуховки, первый полёт пчёлки. Всё больше птиц возвращается к нам из теплых стран. Да, многое можно услышать, почувствовать, увидеть. Новые звуки, краски, запахи дарит нам весна. Сегодня, не покидая нашего класса, мы отправляемся в весенний лес.
– А что можно услышать ранним утром, войдя в весенний лес? (шум ручья, пение птиц, как ветер гуляет в юной листве…)
Представьте раннее утро… По лесу идет Иван Сергеевич Соколов- Микитов. Вот он чутко прислушивается к тишине. Натруженные руки держат блокнот. Сейчас он что-то запишет. Может быть, вот это…
III. Работа с текстом.
А) Первичное восприятие произведения.
Учитель читает отрывок из произведения «Русский лес» Соколова-Микитова.
- Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Что порадовало, удивило, а, может быть, взволновало?
- Какие звуки услышали?
- Что захотелось сделать?
- А что я вам прочитала? Докажите (схема на доске).
- О чём этот текст? Какова тема? ( Весна в лесу.)
Б) Словарная работа.
Перед чтением отрывка из рассказа " Русский лес " разберем слова, которые встретятся в тексте.
На доске:
ряб-чи-ки - рябчики ( Кто такие ?)
про-бу-жда-ю-щем-ся – пробуждающемся ( От какого слова образовалось?)
не-про-хо-ди-мом - непроходимом (Покажем, что значит непроходимое болото)гу-гу-ка-ют - гугукают (Обратимся к словарю с.37.Зачитай__________.)
пу-хо-ви-ка-ми – пуховиками (Обратимся к словарю с.37. Зачитай__________.)
ФИЗМИНУТКА.
В) Постановка учебной задачи.
Самый чуткий, внимательный, любящий природу человек может услышать, и как трава растет, и как листочки распускаются на деревьях, как звонко поют птицы. Иван Сергеевич - большой знаток природы и удивительный мастер слова.
- Как вы думаете, почему весенний лес манит в гости?
Пока вам трудно ответить на это вопрос. Поможет нам писатель. Нужно только внимательно перечитать рассказ.
Г) Вторичное самостоятельное чтение .
Откройте учебник на стр.37.
Приготовьтесь читать правильно целым словом, чтобы передать слушателям пробуждение природы.
Следим за чтением товарища.
Д) Анализ произведения.
СЛАЙДЫ
- Итак, будем искать ответ на наш вопрос: Почему весенний лес манит в гости?
1 предл. – Что значит «многое услышать»? (различные звуки: шум ручья, пение птиц, как ветер играет с листвой, проснулись медвежата, вылупились птенцы…) На доске табличка: услышать
2 предл. – Как автор заметил рябчиков? Какие звуки издают совы? Каким близким слово можно заменить? (кричат, ухают)
На доске: пищат, гугукают
3 предл. – Какой танец готовы исполнять журавли? Как вы думаете, для чего они это делают? На доске: водят
4 предл. – Найдите слова, которыми описаны цвета пуховиков. А от чего они такие? Какое движение издают пчёлы? На доске: жужжат
5 предл. – Какими звуками наполнен лес?
На доске: защёлкал, запел. –Хотите послушать, как поёт соловей. (ЗАПИСЬ)
– Посмотрите на слова, что они обозначают? (Всё вокруг оживает).
– Какое предложение походит к иллюстрации? Зачитайте.
А дома вы выполните похожее задание в тетради на стр. 21, №1. А кто захочет, отгадает кроссворд.
– Какая весна у Ивана Сергеевича? Для чего он нам написал этот рассказ?
– Как бы вам хотелось закончить рассказ? ( Хорошо весной!)
ФИЗМИНУТКА.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО: модель обложки.
В парах: составьте обложку к рассказу Соколова-Микитова.
IV. Рефлексия.
– Какое настроение у вас к концу урока, понравилось ли вам работать?
- Какими вы были читателями?
– Что нового узнали?
– Захотелось ли вам побывать в таком весеннем лесу?
V. Итоги урока.
- Молодцы, ребята! Вы активно работали, старались читать правильно целым словом, давали полные ответы, по-настоящему были внимательными и думающими читателями. Желаю вам успеха!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 1 классе. И.С. Соколов-Микитов «Русский лес». Работа с текстом. »
Конспект урока литературного чтения в 1 классе.
УМК «Начальная школа XXI века».
Учитель МОУ «ЛНОШ»
Воронцова Ольга Анатольевна
Тема: И.С. Соколов-Микитов «Русский лес» (отрывок). Работа с текстом.
Цель: знакомство и анализ произведения.
Учебные задачи:
расширять круг чтения первоклассников;
учить правильно называть произведение и автора;
учить определять тему и жанр прослушанного произведения.
формирование осмысленного и выразительного чтения
развивать у учащихся устную речь, её последовательность, содержательность, точность, выразительность
формирование первичных исследовательских данных, умения моделировать, делать самостоятельные выводы.
прививать любовь к родной природе
Ход урока.
Организационный момент.
У человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы видеть и находить, уши, чтобы слышать. Всё нужно самому себе. А вот улыбка предназначена другим людям, чтобы им было с вами хорошо. Давайте улыбнемся, друг другу и начнём наш урок.
Улыбаться нам не лень. Пусть хорошим будет день.
Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому что собрались здесь хорошие, добрые люди и мои любимые ученики.
Аутотренинг
- Какими вы будете на уроке?
Я буду внимателен.
Я всё замечу и запомню.
Я возьму с собой хорошее настроение.
Я хочу узнать новое.
Я помогу товарищу.
Я готов!
- Чем занимаемся на уроке литературного чтения?
(Ответы детей: На сегодняшнем уроке мы будем думать, размышлять, наблюдать, на вопросы отвечать, красиво говорить, учиться строить предложения, читать целым словом.)
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас.
II. Вход в тему. Правила посадки: Ноги на пол мы поставим, Спинки все мы разогнём, Локотки на стол поставим, Руки домиком сведём, Руку правую кладём, Руку левую кладём. - Послушайте, о чём вам прочитает ………………….. .
Светает рано по утрам, Проталины и тут, и там. Ручей шумит, как водопад. Скворцы к скворечнику летят. Звенят под крышами капели. Медведь с еловой встал постели. Всех солнышко теплом ласкает. Кто это время года знает? (весна)
- Как догадались?
- Итак, мы идем в гости к весне. А точнее, это она уже пришла к нам, в наши края. И сегодня мы с вами будем говорить об этой поре. Весна – это пробуждения! Мы видели с вами, как на вербе появились пуховки, первый полёт пчёлки. Всё больше птиц возвращается к нам из теплых стран. Да, многое можно услышать, почувствовать, увидеть. Новые звуки, краски, запахи дарит нам весна. Сегодня, не покидая нашего класса, мы отправляемся в весенний лес.
– А что можно услышать ранним утром, войдя в весенний лес? (шум ручья, пение птиц, как ветер гуляет в юной листве…)
Представьте раннее утро… По лесу идет Иван Сергеевич Соколов- Микитов. Вот он чутко прислушивается к тишине. Натруженные руки держат блокнот. Сейчас он что-то запишет. Может быть, вот это…
III. Работа с текстом.
А) Первичное восприятие произведения.
Учитель читаетотрывок из произведения «Русский лес» Соколова-Микитова.
- Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Что порадовало, удивило, а, может быть, взволновало?
- Какие звуки услышали?
- Что захотелось сделать?
- А что я вам прочитала? Докажите (схема на доске).
- О чём этот текст? Какова тема? ( Весна в лесу.)
Б) Словарная работа.
Перед чтением отрывка из рассказа " Русский лес " разберем слова, которые встретятся в тексте.
На доске:
ряб-чи-ки - рябчики( Кто такие ?) про-бу-жда-ю-щем-ся – пробуждающемся ( От какого слова образовалось?) не-про-хо-ди-мом - непроходимом (Покажем, что значит непроходимое болото)гу-гу-ка-ют - гугукают (Обратимся к словарю с.37. Зачитай__________.) пу-хо-ви-ка-ми – пуховиками (Обратимся к словарю с.37. Зачитай__________.)
ФИЗМИНУТКА.
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
В) Постановка учебной задачи.
Самый чуткий, внимательный, любящий природу человек может услышать, и как трава растет, и как листочки распускаются на деревьях, как звонко поют птицы. Иван Сергеевич - большой знаток природы и удивительный мастер слова.
- Как вы думаете, почему весенний лес манит в гости?
Пока вам трудно ответить на это вопрос. Поможет нам писатель. Нужно только внимательно перечитать рассказ.
Г) Вторичное самостоятельное чтение .
Откройте учебник на стр.37.
Приготовьтесь читать правильно целым словом, чтобы передать слушателям пробуждение природы.
Следим за чтением товарища.
Д) Анализ произведения.
СЛАЙДЫ
- Итак, будем искать ответ на наш вопрос: Почему весенний лес манит в гости?
1 предл. – Что значит «многое услышать»? (различные звуки: шум ручья, пение птиц, как ветер играет с листвой, проснулись медвежата, вылупились птенцы…) На доске табличка: услышать
2 предл. – Как автор заметил рябчиков? Какие звуки издают совы? Каким близким слово можно заменить? (кричат, ухают) На доске: пищат, гугукают
3 предл. – Какой танец готовы исполнять журавли? Как вы думаете, для чего они это делают? На доске: водят
4 предл. – Найдите слова, которыми описаны цвета пуховиков. А от чего они такие? Какое движение издают пчёлы? На доске: жужжат
5 предл. – Какими звуками наполнен лес? На доске: защёлкал, запел. –Хотите послушать, как поёт соловей. (ЗАПИСЬ)
– Посмотрите на слова, что они обозначают? (Всё вокруг оживает).
– Какое предложение походит к иллюстрации? Зачитайте.
А дома вы выполните похожее задание в тетради на стр. 21, №1. А кто захочет, отгадает кроссворд.
– Какая весна у Ивана Сергеевича? Для чего он нам написал этот рассказ?
– Как бы вам хотелось закончить рассказ? ( Хорошо весной!)
ФИЗМИНУТКА.
Руки за спинки, головки назад, Глазки пускай в потолок поглядят. Головки опустим – на парту смотри И снова наверх- где там муха летит? Глазами вращаем, поищем её И снова читаем немного ещё.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО: модель обложки.
В парах: составьте обложку к рассказу Соколова-Микитова.
IV. Рефлексия.
– Какое настроение у вас к концу урока, понравилось ли вам работать?
- Какими вы были читателями?
– Что нового узнали?
– Захотелось ли вам побывать в таком весеннем лесу?
V. Итоги урока.
- Молодцы, ребята! Вы активно работали, старались читать правильно целым словом, давали полные ответы, по-настоящему были внимательными и думающими читателями. Желаю вам успеха!
Ольга Анатольевна Воронцова, учитель начальных классов