Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "А.И. Куприн «Слон»"»
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Будьте все внимательны.
А ещё старательны.
Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу.
Целью нашего урока будет знакомство с новым произведением и с творчеством писателя, который его написал. В конце урока нам предстоит ответить на контрольные вопросы
(Слайд 2):
К какому жанру относится новое произведение?
Кто является главными действующими героями?
Разминка речевого аппарата. (Слайд 3)
Прочитайте хором загадку, отгадайте её.
Набирает воду носом,
Будто шлангом и насосом.
Ставьте зонтиков заслон:
Всех сейчас окатит ….(Слон)
- Прочитайте, разделяя слова на слоги.
- Прочитайте грустно.
- Прочитайте весело.
- Прочитайте с восхищением.
- Прочитайте громко, тихо.
- Прочитайте с ускорением.
- Какую работу мы проделали на этом этапе? Для чего мы её выполняли? (ответы детей)
Введение в тему произведения.
- Ребята, а что вы знаете о слонах? (ответы детей)
(Слайд 4)
Слоны – крупные животные. Самые крупные из них – африканские. Рост их достигает 4 метра, вес – до 7 тонн. В Африке их можно увидеть в саванне. (Слайд 5) Индийские слоны меньше – 2-3 метра в высоту и до 5 тонн весом.(Слайд 6) Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко нести своё тело по горным тропам, они превосходно плавают. Питаются слоны травами, листьями, плодами.
У слонов есть хобот. (Слайд 7) На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт – наберёт в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага.
- Ребята, кто уже догадался, о ком мы будем сегодня читать?
- Да, сегодня мы с вами познакомимся с произведением русского писателя А.И. Куприна «Слон». (Слайд 8)
Ознакомление с жизнью и творчеством писателя. (Слайд 9)
Рассказывает ученица.
Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер, когда мальчику исполнился год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, организатором цирка, шахтером, летал на воздушном шаре. В 1889 году он познакомился с А.П. Чеховым, который стал для А. Куприна учителем и наставником. В 1919 году Куприн с семьёй уезжает за границу. Лишь перед смертью он возвращается на родину. Умер А. Куприн в 1938 году в Ленинграде.
Много разных рассказов написано Куприным для взрослых, но есть у него и рассказы для детей. (Слайд 10)
Подготовка к восприятию рассказа.
- Прежде чем мы начнём читать, выясним значения некоторых слов, которые нам встретятся.
- Как вы думаете. С какой целью мы это будем делать? (ответы детей)
- Что нам в этом поможет? (толковый словарь)
Работаем в группах. (Слайд 11)
Заслушиваем работу групп (Слайды 12, 13)
- Какую работу мы проделали на этом этапе?
- Для чего мы её выполняли?
А сейчас я предлагаю вам посмотреть иллюстрации художника Г. Мазурина (Слайд 14) и подумать, о чём мы будем читать. (Заслушиваются ответы детей)
Физкультминутка для глаз. (Слайд 15)
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
Ты по периметру веди.
Рисуй восьмёрку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок её клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты молодец!
Знакомство с текстом произведения.
- А теперь подошло время для того, чтобы узнать, о чем же это произведение.
- Читаем внимательно и думаем, какие чувства рождает у вас этот рассказ.
Комбинированное чтение рассказа учителем и хорошо читающими учениками.
Беседа по первичному восприятию произведения.
-Что вы испытывали при чтении текста?
- Выберите из предложенных слов те, которые передают ваши чувства и настроение в начале произведения и в конце. (Слайд 16)
Итог урока. Рефлексия.
- Итак, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним наши контрольные вопросы.
- К какому жанру относится новое произведение? Докажите. (Слайд)
- Кто является главными действующими героями? (ответы детей)
- Какой вывод можем сделать? (поставленную задачу выполнили)
Закончите предложения:
* Сегодня на уроке я узнал …..
* Мне показалось интересным ….
* Меня удивило…..
* Я хочу похвалить …., за …… .
Домашнее задание:
Прочитать текст ещё раз.
Попробовать разделить текст на части.
Литература:
Литературное чтение. Родная речь. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.2 / (сост. Л. Ф. Климанова и др.). – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2006.
Тишурина О.Н. Писатели в начальной школе. Вып. 1: дидактическое пособие к урокам литературного чтения. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2006.