Конспект урока литературному чтению для 3 класса А.И. Куприн "Слон"
Конспект урока литературному чтению для 3 класса А.И. Куприн "Слон"
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с биографией и творчеством А. И. Куприна, его произведением «Слон»; способствовать формированию читательской компетенции, умения прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на иллюстрации; обогащению словарного запаса через работу с толковым словарем; развитию умения определять жанр произведения; содействовать воспитанию чувства сострадания к ближнему
Планируемые результаты
Предметные: познакомятся с произведениемА. И. Куприна; научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте
Метапредметные: познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; составляют план работы по решению учебной задачи урока;
коммуникативные: осознают цель своего высказывания; строят диалог
в паре или группе, задают вопросы на осмысление нравственной проблемы
Личностные:
оценивают поступки героев произведения и свои собственные
под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературному чтению для 3 класса А.И. Куприн "Слон" »
А. И. Куприн «Слон»
Тип урока:освоение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с биографией и творчеством А. И. Куприна, его произведением «Слон»; способствовать формированию читательской компетенции, умения прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на иллюстрации; обогащению словарного запаса через работу с толковым словарем; развитию умения определять жанр произведения; содействовать воспитанию чувства сострадания к ближнему
Планируемые результаты
Предметные:
познакомятсяс произведением А. И. Куприна;
научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте
Метапредметные:
познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; составляют план работы по решению учебной задачи урока;
коммуникативные: осознают цель своего высказывания; строят диалог в паре или группе, задают вопросы на осмысление нравственной проблемы
Личностные:
оценивают поступки героев произведения и свои собственные
под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет писателя; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений
Организационная структура урока
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности
1
2
3
4
I. Организация начала урока
Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.
– Проверим готовность к уроку.
– Доброе утро, солнце! (Поднимают руки, затем опускают.)
– Доброе утро, небо! (Поднимают руки, затем опускают.)
– Доброе утро всем нам! (Разводят руки в стороны, затем опускают.)
Сообщают о готовности к уроку. Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)
Слушают в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи
II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания.
2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– Кто придумал продолжение сказки о путешествии Евсейки?
– Закончите предложения:
Меня удивило в сказке…
Мне бы хотелось …
– Кто подготовил творческий пересказ от лица Евсейки?
Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознания читаемого текста.
– Прочитайте скороговорку выразительно:
Слон сломал случайно стенку.
Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку.
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке
Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Слушают в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока
– Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова:
Мы познакомимся с….
Мы узнаем…
Мы вспомним…
Мы будем уметь…
Мы сможем поразмышлять…
– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев
Принимают
и сохраняют учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строят речевое
высказывание в устной форме
– Как вы думаете, о чем это произведение?
– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией А. И. Куприна
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора
Рассказывает о писателе, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения, выставкой книг (см. ресурсный материал)
Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора
Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию
V. Работа над содержанием текста.
Первичное чтение произведения
Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.
– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.
Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.
– Понравилось вам произведение?
– Выразите свое мнение о произведении одним словом.
– Докажите, что это рассказ.
– Что вам особенно понравилось в этой истории?
– Какова основная мысль произведения?
– Чему учит это произведение?
– От чьего лица ведется рассказ?
– Назовите героев произведения.
– Давно ли болеет девочка?
– Что посоветовал доктор родителям девочки?
– Что приснилось однажды Наде?
– О каком желании она рассказала матери?
– Какого слона принес ей папа?
– Куда отправился отец девочки в поисках живого слона?
– Как отреагировал хозяин зверинца на странную просьбу папы девочки?
– Какие еще вопросы по содержанию можно было задать?
– Обрадовалась ли девочка, когда увидела игрушку, купленную папой?
Прослушивают текст.
Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения
Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются и приходят к общему мнению при работе в паре. Учитывают мнение со-
– Чем болела девочка?
седа по парте. Осуществляют контроль по результату
VI. Повторное чтение и анализ произведения.
1. Работа с толковым словарем.
2. Выборочное чтение по ролям
Проводит словарную работу.
– Объясните значение слов и выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.
– Найдите выделенные слова в словарях.(Пуд, вершок.)
– Давайте вспомним, каких размеров был слон и сколько он весил? (Высота 3 аршина, длина 4 аршина и весил 112 пудов.)
Аршин – старая русская единица измерения длины – 0,71 м.
Пуд – устаревшая единица измерения массы русской системы мер – 16,3804815 кг.
Организует повторное, выборочное чтение по ролям и обсуждение содержания произведения.
– Найдите и прочитайте диалог Надиного папы и хозяина зверинца по ролям (с. 30– 32 до слов: «Я сам хозяин этого дома»).
– Что побуждает двух взрослых людей исполнить просьбу шестилетней девочки?
(Речь идет о здоровье и даже о жизни девочки. Девочка очень больна, и отец боится, что не сумеет выполнить ее последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца: у него у самого дочь – ровесница больной
девочки.)
– Почему взрослые выбирают самого большого слона: ведь есть два маленьких?
(Самый большой слон – самый талантливый и обученный. Он принесет девочке больше радости и улыбок.)
– Желание Нади увидеть живого слона – это каприз или мечта? Докажите свое мнение по тексту. (Если бы требование привести слона было бы капризом, а не мечтой, слон бы очень быстро наскучил девочке.)
– Какие чувства вы испытывали к главной героине по ходу чтения текста?
– Как вы думаете, почему девочка поправилась? (Надя выздоравливает не просто потому, что исполнилось ее страстное желание. Слон оказался большим и умным другом, которого ей так не хватало: сила очень яркого впечатления, сила настоящей и искренней детской привязанности помогает Наде выздороветь.)
– О чем же этот рассказ? (О силе родительской любви: родители стараются сделать даже невозможное, когда речь идет о жизни и здоровье ребенка, и о том, что мечта – самое лучшее лекарство.)
Организует работу с тетрадями на печатной основе. Задает вопросы.
– В произведении Куприна описываются реальные или вымышленные, фантастические события? Обоснуйте свое мнение. Найдите подтверждение в тексте.
– Подумайте, какие еще вопросы по содержанию произведения можно было бы задать. Запишите их в рабочую тетрадь
Работают с толковым словарем.
Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.
Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.
Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.
Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствияэталону. Формулируют свое мнение
и позицию.
Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Планируют
свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализация заданному
Выполняют задания
в рабочих тетрадях.
Отвечают на вопросы
VII. Домашнее задание
Объясняетдомашнее задание.
• Подготовить сообщение о слонах из энциклопедии о животных.
• Подготовить выразительное чтение по ролям: разговор отца девочки и хозяина зверинца.
• Подготовить краткий пересказ истории
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
Осознают, принимают, сохраняют учебные
задачи
VIII. Итог урока. Рефлексия
Оценивают результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организуют подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу
по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?
– Понравилось ли вам произведение?
– Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?
– Какова главная мысль рассказа?
– Какие краски вы бы взяли, чтобы передать настроение рассказа?
– Совпало ли мнение автора и читателя?
– Доверительные, искренние отношения между папой и дочкой; умение видеть в ребенке личность и уважать ее.
– Теплые, светлые, яркие.
– Да, в рассказе присутствует атмосфера добра, человеческой теплоты, искренности. Куприн в детстве мечтал о теплых и светлых отношениях, которых у него не было
Ресурсный материал к уроку
РАССКАЗ О А. И. КУПРИНЕ
А. И. Куприн родился 7 сентября 1870 года. Большую часть детства он провел в сиротском пансионе. Это не помешало Куприну вырасти человеком добрым и отзывчивым.
В своей жизни он испытал и испробовал много нового и интересного. На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, а позднее – на самолете. Носился в бурю по морю с рыбаками и спускался в скафандре водолаза на дно.
Случалось работать ему корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком арбузов. Всегда его зоркий взгляд светился добротой, любовью, талантом.
Творчество Куприна проникнуто любовью к Родине, трудолюбивому народу, щедрой природе, могучему русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Писатель создал много рассказов. Среди них «Белый пудель», «Сапсан», «Чудесный доктор» и другие.
Урок54. А. И. Куприн «Слон» (учебник, с. 40–41; рабочая тетрадь, с. 58–59)
Тип урока: решение частных задач
Педагогические задачи: создать условия для обучения работе с текстом, используя для этого различные творческие задания, сочетая коллективную и индивидуальную работу; эмоционально благоприятные условия на уроке; способствовать развитию и обогащению речи учащихся; содействовать воспитанию активной жизненной позиции
Планируемые результаты
Предметные:
познакомятсяс произведением А. И. Куприна «Слон»;
научатся осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте
Метапредметные:
познавательные: сравнивают и сопоставляют произведение с ранее изученными, называя общее и различное;
регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям и пр.); фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?»);
коммуникативные: опираются на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий
Личностные:
самостоятельно выполняют задания учителя; проявляют интерес
к чтению различных книг и самому процессу чтения
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет писателя; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений
Организационная структура урока
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности
1
2
3
4
I. Организация начала урока
Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.
– Проверим готовность к уроку.
– Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра: Я желаю тебе добра,
ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе
помогу.
– Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно
и увлекательно
Сообщают о готовности к уроку. Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)
Умеют слушать в соответст-
вии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи
II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания.
2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика.
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– С каким произведением мы знакомились на предыдущем уроке? (А. Куприн «Слон».)
– Какие сведения о слонах вы подготовили к уроку в справочниках и энциклопедиях?
– Из всего сказанного вами какой вывод мы можем сделать?
– Где в России можно встретить слона? Зачем же русский писатель Куприн придумал такую историю сто лет тому назад? Только ли о слоне идет речь в рассказе или о чем-то более важном?
– Вспомните, с чего начинается история? Кратко перескажите.
Проверяет чтение по ролям отрывка «Разговор отца и дочери».
– В чьих словах должны звучать: просьба, настойчивость, недоумение, удивление, капризы, решительность?\
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.
– Прочитайте скороговорку по слогам.
– Прочитайте с ускорением.
– Прочитайте, начиная быстро, а затем замедляя темп.
– Прочитайте скороговоркой.
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненнойработе дома.
Рассказывают о слонах.
– Слон – животное в России экзотическое, встречающееся в природе других стран.
– В зоопарке или в цирке.
Отмечают интонацию для чтения. Папа: недоумение, удивление, настойчивость, решительность.
Дочка: просьба-каприз.
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.
Читают и объясняют значение поговорок
Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.
Принимают
и сохраняют цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания
3. Работа над по-словицами и поговорками
Павка на лавке плетет лапти Клавке.
Не годятся лапти Клавке на ножки,
А годятся лапти на лапки кошке.
Организует работу с пословицами и поговорками.
– Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл (см. ресурсный материал)
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные слова:
Мы познакомимся с…
Мы узнаем…
Мы вспомним…
Мы будем уметь…
Мы сможем поразмышлять…
– Сегодня на уроке мы продолжим изучать произведение А. Куприна «Слон»
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока
Принимают
и сохраняют учебную
цель и задачу. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме
IV. Повторное чтение и анализ произведения.
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.
– Прочитайте еще раз пословицы и поговорки, записанные на доске. Подумайте, можно ли их отнести к рассказу А. И. Куприна «Слон».
Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
– Да, они подходят к рассказу «Слон». В первой говорится, что за ребенком в детстве ухаживают, о нем заботятся. В рассказе показаны заботливые родители, готовые сделать для своей дочери
даже невозможное. Говорится о здоровье: оно
Выразительно читают. Пони-мают на слух ответы обучающихся.
Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Формулируют свое мнение
1. Решение кроссворда.
2. Деление рассказа на части. Составление плана.
3. Работа в парах.
4. Анализ иллюстраций в учебнике
Предлагает решить кроссворд порассказу А. Куприна «Слон» (см. ресурсный материал).
– Какое ключевое слово получилось? (Шесть.)
– А. И. Куприн в книге разделил этот рассказ на шесть частей. Посмотрим, совпадут ли они с нашими частями.
Первая часть: до слов «Милая Надя, милая моя девочка…».
Вторая часть: до слов «Но однажды утром девочка просыпается…».
Третья часть: до слов «Через два часа он сидит в зверинце…».
Четвертая часть: до слов «Ночью слона ведут в гости к больной девочке…».
Пятая часть: до слов «На другой день девочка просыпается чуть свет…».
Шестая часть: до конца.
Организует работу в парах.
В конвертах лежит текст, в котором пропущены слова (см. ресурсный материал). Нужно вставить пропущенные слова, которые соответствуют рассказу «Слон».
– Найдите свой отрывок из рассказа в учебнике и подчеркните слова автора.
Проводит работу над иллюстрациями в учебнике.
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с. 34, с. 37. Какие эпизоды изобразил художник?
– Кто изображен?
– Как вы думаете, какое настроение у девочки?
– Как автор изобразил слона?
– Найдите и прочитайте отрывок к этим иллюстрациям
уходит очень быстро. Девочка «угасала» с каждым днем. Ей становилось все хуже.
Решают кроссворд, записывают слова.
Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.
Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.
Составляют план к рассказу:
1. Девочка больна.
2. Девочка от всего отказывается.
3. Желание увидеть большого слона.
4. Папа в зверинце.
5. Ночное путешествие слона.
6. Слон в гостях у Нади.
Работают в парах. Вставляют пропущенные слова.
Рассматривают иллюстрации в учебнике, отвечают на вопросы учителя
и позицию.
Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Аргументируют свою позицию. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
V. Проверочная работа по изученному произведению
Тест по рассказу А. И. Куприна «Слон» (см. ресурсный материал)
Отвечают на вопросы теста
Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию
VI. Домашнее задание
Объясняетдомашнее задание.
• Подготовить творческий пересказ от лица Нади.
• Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи
VII. Итог урока. Рефлексия
Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат
чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?
– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?
Варианты ответов: Ради здоровья, благополучия родного, любимого человека люди готовы на невозможные поступки. Семья – самое ценное. Ради счастья детей
родители не боятся никаких трудностей. Слон целиком и полностью заполнил не только весь день, но и сознание больной девочки. Воплощение мечты, которое поставило
ее на ноги. Воплощение родительской любви. Символ того, что нет ничего невозможного, если любишь.
– Зачем же русский писатель А. Куприн написал рассказ «Слон»?
– Выберите сердечки, красное – если все получилось, оранжевое – если что-то не получилось, желтое – поработали недостаточно.
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
Высказывают свои предположения
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности
– Мы много говорили о любви родителей к детям. А что вы можете сделать для мамы, чтобы она была счастлива? Напишите на сердечках. Зачитывать не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому что, как говорит английская пословица, «кто добр поистине, добро творит в молчании».
– Получилось сердце, которое может помочь многим людям в трудную минуту. Ведь «счастлив тот, кто умеет дарить радость людям»
Ресурсный материал к уроку
СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ О СЛОНАХ
1-й ученик. На суше нет никого больше слона. На нашей планете обитают два вида слонов: индийские и африканские. Индийских слонов еще называют азиатскими. Индийский слон легче африканского. Он весит в среднем 5–6 тонн а его африканский собрат 7–8 тонн. Рост африканского слона 4 метра, индийского 2–3 метра в высоту.
2-й ученик. Кроме больших размеров в слоне поражает его хобот. У слона очень короткая шея, и он не может дотянуться до земли. Здесь его и выручает хобот. Слон очень ловко срывает им побеги с высоких деревьев и щиплет траву. Хоботом он набирает воду для питья и обливает себя в жаркий день. Но хобот слону нужен не только для еды. С помощью хобота слон чувствует запахи на 3 километра. Матери хоботом проверяют лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить его температуру. С помощью хобота слон может поднять с земли спичку или самую мелкую монету, чем раньше и занимались, развлекая посетителей.
3-й ученик. Слоны относятся к числу наиболее умных животных. У них развита взаимопомощь. Больных, обессиленных животных слоны стараются поднять, вызвать у них стремление бороться за свою жизнь, помогают покинуть опасный район. Два слона становятся по бокам больного животного, тесно к нему прижимаются и, не давая упасть, уводят. У слонов отличная память. Они узнают своих собратьев даже после длительной разлуки.
4-й ученик. В XIX веке люди стали истреблять слонов в Азии. Сегодня этот вид животных занесен в Красную книгу как вымирающий. Охота на африканского слона ограничена, а в некоторых странах запрещена.
РАССКАЗ УЧАЩЕГОСЯ
Маленькая девочка Надя заболела странной болезнью – равнодушием к жизни. Чтобы ее вылечить, доктора советовали родителям исполнять все ее желания и капризы. Девочка ничего не хотела. Но однажды утром, после необычного сна, она попросила слона. Папа сразу же купил дорогого большого серого слона, который сам качал головой. Но к игрушке девочка была равнодушна. Она хотела настоящего живого слона. Надин папа отправился в зоопарк…
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
• Детство – время золотое, ест и пьет, и спит в покое.
• Деньги потерял – ничего не потерял; время потерял – много потерял; здоровье потерял – все потерял.
• Здоровье приходит днями, а уходит часами.
КРОССВОРД
Вопросы:
1. Что снял слон с мальчишки и перекинул через забор? (Шляпу.)
2. Сколько времени болеет девочка? (Месяц.)
3. Какой торт купили? (Фисташковый.)
4. Как звали слона? (Томми.)
5. В какое время суток вели в гости слона к большой девочке? (Ночью.)
ТЕКСТЫ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ
1-й ряд. Через два часа он сидит в (зоопарке, цирке, зверинце), в первом ряду, и смотрит, как ученые звери по приказанию хозяина (показывают, выделывают, представляют) разные штуки. Умные (собаки, кошки, белки) прыгают, кувыркаются, танцуют, поют под музыку (составляют, сочиняют, складывают) слова из больших картонных букв. Обезьянки – одни в красных юбках, другие в (зеленых, синих, желтых) штанишках (прыгают, ходят, скачут) по канату и ездят верхом на большом (пуделе, льве, слоне). Огромные рыжие львы скачут сквозь горящие (перекладины, лестницы, обручи).
2-й ряд. Слон оказывается гораздо выше, чем думала Надя, когда разглядывала его на (картинке, рисунке, книге). Ростом он чуть-чуть пониже (потолка, двери, шкафа), а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем (твердая, грубая, крепкая), в тяжелых складках. Ноги толстые, как (бревна, столбы, перекладины). Длинный хвост с чем-то вроде (веника, метлы, помела) на конце. Голова в (больших, громадных, огромных) шишках. Уши большие, как лопухи, и (лежат, опущены, висят) вниз. Глаза совсем (маленькие, крошечные), но умные и добрые.
ТЕСТ
1. Как звали героиню рассказа?
а) Лиза; б) Надя; в) Аннушка.
2. Сколько лет было девочке?
а) 5 лет; б) 6 лет;в) 7 лет.
3. Иногда он приходит в детскую, садится на край постельки и тихо поглаживает Надины ноги. Потом вдруг встает и отходит к окну.
а) Доктор; б) немец; в) папа.
4. __________ слона ведут в гости к больной девочке.
а) Ночью;б) днем; в) вечером.
5. _________________приходится по вкусу Томми, и он протягивает хобот за вторым ломтем.
6. Слону подвязывают _______________ вокруг шеи, и новые друзья начинают обедать.
а) Скатерть;б) белую попону; в) теплую кофточку.
7. Вообще ему эта картинка не нравится. Он захватывает пальцем край страницы и переворачивает ее.
а) Это лошадь… б) Это слон!в) Это канарейка…
8. Услышав этот крик, мама радостно крестится у себя в спальне.
а) Молочка!б) Не бойтесь, он добрый! в) Нет, мне бы слоника… настоящего.
9. Через полчаса он возвращается с дорогой, красивой игрушкой.
а) Это большой серый слон.б) Нарядная кукла. в) Большая книга с картинками.
10. Он сам такой большой, толстый и добродушный, как слон, и Наде кажется, что они оба похожи друг на друга.
а) Доктор; б) немец;в) папа.
11. Таким образом его приводят в ___________, откуда заранее вынесена вся мебель, а пол густо застлан соломой…
а) Столовую;б) детскую; в) гостиную.
12. Чем, по мнению доктора, была больна девочка?
а) Равнодушием к жизни. б) Не болит ли у тебя голова? в) Я уже совсем здорова!
Урок55. Путешествие по «Былям-небылицам». Проверка и оценка достижений (учебник, с. 42–44; рабочая тетрадь, с. 60)
Тип урока: обобщение знаний
Педагогические задачи: создать условия для обобщения знаний по разделу «Были-небылицы»; участия в инсценировании; способствовать расширению словарного запаса учащихся; формированию умения находить в тексте необходимую информацию (автора произведения, пропущенные слова; эпизоды, в которых простые вещи превращаются в волшебные); развитию творческой самостоятельности (придумывание сказочных и реальных историй по рисунку в учебнике)
Планируемые результаты
Предметные:
научатся задавать вопросы по прочитанным произведениям, находить на них ответы в тексте; формулировать вывод
Метапредметные:
познавательные: проявляют индивидуальные творческие способности
при составлении рассказов, в инсценировании;
регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок
на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;
коммуникативные: оценивают достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям; используют в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.)
Личностные:
проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портреты писателей; выставка книг писателей; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений
Организационная структура урока
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности
1
2
3
4
I. Организация начала урока
Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.
– Проверим готовность к уроку.
– Здравствуйте!
Были-были-небылицы
Продолжаем изучать.
Будем четко ход событий
В наших книжках отмечать
Сообщают о готовности к уроку. Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)
Слушают в со-ответствии
с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи
II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания.
2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.
– Чтобы заветная дверь в литературную страну «Были-небылицы» открылась, мы должны быстро и грамотно произнести скороговорку.
У черепашьего черепашонка У черепашьего черепашонка
На черепашьих лапчонках На черепашьей спинке
Черепашьи чоботы. Из костяных пластинок
Черепашья рубашонка.
– Прочитайте «птичьим базаром».
– Прочитайте медленно.
– Прочитайте, начиная тихим голосом, затем все громче.
– Прочитайте с вопросительной интонацией.
– Прочитайте с восклицательной интонацией.
– Кто быстрее произнесет скороговорку?
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Пересказывают историю от лица Нади.
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.
Принимают
и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока
– Прочитайте тему урока.
– Дорогие ребята, сегодня мы отправляемся с вами в путешествие по литературной стране «Были-небылицы».
– Определите цели урока, используя опорные слова:
Мы познакомимся с….
Мы узнаем…
Мы вспомним...
Мы будем уметь…
Мы сможем поразмышлять…
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока
Принимают
и сохраняют учебную
цель и задачу. Осознанно
и произвольно строят речевое высказывание в устной форме
IV. Станция «Сочиняем небылицы о морском погружении».
1. Отгадывание загадок.
2. Сочинение небылицы
– Отгадайте загадки и вспомните других морских обитателей (см. ресурсный материал).
– Вы вспомнили некоторых морских обитателей. Вместе с черепахой мы оказались на морском дне. Придумайте небылицу и расскажите историю о том, как вы оказались рядом с морскими обитателями
Отгадывают загадки, показывают на иллюстрации отгаданных морских животных. Рассказывают об их образе жизни.
Придумывают небылицы и рассказывают истории о том, как они оказались рядом с морскими обитателями
Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета
V. Станция «Распутываем небылицу
про слона».
1. Работа по карточкам.
2. Краткий пересказ произведения А. Куприна «Слон»
– Вот вы вернулись из морского погружения. Послушайте небылицу «У слона на дне рождения» и догадайтесь, кто еще был у него в гостях.
Слоги в словах перепутались.
Начинаем склейку слов
Из рассыпанных слогов.
Изучите эти строчки,
Сложите правильно кусочки.
Читает небылицу.
Это было в воскресенье Раз, два, три, четыре, пять,
У слона на дне рожденья. Помоги гостей собрать:
Гости пели, веселились, Ан-ло-ти-па-ди-ко-дил,
Приседали и кружились, Ко-кро-шим-зе-пан-ко-рил,
Так кружились, так вертелись, Ена-мот-ге-бе-раф-ги,
Что на части разлетелись. Мур-го-ла-ле-бра-браз-жи!
– Молодцы, собрали всех гостей. Посмотрите, кто пришел… Да ведь это же немец, хозяин зверинца. Он рассказывает какую-то удивительную историю. Кто нам поведает, что он рассказывает?
Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения.
Слушают небылицу «У слона на дне рождения».
Складывают слоги и получают слова: антилопа, крокодил, дикобраз, шимпанзе, бегемот, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена
Осознанно
и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются и приходят к общему
мнению при работе в паре. Учитывают мнение соседа по парте. Осуществляют контроль по результату
– Расскажите историю про слона от имени хозяина зверинца
Рассказывают историю про слона от имени хозяина зверинца
VI. Станция «Словесный конструктор»
– Перед вами «словесный» конструктор. Соберите образное выражение (см. ресурсный материал). Как вы понимаете смысл этого выражения?
– Подумайте: главную мысль какой сказки раздела «Были-небылицы» отражает это выражение?
Собирают крылатое выражение из пазлов.
– От маленькой радости смеются, а от большой плачут.
Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников
– А вы когда бываете счастливы?
– Плакали ли вы когда-нибудь от счастья?
– Писатель стремился показать силу человеческих переживаний, силу любви, которая вызывает у человека и боль, слезы, и большую радость, счастье. Без любви не могут жить ни животные, ни люди, именно она превращает обычный мир в разноцветную сказку.
– Что означает слово счастье для каждого из героев рассказа?
– Назовите всех героев произведения. Сколько их?
– Героев восемь: Маша, ворона, мама, папа, Пашка, Петровна, милиционер, автор (рассказчик).
– Дайте характеристику героям сказки (см. ресурсный материал).
Дают характеристику героям сказки.
– Что сказочного в произведении К. Паустовского? Чем оно отличается от народной сказки?
– Данная сказка авторская, нет зачина, концовки
и троекратного повтора…
VII. Самостоятельная работа по карточкам
Проводит самостоятельную работу по карточкам (см. ресурсный материал).
– Вспомните автора произведения. Найдите и вставьте нужные слова.
Карточка 1.
К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей». Вставить: 1) «От маленькой радости смеются…»; 2) «а от большой – плачут»; 3) «и крупный снег…»; 4) «счастливые сны…».
Карточка 2.
А. И. Куприн. «Слон». Вставить: 1) «Ноги толстые, как столбы»; 2) «уши большие, как лопухи»; 3) «хобот – точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижный, гибкий палец».
Карточка 3.
М. Горький «Случай с Евсейкой». Вставить слова: «точно крупные вишни»
Выполняют самостоятельную работу. Вставляют пропущенные слова
Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осуществляютконтроль по результату
VIII. Станция «Игра в путаницу»
Проводит игру в путаницу (см. ресурсный материал).
– Как можно играть в путаницы? Да вот так, например: разделить все строки стихотворения на две части. Первые слова каждой строчки написаны слева, а продолжение – справа на отдельных полосках. Полоски эти перепутаны (первоначально их кладут в том порядке, в каком они пронумерованы), получается бессмыслица. Задача играющего – разложить полоски правильно, чтобы каждая оказалась на своем месте по смыслу написанного.
После расстановки карточек должно получиться:
Злой кабан точил клыки, Портной сшил себе штаны,
Пароход давал гудки, Еж гонялся за мышами,
Соловей сидел на ветке, Чиж летал под облаками,
Дикобраз томился в клетке, Рак усами шевелил,
Кошка хвостик свой ловила, Стол накрыт к обеду был,
Маша физику учила, Чайник булькал на костре,
Буратино съел блины, Мальчик прыгал во дворе
Работают в парах. Собирают из двух карточек стихотворение-путаницу
Осознанно
и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение
IX. Домашнее задание
Объясняетдомашнее задание.
• Выполнить задание в рабочей тетради на с. 60.
• Подготовить рассказ о любимом герое раздела «Были-небылицы»
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи
X. Итог урока. Рефлексия
Оценивают результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Понравилось ли вам путешествие по литературной стране «Были-небылицы»?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Если вам было неинтересно
на уроке, у вас возникли трудности, то напишите свое имя синим карандашом.
Если было все понятно и интересно, то напишите свое имя красным
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности
Ресурсный материал к уроку
ЗАГАДКИ
1) Передние – ласты, а задние – лапы!
Есть панцирь овальный. Подобие шляпы!
Другого жилья, кроме моря, не зная,
Потомству даст жизнь, на песок выползая.
(Морская черепаха.)
2) Короткое тело покрыто шипами!
Шипами умело сразится с врагами.
Раздуется важно, как шарик. И все ж…
Порою, хоть страшно, плывет…
(рыба-еж).
3) Над волной дугою взвился,
Спинкой черной заискрился.
Мимо Гагр плывет… Афин!
Белобрюхий кто? …
(Дельфин.)
4) Хрустальное блюдце! Не видите блюдца?
А может быть, зонтик лежит на волнах?
В нем щупальца – спицы, и если коснуться,
Ожог будет сильный на ваших руках!
(Медуза.)
5) Кит-гигант! Зубастый кит!
Своенравен и сердит.
Прирожденный эхолот.
Ест моллюсков… (кашалот).
6) Ракообразная малышка
Меняет цвет. Уж это слишком!
Морских глубин цветная детка –
Та симпатичная… (креветка).
7) Была объемной, плоской стала,
Фигуру время поменяло,
И маскируется отлично!
Под стать морскому дну обычно.
(Камбала.)
8) По всем морям оставил след,
И лишь в Балтийском море – нет,
Имеет панцирь как футляр,
Десятиногий рак… (омар).
9) Головоногий то моллюск –
Десяток рук, присоски плюс.
Довольно крупный экземпляр.
А как зовут его? …
(Кальмар.)
10) Беспозвоночный, мягкотелый –
Сидит в ракушке ли без дела,
Или плывет как осьминог,
В своем роду не одинок.
(Моллюск.)
11) Из иглокожих, но красиво
В морской пучине это диво.
Пять рук обычно – пять лучей!
Бывает хищной. Образ чей?
(Морской звезды.)
12) Симпатичный он на вид,
Хоть бывает ядовит!
У моллюска – восемь ног.
То придонный… (осьминог).
13) Кит? А может быть, дельфин,
Черно-белый исполин?
В океанах обитает,
Живность хищно поедает.
(Касатка.)
14) Как торпеда с плавниками,
С очень страшными клыками!
Острым нюхом жертву чует,
Днем и ночью все кочует.
(Акула.)
15) Сапожник не сапожник,
Портной не портной,
Во рту держит щетину,
В руках – ножницы.
(Рак.)
СЛОВЕСНЫЙ КОНСТРУКТОР
ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Ворона. Автор обращает внимание на возраст: седая. Значит, много повидала. Случай с Пашкой: злая. Но не торопится осуждать. Когда она протискивается через форточку: неуклюжая, трусливая (удирала), скупая, сварливая (склонная к ссоре, конфликту). Автор, скорее, приглашает нас улыбнуться.
Маша. Любопытна (в значении: стремление узнать, увидеть что-нибудь новое): наблюдает за вороной, ищет, что утащила ворона. Каков возраст? Еще не ходит в школу. Автор не дает подробного описания ее внешности, только детали: чудесный ребенок, с розовыми щечками. И этого достаточно, чтобы полюбить ее. Спасает Пашку: это делает ее счастливой. Автор любуется ею.
Петровна. Няня Маши – простая женщина, видимо, пожилая, и, скорее всего, она неграмотна. Важно не то, что она говорит, а то, как говорит.
– Разбойница! – всплеск рук, много охает. Уютная, ласковая, своя, родная. Автор улыбается.
Мама. Балерина в Большом театре. Играет роль Золушки. Красивая. Два раза плачет: один раз от горя, второй раз от большой радости, счастья.
Папа. Моряк. Воевал с фашистами. Два раза тонул, ранен, чуть не погиб, защищая Родину. Патриот. В этом находит свое счастье.
Воробей Пашка. Мал, растрепан. Растрепан, потому что был в драке. Был спасен, жил у Маши целые сутки. Очень благодарен ей. Маленький, но великодушный. Способен сострадать (букетик для мамы). В этом видит свое счастье. Автор заодно с Пашкой. Вспомните: Пашка «прикинулся мертвым» – автор не хочет, чтобы читатель видел его слабым.
Милиционер. Хочет показаться строгим, но на самом деле очень добр. Бескорыстен. Он, как и папа, любит родину, ее природу. Его можно назвать патриотом. Только его любовь проявляется по-другому: в готовности помочь, защитить слабого. В этом видит свое счастье. Автор: ирония («он оглянулся», потому что не хочет, чтобы кто-то заметил, что он спасает маленького воробья).
Автор (или рассказчик). Автор и Паустовский – это почти одно и то же лицо. Рассказчик щедро делится добротой, своей любовью к окружающему миру. Читателя делает счастливым, открывая для него в каждом герое что-то новое. Считает, что «все живое должно быть связано с целым миром и с каждым в отдельности».
КАРТОЧКИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Карточка 1
От … смеются, – ответила мама, – а от … плачут. А теперь спи!
Маша уснула. Уснула и Петровна. Мама подошла к окну. На ветке за окном спал Пашка. Тихо было в мире, и … снег, что падал и падал с неба, все прибавлял тишины. И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей … сны и сказки».
Карточка 2
– Назовите автора этого произведения, найдите и вставьте нужные слова.
«Слон, оказывается, больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем грубая, в тяжелых складках. Ноги… Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши … и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот – …».
Карточка 3
– Назовите автора этого произведения, найдите и вставьте нужные слова:
«…Ползет, не торопясь, алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты. Боком-боком двигается краб, везде на камнях… рассеяны актинии и всюду множество всяких любопытных штук».