Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения. | - Ребята, о каком замечательном человеке К.Г. Паустовский написал в своем рассказе? -Кто же такой К.Г. Паустовский? - Кем Паустовский работал во время Великой Отечественной войны? -В каких странах он побывал? -О ком много писал Паустовский? -А почему он писал именно о них? - На прошлом уроке мы познакомились с биографией К.Г. Паустовского. Сегодня мы познакомимся с интересными фактами из жизни Эдварда Грига.(ВЫВЕШИВАЮ ПОРТРЕТ) Родился Эдвард Григ в городе Бергене 15 июня 1843 года. Впервые он сел за пианино в возрасте 4 лет. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена. Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано. Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря. День, 4 сентября 1907 г. когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем. Ему было 64 года. А теперь давайте прослушаем произведение Эдварда Грига «Утро» – Что представляли, слушая музыку? Какие картины рисовались вашему взору? – Какие чувства пробудила в вас музыка? Какое настроение вызвала? – Слышали ли вы раньше эту пьесу? - Между портретами этих людей я поставила знак вопроса. Можете ли вы теперь сказать, что общего и что различает творчество этих людей? | - о композиторе Эдварде Григе. -Русский советский писатель, прозаик. - Паустовский был военным корреспондентом. - Чехословакия, Италия, Турция, Греция, Швеция и Париж, Англии, Италии. Он много писал о композиторах, художниках, писателях, то есть о людях. - Они тонко чувствовали красоту окружающего нас мира и старались своим творчеством приобщить всех к миру прекрасного. - Представлялась лето или весна. В музыке как- будто выглянуло солнце, чувствуется как просыпается природа. -Восторженное, радостное, солнечное, жизнерадостное! Яркие, насыщенные. -Да\нет. -Писатель Константин Паустовский и композитор Эдвард Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства. «Волшебник и великий музыкант» так говорил К.Паустовский об Э.Григе. В самом обычном писатель раскрывает для нас чудесное и неповторимое, его произведения вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми.) | |
Реализация проекта выхода из затруднения. | 1 часть. – Прочитайте по цепочке первую часть произведения. - Рассказ начинается словами «Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена» - так начинается повествование. - Что делал в лесу композитор? -Зачем он приходил сюда не однажды? - Как выглядел осенний лес? -Что описывается в этом отрывке? - Какие приёмы использует автор, чтобы так поэтично, так образно и ярко описать красоту осеннего леса? - Какое важное событие описано в первой части? - Как озаглавили первую часть, чтобы было понятно, о чем она? 2 часть. – Прочитайте по цепочке вторую часть произведения. - О чем говорит внимательному читателю описание дома композитора? - С чем сравнивает автор, это жилище? - Что было украшением дома Грига? Почему? - Каких слушателей Григ ценил больше? - Прочитайте, какие чувства пробуждала музыка Грига у тех, кто ее слушал? - Как вы думаете, был ли Эдвард Григ счастливым человеком? - В чём заключалось счастье для великого композитора? Найдите в второй части самые важные слова. - Сколько основных мыслей заключено в этих словах? Какие? 1) Жизнь удивительна и прекрасна. 2) Счастлив потому, что трудился во имя людей, отдавая им всё: талант, работу, жизнь. - Как эти слова характеризуют Грига? - Как можно озаглавить 2 часть? – Перескажите 3 и 4 части произведения. – Какие отрывки вы зачитали бы, отвечая на вопрос: «Какое чудо случилось в жизни Дагни?». – Правильно ли угадал Григ, что Дагни можно подарить музыку? Подтвердите свои ответы словами текста. – Григ угадал в дочери лесника красивую, чуткую, добрую душу, как у простых людей – истинных ценителей настоящего искусства. Вот какой смысл откроется нам, если мы задумаемся над смыслом названия этого рассказа. – Что воспевает в своей музыке Э. Григ? - Озаглавьте части рассказа. | -Гулял, любовался природой, черпал вдохновение в увиденной красоте. -Ему нравилось любоваться природой. -Воздух, шелест листьев, шум прибоя, мох, эхо, осенние листья. -природа, встреча Дагни и Грига. - Олицетворение: «эхо живет, ждет, швыряет», «…мох свешивается…, листья дрожат…» (Паустовский большой мастер олицетворений) – Встреча композитора Грига с Дагни. -Встреча Дагни и Грига в осеннем лесу. - Там всё было очень просто, несмотря на то, что Григ был очень известным и достаточно обеспеченным человеком, убрал ковры и мебель, чтобы не приглушать звуки. -С жилищем дровосека, там остались только большой диван для гостей и рояль. -Рояль. - Синиц на дереве, загулявших матросов из порта, прачку из соседнего дома, сверчка, снег и Золушку в заштопанном платье. - синицы волновались, снег останавливался, матросы слушали всхлипывая, прачка качала головой и вытирала слезы, сверчок вылезал подглядывал за Григом. -Да, он был счастлив. -Жить для других. -«Я видел жизнь. Чтобы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старше, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата. Потому я, может быть, счастливее тебя, Дагни…» -Жил для других, бескорыстно отдавая себя людям без остатка. -В доме композитора Грига. - находят в тексте и зачитывают. -«Дагни долго не засыпала, плакала», «Дагни верила всему, что происходит на сцене», «все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны» – Природу, духовный мир, верность, чистоту, мужество. 3. Дагни у тетушки Магды. 4. Подарок для Дагни. | |
Обобщающая беседа. | – К кому можно отнести слова «волшебник и великий музыкант»? Можно ли эти слова отнести к Паустовскому? Почему? – Почему Дагни плакала, слушая музыку? – О чем жалела девушка? – За что Дагни была благодарна Григу? – Перечитайте последние строки текста. Как вы их понимаете? – Важная мысль творчества Паустовского – мысль о красоте и поэзии человеческой души, стремление открыть для всех и каждого «ключ к прекрасному». О чем же рассказ? Чем же должен жить человек? Дарить людям «сказку жизни» – способность открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном – вот основная задача человека на земле. Через годы и собственную смерть великий музыкант Э. Григ передал свой подарок к совершеннолетию некогда встреченной им в лесу очаровательной девчушки – музыку, которая открыла ей «красоту этого мира» | – Э. Григ и К. Паустовский – великие мастера. Один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. –Дагни плакала слезами благодарности. -Дагни жаль, что композитор умер, и она не скажет ему спасибо. – За то, что он не забыл ее. За щедрость, за то, что он открыл перед ней то прекрасное, чем должен жить человек. -ответы детей. | |
Включение в систему знаний. | - А теперь послушаем музыкальное произведение. Попробуем и мы услышать и почувствовать в музыке то, что хотел много лет назад сказать девочке старый композитор. Эдвард Григ "Утро". (прослушивание музыки) - Совпали ли ваши чувства с чувствами Дагни? - Какую картину нарисовало ваше воображение? - Почему музыка Грига близка и понятна людям? - Подарок, который преподнес Э.Григ девочке духовный или материальный? - Смогла ли Дагни оценить этот подарок? -Из каких вы это слов поняли? | -Да совпали. -Это восход солнца, утро. -Потому, что Григ в своей музыке говорит о добре, о любви, о природе, о красоте. - духовный. - Да, она была по настоящему благодарна. -Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности. | |