kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе «Паустовский. Корзина с еловыми шишкам.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта

Тема урока

«Паустовский. Корзина с еловыми шишкам.»

Тип

освоение новых знаний.

Цель

Создать условия для формирования представления о замысле автора.

Задачи

- познакомить учащихся с произведением К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Показать, что человек становится по-настоящему счастлив лишь открыв для   себя красоту окружающего мира.

-развивать устную речь, воображение, навыки осознанного чтения

-воспитывать посредством слова, пережитых чувств такие качества, как благородство, благодарность.

Планируемый результат

Предметные умения:

познакомятся с произведением К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»;

научатся: выделять события, составляющие основу художественного произведения, пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника), находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение)

Личностные: осознавать эстетическую ценность, проявляющуюся в оригинальности произведения и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря

 использованию ИЗО- выразительно- выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям произведений.

Метапредметные:

Познавательные: осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника.

Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; предлагать варианты устранения причин неудач на уроке.

Коммуникативные: строить связное высказывание из 7–8 предложений по теме; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы

Методы и формы обучения.

Словесный, наглядный, практический. Фронтальная, индивидуальная.

Оборудование.

ИКТ.

Основные понятия и термины.

Композитор, писатель, прозаик

Наглядно демонстрационный материал.

Картины.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе «Паустовский. Корзина с еловыми шишкам.»»

Технологическая карта

Тема урока

«Паустовский. Корзина с еловыми шишкам.»

Тип

освоение новых знаний.

Цель

Создать условия для формирования представления о замысле автора.

Задачи

- познакомить учащихся с произведением К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Показать, что человек становится по-настоящему счастлив лишь открыв для себя красоту окружающего мира.

-развивать устную речь, воображение, навыки осознанного чтения

-воспитывать посредством слова, пережитых чувств такие качества, как благородство, благодарность.


Планируемый результат

Предметные умения:

познакомятся с произведением К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»;

научатся: выделять события, составляющие основу художественного произведения, пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника), находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение)

Личностные: осознавать эстетическую ценность, проявляющуюся в оригинальности произведения и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря

использованию ИЗО- выразительно- выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям произведений.

Метапредметные:

Познавательные: осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника.

Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; предлагать варианты устранения причин неудач на уроке.

Коммуникативные: строить связное высказывание из 7–8 предложений по теме; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы

Методы и формы обучения.

Словесный, наглядный, практический. Фронтальная, индивидуальная.

Оборудование.

ИКТ.

Основные понятия и термины.

Композитор, писатель, прозаик

Наглядно демонстрационный материал.

Картины.







Сценарий урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организация на уроке. Мотивация учебной деятельности.

1. Приветствие.

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дарья Владимировна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Литературное чтение прекрасный урок.

Много полезного в каждой из строк.

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат нас!

-Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на партах должны лежать: учебник, тетрадь, дневник, ручка.

Приветствуют учителя. Настраиваются на рабочий лад.


Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения.

- Ребята, о каком замечательном человеке К.Г. Паустовский написал в своем рассказе?

-Кто же такой К.Г. Паустовский?

- Кем Паустовский работал во время Великой Отечественной войны?


-В каких странах он побывал?


-О ком много писал Паустовский?


-А почему он писал именно о них?




- На прошлом уроке мы познакомились с биографией К.Г. Паустовского.

Сегодня мы познакомимся с интересными фактами из жизни Эдварда Грига.(ВЫВЕШИВАЮ ПОРТРЕТ)

Родился Эдвард Григ в городе Бергене 15 июня 1843 года. Впервые он сел за пианино в возрасте 4 лет. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена.

Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.

Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.

День, 4 сентября 1907 г. когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем. Ему было 64 года.

А теперь давайте прослушаем произведение Эдварда Грига «Утро»

– Что представляли, слушая музыку? Какие картины рисовались вашему взору?


– Какие чувства пробудила в вас музыка? Какое настроение вызвала?



– Слышали ли вы раньше эту пьесу?

- Между портретами этих людей я поставила знак вопроса. Можете ли вы теперь сказать, что общего и что различает творчество этих людей?

- о композиторе Эдварде Григе.


-Русский советский писатель, прозаик.

- Паустовский был военным корреспондентом.

- Чехословакия, Италия, Турция, Греция, Швеция и Париж, Англии, Италии.

Он много писал о композиторах, художниках, писателях, то есть о людях.

- Они тонко чувствовали красоту окружающего нас мира и старались своим творчеством приобщить всех к миру прекрасного.

























- Представлялась лето или весна. В музыке как- будто выглянуло солнце, чувствуется как просыпается природа.

-Восторженное, радостное, солнечное, жизнерадостное! Яркие, насыщенные.

-Да\нет.

-Писатель Константин Паустовский и композитор Эдвард Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства. «Волшебник и великий музыкант» так говорил К.Паустовский об Э.Григе. В самом обычном писатель раскрывает для нас чудесное и неповторимое, его произведения вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми.)


Построение проекта выхода из затруднения.

- Сегодня мы продолжим работу над содержанием рассказа, разделим текст на части и составим план.

Откройте тетради, запишите дату, сегодня 17 сентября, ниже тему :К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишкам.»

План.

-Выполняют.


Реализация проекта выхода из затруднения.

1 часть.

– Прочитайте по цепочке первую часть произведения.

- Рассказ начинается словами «Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена» - так начинается повествование.

- Что делал в лесу композитор?


-Зачем он приходил сюда не однажды?

- Как выглядел осенний лес?


-Что описывается в этом отрывке?

- Какие приёмы использует автор, чтобы так поэтично, так образно и ярко описать красоту осеннего леса?



- Какое важное событие описано в первой части?

- Как озаглавили первую часть, чтобы было понятно, о чем она?

2 часть. – Прочитайте по цепочке вторую часть произведения.

- О чем говорит внимательному читателю описание дома композитора?





- С чем сравнивает автор, это жилище?



- Что было украшением дома Грига? Почему?

- Каких слушателей Григ ценил больше?




- Прочитайте, какие чувства пробуждала музыка Грига у тех, кто ее слушал?




- Как вы думаете, был ли Эдвард Григ счастливым человеком?

- В чём заключалось счастье для великого композитора?

Найдите в второй части самые важные слова.







- Сколько основных мыслей заключено в этих словах? Какие?

1) Жизнь удивительна и прекрасна.

2) Счастлив потому, что трудился во имя людей, отдавая им всё: талант, работу, жизнь.

- Как эти слова характеризуют Грига?


- Как можно озаглавить 2 часть?

– Перескажите 3 и 4 части произведения.

– Какие отрывки вы зачитали бы, отвечая на вопрос: «Какое чудо случилось в жизни Дагни?».

– Правильно ли угадал Григ, что Дагни можно подарить музыку? Подтвердите свои ответы словами текста.


– Григ угадал в дочери лесника красивую, чуткую, добрую душу, как у простых людей – истинных ценителей настоящего искусства. Вот какой смысл откроется нам, если мы задумаемся над смыслом названия этого рассказа.

– Что воспевает в своей музыке Э. Григ?


- Озаглавьте части рассказа.






-Гулял, любовался природой, черпал вдохновение в увиденной красоте.

-Ему нравилось любоваться природой.

-Воздух, шелест листьев, шум прибоя, мох, эхо, осенние листья.

-природа, встреча Дагни и Грига.

- Олицетворение: «эхо живет, ждет, швыряет», «…мох свешивается…, листья дрожат…» (Паустовский большой мастер олицетворений)

– Встреча композитора Грига с Дагни.

-Встреча Дагни и Грига в осеннем лесу.



- Там всё было очень просто, несмотря на то, что Григ был очень известным и достаточно обеспеченным человеком, убрал ковры и мебель, чтобы не приглушать звуки.

-С жилищем дровосека, там остались только большой диван для гостей и рояль.

-Рояль.

- Синиц на дереве, загулявших матросов из порта, прачку из соседнего дома, сверчка, снег и Золушку в заштопанном платье.

  • - синицы волновались, снег останавливался, матросы слушали всхлипывая, прачка качала головой и вытирала слезы, сверчок вылезал подглядывал за Григом.

  • -Да, он был счастлив.

-Жить для других.

-«Я видел жизнь. Чтобы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старше, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата. Потому я, может быть, счастливее тебя, Дагни…»





-Жил для других, бескорыстно отдавая себя людям без остатка.

-В доме композитора Грига.


- находят в тексте и зачитывают.


-«Дагни долго не засыпала, плакала», «Дагни верила всему, что происходит на сцене», «все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны»



– Природу, духовный мир, верность, чистоту, мужество.

3. Дагни у тетушки Магды.

4. Подарок для Дагни.


Обобщающая беседа.

– К кому можно отнести слова «волшебник и великий музыкант»? Можно ли эти слова отнести к Паустовскому? Почему?



– Почему Дагни плакала, слушая музыку?

– О чем жалела девушка?


– За что Дагни была благодарна Григу?



– Перечитайте последние строки текста. Как вы их понимаете?

– Важная мысль творчества Паустовского – мысль о красоте и поэзии человеческой души, стремление открыть для всех и каждого «ключ к прекрасному».
О чем же рассказ? Чем же должен жить человек?

Дарить людям «сказку жизни» – способность открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном – вот основная задача человека на земле. Через годы и собственную смерть великий музыкант Э. Григ передал свой подарок к совершеннолетию некогда встреченной им в лесу очаровательной девчушки – музыку, которая открыла ей «красоту этого мира»

– Э. Григ и К. Паустовский – великие мастера. Один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства.

–Дагни плакала слезами благодарности.

-Дагни жаль, что композитор умер, и она не скажет ему спасибо.

– За то, что он не забыл ее. За щедрость, за то, что он открыл перед ней то прекрасное, чем должен жить человек.

-ответы детей.


Включение в систему знаний.

- А теперь послушаем музыкальное произведение. Попробуем и мы услышать и почувствовать в музыке то, что хотел много лет назад сказать девочке старый композитор.

Эдвард Григ "Утро".

(прослушивание музыки)

- Совпали ли ваши чувства с чувствами Дагни?

- Какую картину нарисовало ваше воображение?

- Почему музыка Грига близка и понятна людям?



- Подарок, который преподнес Э.Григ девочке духовный или материальный?

- Смогла ли Дагни оценить этот подарок?


-Из каких вы это слов поняли?






-Да совпали.

-Это восход солнца, утро.

-Потому, что Григ в своей музыке говорит о добре, о любви, о природе, о красоте.

- духовный.


- Да, она была по настоящему благодарна.

-Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности.


Итог урока. Рефлексия.

– Что нового узнали на уроке?

– О чем этот рассказ?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя с помощью лестницы успеха.



Домашнее задание.

Подготовить пересказ наиболее понравившегося отрывка,




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературе «Паустовский. Корзина с еловыми шишкам.»

Автор: Гаркуша Дарья Владимировна

Дата: 13.02.2020

Номер свидетельства: 539549

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока литературы на тему: "Стальное колечко" К. Г. Паустовский "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-litieratury-na-tiemu-stal-noie-koliechko-k-g-paustovskii"
    ["file_id"] => string(6) "240708"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445094301"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" "
    ["seo_title"] => string(44) "k-g-paustovskii-korzina-s-ielovymi-shishkami"
    ["file_id"] => string(6) "155901"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421337464"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока по литературному чтению. К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-k-paustovskii-korzina-s-ielovymi-shishkami"
    ["file_id"] => string(6) "102520"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402511110"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "План-конспект урока по литературе на тему : «Паустовский. Корзина с еловыми шишкам.»"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_uroka_po_literature_na_temu_paustovskii_korzina_s_elovymi_shishkam"
    ["file_id"] => string(6) "557158"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1599588326"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства