kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока по литературе на тему : «Паустовский. Корзина с еловыми шишкам.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока, 4 класс, по литературе на тему: "Паустовский. Корзина с еловыми шишками" 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по литературе на тему : «Паустовский. Корзина с еловыми шишкам.»»


Класс 4 Технологическая карта

Тема урока

«Паустовский. Корзина с еловыми шишкам.»

Тип

освоение новых знаний.

Цель

Создать условия для развития умения понимать замысел автора.

Задачи

Показать, что человек становится по-настоящему счастлив лишь открыла вокруг себя красоту окружающего мира.

Развивать воображение.

Воспитывать посредством слова.

Пережитых чувств такие качества, как благородство, благодарность.

Планируемый результат

Предметные умения:

познакомятся с произведением К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»;

научатся: выделять события, составляющие основу художественного произведения, пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника), находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение)

Личностные: осознавать эстетическую ценность, проявляющуюся в оригинальности произведения и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря

использованию ИЗО- выразительно- выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям произведений.

Метапредметные:

Познавательные: осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника.

Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; предлагать варианты устранения причин неудач на уроке.

Коммуникативные: строить связное высказывание из 7–8 предложений по теме; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы

Методы и формы обучения.

Словесный, наглядный, практический. Фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы.


Оборудование.


Основные понятия и термины.


Наглядно демонстрационный материал.




Сценарий урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организация на уроке. Мотивация учебной деятельности.

1. Приветствие.

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут … и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Литературное чтение прекрасный урок.

Много полезного в каждой из строк.

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат нас!

-Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на партах должны лежать: учебник, тетрадь, дневник, ручка.

Приветствуют учителя. Настраиваются на рабочий лад.


Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения.

- Ребята, о каком замечательном человеке К.Г. Паустовский написал в своем рассказе?

- На прошлом уроке мы познакомились с биографией К.Г. Паустовского. Сегодня мы познакомимся с интересными фактами из жизни Эдварда Грига.

Родился Эдвард Григ в городе Бергене 15 июня 1843 года. Впервые он сел за пианино в возрасте 4 лет. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена.

Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.

Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.

День, 4 сентября 1907 г.,когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем. Ему было 64 года.

- Между портретами этих людей я поставила знак вопроса. Можете ли вы теперь сказать, что общего и что различает творчество этих людей?

-о композиторе Эдварде Григе

























Писатель Константин Паустовский и композитор Эдвард Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства. «Волшебник и великий музыкант» так говорил К.Паустовский об Э.Григе. В самом обычном писатель раскрывает для нас чудесное и неповторимое, его произведения вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми.)


Построение проекта выхода из затруднения.

- Сегодня мы продолжим работу над содержанием рассказа, разделим текст на части и составим план.

Откройте тетради, запишите дату, сегодня 17 сентября, ниже название рассказа «Паустовский. Корзина с еловыми шишкам.» и план.




Реализация проекта выхода из затруднения.

1 часть.

– Прочитайте по цепочке первую часть произведения.

- Рассказ начинается словами «Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена» - так начинается повествование.

- Что делал в лесу композитор? Зачем он приходил сюда не однажды?

- Как выглядел осенний лес? Что описывается в этом отрывке?


- Какие приёмы использует автор, чтобы так поэтично, так образно и ярко описать красоту осеннего леса?



- Какое важное событие описано в первой части?

- Как озаглавили первую часть, чтобы было понятно, о чем она?

2 часть. – Прочитайте по цепочке вторую часть произведения.

- О чем говорит внимательному читателю описание дома композитора?




- С чем сравнивает автор, это жилище?



- Что было украшением дома Грига? Почему?

- Каких слушателей Григ ценил больше?




- Прочитайте, какие чувства пробуждала музыка Грига у тех, кто ее слушал?

- Как вы думаете, был ли Эдвард Григ счастливым человеком?

- В чём заключалось счастье для великого композитора?

Найдите в второй части самые важные слова.







- Сколько основных мыслей заключено в этих словах? Какие?

1) Жизнь удивительна и прекрасна.

2) Счастлив потому, что трудился во имя людей, отдавая им всё: талант, работу, жизнь.

- Как эти слова характеризуют Грига?


- Как можно озаглавить 2 часть?

– Перескажите 3 и 4 части произведения.

– Какие отрывки вы зачитали бы, отвечая на вопрос: «Какое чудо случилось в жизни Дагни?».

– Правильно ли угадал Григ, что Дагни можно подарить музыку? Подтвердите свои ответы словами текста.




– Григ угадал в дочери лесника красивую, чуткую, добрую душу, как у простых людей – истинных ценителей настоящего искусства. Вот какой смысл откроется нам, если мы задумаемся над смыслом названия этого рассказа.

– Что воспевает в своей музыке Э. Григ?


- Озаглавьте части рассказа.






-Гулял, любовался природой, черпал вдохновение в увиденной красоте.

-Воздух, шелест листьев, шум прибоя, мох, эхо, осенние листья.

- Олицетворение: «эхо живет, ждет, швыряет», «…мох свешивается…, листья дрожат…» (Паустовский большой мастер олицетворений)

– Встреча композитора Грига с Дагни.

-Встреча Дагни и Грига в осеннем лесу.


-там всё было очень просто, несмотря на то, что Григ был очень известным и достаточно обеспеченным человеком, убрал ковры и мебель, чтобы не приглушать звуки.

-с жилищем дровосека, там остались только большой диван для гостей и рояль.

-Рояль.

- Синиц на дереве, загулявших матросов из порта, прачку из соседнего дома, сверчка, снег и Золушку в заштопанном платье.

- Дети читают.



- Жить для других.

-«Я видел жизнь. Чтобы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старше, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата. Потому я, может быть, счастливее тебя, Дагни…»





-Жил для других, бескорыстно отдавая себя людям без остатка.

-В доме композитора Грига.




-«Дагни долго не засыпала, плакала», «Дагни верила всему, что происходит на сцене», «все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны»





– Природу, духовный мир, верность, чистоту, мужество.

3. Дагни у тетушки Магды.

4. Подарок для Дагни.


Обобщающая беседа.

– К кому можно отнести слова «волшебник и великий музыкант»? Можно ли эти слова отнести к Паустовскому? Почему?



– Почему Дагни плакала, слушая музыку?

– О чем жалела девушка?


– За что Дагни была благодарна Григу?



– Перечитайте последние строки текста. Как вы их понимаете?

– Важная мысль творчества Паустовского – мысль о красоте и поэзии человеческой души, стремление открыть для всех и каждого «ключ к прекрасному».
О чем же рассказ? Чем же должен жить человек?

Дарить людям «сказку жизни» – способность открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном – вот основная задача человека на земле. Через годы и собственную смерть великий музыкант Э. Григ передал свой подарок к совершеннолетию некогда встреченной им в лесу очаровательной девчушки – музыку, которая открыла ей «красоту этого мира»

– Э. Григ и К. Паустовский – великие мастера. Один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства.

–Дагни плакала слезами благодарности.

-Дагни жаль, что композитор умер, и она не скажет ему спасибо.

– За то, что он не забыл ее. За щедрость, за то, что он открыл перед ней то прекрасное, чем должен жить человек.

-ответы детей.


Включение в систему знаний.

- А теперь послушаем музыкальное произведение. Попробуем и мы услышать и почувствовать в музыке то, что хотел много лет назад сказать девочке старый композитор.

Эдвард Григ "Утро".

(прослушивание музыки)

- Совпали ли ваши чувства с чувствами Дагни?

- Какую картину нарисовало ваше воображение?

- Почему музыка Грига близка и понятна людям?

- Подарок, который преподнес Э.Григ девочке духовный или материальный?

- Смогла ли Дагни оценить этот подарок?

Из каких вы это слов поняли?






-ответ детей.

- Это восход солнца, утро.

-о добре, о любви, о природе, о красоте.

- духовный/




Итог урока. Рефлексия.

– Что нового узнали на уроке?

– О чем этот рассказ?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя с помощью лестницы успеха.



Домашнее задание.

Подготовить пересказ наиболее понравившегося отрывка,

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока по литературе на тему : «Паустовский. Корзина с еловыми шишкам.»

Автор: Гаркуша Дарья Владимировна

Дата: 08.09.2020

Номер свидетельства: 557158


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства