Тема урока: К.Г. Паустовский «Стальное колечко».
Образовательные задачи:
1.Обучающие - совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью, учиться анализировать используемые автором в произведении средства языковой выразительности, учиться краткому пересказу;
2.Развивающие – развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, память, произвольное внимание, речь;
3. Воспитывающие - любовь, бережное отношение к природе; доброта; умение чувствовать красоту слова, испытывать эстетическое наслаждение от произведений искусства.
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Оборудование: портрет К.Г. Паустовского, выставка книг, рисунки детей.
Ход урока
I Вводно-мотивационный этап
Психологический настрой
Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж.Ж. Руссо:
«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»
Удачи и новых знаний на уроке.
II Актуализация знаний
- Что вы читали дома? (Рассказ К.Г. Паустовского «Стальное колечко»)
- О чём он? ( Это рассказ о чудесном колечке, которое помогло главной героине Варюше понять простую истину: «Наша земля- истинный рай, и нет другой такой хорошей земли на всём белом свете».)
III Восстановление сюжета рассказа по вопросам
- Зачем пошла Варюша в село Переборы?
- Кого встретила ?
- О чём состоялся разговор с бойцами?
- Чем отблагодарил боец Варюшу?
- Что рассказал боец о стальном колечке? Почему назвал его чудесным?
- Прочитайте, что случилось с колечком, когда Варюша возвращалась
домой?
- Какие чувства овладели Варюшей?
- Прочитайте, что же случилось весной? Где нашла девочка колечко?
- Почему Варюша надела его на средний палец?
- Помогло ли чудесное колечко деду Кузьме?
- Что случилось, когда Варюша надела колечко на безымянный палец?
IV Работа над образом главной героини рассказа
- Какая черта характера является главной у Варюши? (доброта, отзывчивость ) Докажите.
- Какая же была Варюша? (умная, догадливая, вежливая, умела замечать красоту окружающего мира, радоваться этой красоте)
V Выборочное чтение
1. Найдите и прочитайте описание прихода весны в лес.
- Как описана заря?
- Какие звуки слышит Варюша?
2. Какие языковые средства выразительности использовал автор?
- Олицетворение ( «Кто-то прошёл невидимый мимо Варюши, осторожно отводя ветки. Она не знала, что мимо неё прошла весна»).
- Метафора (подснежники кивали заре; цветок названивал; закланялась кукушка; прошелестел ветерок).
- Сравнение (зацвели, запестрели тысячи тысяч цветов, будто кто-то брызнул на них волшебной водой; цветок названивал, будто в нём сидел маленький жук кузька-звонарь и бил лапкой по серебряной паутинке).
3. Что поразило Варюшу, почему она не надела перстенёк на указательный
палец?
4. Что же поняла Варюша? («Наша земля – истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!»)
VI Тест
- Идея рассказа «Стальное колечко» заключена в словах:
а) «… нет хуже, когда у человека душа сухая…»;
б) «… наша земля – истинный рай и нету другой такой хорошей на всём
белом свете…»;
в) «… часто мы, имея глаза, чудес не видим, имея уши не слышим…»
2. Какая черта характера является главной у Варюши?
а) отзывчивость;
б) равнодушие;
в) покорность.
3. Олицетворением являются слова:
а) «…только высоко на ветвях запела иволга…»;
б) «… прошелестел ветерок…»;
в) «… она не знала, что мимо неё прошла весна…».
4. Каким средством выразительности являются слова: «… её обдало сильным, тёплым ласковым ветром …»?
а) эпитетом;
б) сравнением;
в) метафорой.
5. Какую большую радость «нашла» Варюша в весеннем лесу?
а) зелёную траву;
б) белые подснежники;
в) стальное колечко.
6. Что означает выражение: «…Среди зимы у деда вышла махорка…»?
а) закончился табак;
б) ушла сторожевая собака;
в) дед сильно заболел.
7. Лещина – это…
а) название рыбы;
б) орешник;
в) лекарственная трава от кашля.
8. Как звали деда Варюши?
а) Сидор;
б) Кузьма;
в) Егор.
9. Почему девочка заплакала, потеряв колечко?
а) потому что дед теперь не выздоровел бы;
б) потому что не увидела бы теперь Варя белый свет со всеми его чудесами;
в) не было бы теперь у Вари большущей радости.
VII Викторина
Отгадайте из каких рассказов взяты отрывки?
- «…. С каждым днём медведь сердился всё сильнее. Он голодовал, брюхо у него совсем отвисло - одна кожа и шерсть…» (Дремучий медведь)
2. «… Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед оба упали от усталости…» (Заячьи лапы)
3. «… Однажды Ваня принёс маленькую, выкопанную с корнем берёзу. Корни он обложил сырым мхом и рогожей: “Это вам, сказал он и покраснел - Подарок” посадите её в деревянную кадку и поставьте в тёплой комнате –она всю зиму будет зелёная». (Подарок)
4. «…Родник родит реку, а река льёт, течёт через всю нашу матушку – землю, через всю родину, кормит народ. И все эти слова как бы родня между собой…» (Родник в мелколесье)
5. «…Какое произведение напоминает вам музыка Эдварда Грига ?»
(Корзина с еловыми шишками)
6. «… Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звёзды зелёными нахальными глазами». (Кот - ворюга)
7. «Через год я встретил на берегах этого озера барсука со шрамом на носу… » (Барсучий нос)
8. «…Спорый дождь льётся отвесно, сильно, а мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: “Царевна плачет”…». (Какие бывают дожди)
9. «…Рувим подсёк. Удилище согнулось в дугу. Леска со свистом врезалась в воду…». (Золотой линь)
10. «…Зенитный пулемётчик Тихон Рябцев был родом из-под Пскова. Деревня его была занята немцами, мать, как предполагал Тихон, умерла, и потому Тихону, когда отрезали раздробленную правую руку некуда было податься …» (Правая рука)
VIII Итог урока