kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы на тему: "Стальное колечко" К. Г. Паустовский

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: К.Г. Паустовский «Стальное колечко».

Образовательные задачи:

  1.Обучающие -  совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью, учиться анализировать используемые автором  в произведении средства языковой выразительности, учиться краткому пересказу;

  2.Развивающие –  развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, память, произвольное внимание, речь;

  3. Воспитывающие -  любовь, бережное отношение к природе; доброта; умение чувствовать красоту слова, испытывать эстетическое наслаждение от произведений искусства.

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Оборудование: портрет К.Г. Паустовского, выставка книг, рисунки детей.

Ход урока

I  Вводно-мотивационный этап

                        Психологический настрой

  Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж.Ж. Руссо:

«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»

            Удачи и новых знаний на уроке.

II  Актуализация знаний  

  1. Что вы читали дома? (Рассказ К.Г. Паустовского «Стальное колечко»)
  2. О чём он? ( Это рассказ о чудесном колечке, которое помогло главной героине Варюше понять простую истину: «Наша земля- истинный рай, и нет другой такой хорошей земли на всём белом свете».)

III  Восстановление сюжета рассказа по вопросам

   -  Зачем пошла Варюша в село Переборы?

  -   Кого встретила ?

  -   О чём состоялся разговор с бойцами?

  -  Чем отблагодарил боец Варюшу?

  -  Что рассказал боец о стальном колечке? Почему назвал его чудесным?

  -  Прочитайте, что случилось с колечком, когда Варюша возвращалась 

      домой?

  -  Какие чувства овладели  Варюшей?

  -  Прочитайте, что же случилось весной? Где нашла девочка колечко?

  -  Почему Варюша надела его на средний палец?

 -   Помогло ли чудесное колечко деду Кузьме?

 -   Что случилось, когда Варюша надела колечко на безымянный палец?

IV  Работа над образом главной героини рассказа

  1. Какая черта характера является главной у Варюши? (доброта, отзывчивость )  Докажите.
  2. Какая же была Варюша?  (умная, догадливая, вежливая, умела замечать красоту окружающего мира, радоваться этой красоте)

V  Выборочное чтение

1. Найдите и прочитайте  описание прихода весны в лес.

-  Как описана заря?

-  Какие звуки слышит Варюша?

2. Какие языковые средства выразительности  использовал автор?

 -  Олицетворение ( «Кто-то прошёл невидимый мимо Варюши, осторожно отводя ветки. Она не знала, что мимо неё прошла весна»).

-  Метафора (подснежники кивали заре; цветок названивал; закланялась кукушка; прошелестел ветерок).

-  Сравнение (зацвели, запестрели тысячи тысяч цветов, будто кто-то брызнул на них волшебной водой; цветок названивал, будто в нём сидел маленький жук кузька-звонарь и бил лапкой по серебряной паутинке).

3. Что поразило Варюшу, почему она не надела перстенёк на указательный

     палец?

4. Что же поняла Варюша?  («Наша земля – истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!»)

VI  Тест

  1. Идея рассказа «Стальное колечко» заключена в словах:

а) «… нет хуже, когда у человека душа сухая…»;

б) «… наша земля – истинный рай и нету другой такой хорошей на всём

    белом  свете…»;

в) «… часто мы, имея глаза, чудес не видим, имея уши не слышим…»

2. Какая черта характера является главной у Варюши?

а) отзывчивость;

б) равнодушие;

в) покорность.

3. Олицетворением являются слова:

а) «…только высоко на ветвях запела иволга…»;

б) «… прошелестел ветерок…»;

в) «… она не знала, что мимо неё прошла весна…».

4. Каким  средством выразительности являются слова: «… её обдало сильным, тёплым ласковым ветром …»?

а) эпитетом;

б) сравнением;

в) метафорой.

5. Какую большую радость «нашла» Варюша в весеннем лесу?

а) зелёную траву;

б) белые подснежники;

в) стальное колечко.

6. Что означает выражение: «…Среди зимы у деда вышла махорка…»?

а) закончился табак;

б) ушла сторожевая собака;

в) дед сильно заболел.

7. Лещина – это…

а)  название рыбы;

б) орешник;

в) лекарственная трава от кашля.

8. Как звали деда Варюши?

а) Сидор;

б) Кузьма;

в) Егор.

9. Почему девочка заплакала, потеряв колечко?

а) потому что дед теперь не выздоровел бы;

б) потому что не увидела бы теперь Варя белый свет со всеми его чудесами;

в) не было бы теперь у Вари большущей радости.

VII  Викторина

Отгадайте из каких рассказов  взяты отрывки?

  1. «…. С каждым днём медведь сердился всё сильнее. Он голодовал, брюхо у него совсем отвисло - одна кожа и шерсть…» (Дремучий медведь)

2. «… Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед оба упали от усталости…»   (Заячьи лапы)

3. «… Однажды Ваня принёс маленькую, выкопанную с корнем берёзу. Корни он обложил сырым мхом и рогожей:  “Это вам, сказал он и покраснел - Подарок” посадите её в деревянную кадку и поставьте в тёплой комнате –она всю зиму будет зелёная». (Подарок)

4. «…Родник родит реку, а река льёт, течёт через всю нашу матушку – землю, через всю родину, кормит народ. И все эти слова как бы родня  между собой…» (Родник в мелколесье)

5.  «…Какое произведение напоминает вам  музыка Эдварда  Грига ?»

           (Корзина с еловыми шишками)

6. «… Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звёзды зелёными нахальными глазами».   (Кот - ворюга)

7. «Через год я встретил на берегах этого озера барсука со шрамом на носу… »    (Барсучий нос)

8. «…Спорый дождь льётся отвесно, сильно, а мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: “Царевна плачет”…».   (Какие бывают дожди)

9. «…Рувим подсёк. Удилище согнулось в дугу. Леска со свистом врезалась в воду…».   (Золотой линь)

10. «…Зенитный пулемётчик Тихон Рябцев был родом из-под Пскова. Деревня его была занята немцами, мать, как предполагал Тихон, умерла, и потому Тихону, когда отрезали раздробленную правую руку некуда было податься …»     (Правая рука)

VIII  Итог урока

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы на тему: "Стальное колечко" К. Г. Паустовский »



Тема урока: К.Г. Паустовский «Стальное колечко».

Образовательные задачи:

1.Обучающие - совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью, учиться анализировать используемые автором в произведении средства языковой выразительности, учиться краткому пересказу;

2.Развивающие – развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, память, произвольное внимание, речь;

3. Воспитывающие - любовь, бережное отношение к природе; доброта; умение чувствовать красоту слова, испытывать эстетическое наслаждение от произведений искусства.

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Оборудование: портрет К.Г. Паустовского, выставка книг, рисунки детей.


Ход урока

I Вводно-мотивационный этап

Психологический настрой

Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж.Ж. Руссо:

«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»

Удачи и новых знаний на уроке.

II Актуализация знаний

  1. Что вы читали дома? (Рассказ К.Г. Паустовского «Стальное колечко»)

  2. О чём он? ( Это рассказ о чудесном колечке, которое помогло главной героине Варюше понять простую истину: «Наша земля- истинный рай, и нет другой такой хорошей земли на всём белом свете».)

III Восстановление сюжета рассказа по вопросам

- Зачем пошла Варюша в село Переборы?

- Кого встретила ?

- О чём состоялся разговор с бойцами? ( чтение по ролям с 176 - 177)

- Чем отблагодарил боец Варюшу?

- Что рассказал боец о стальном колечке? Почему назвал его чудесным?

- Прочитайте, что случилось с колечком, когда Варюша возвращалась

домой?

- Какие чувства овладели Варюшей?

- Прочитайте, что же случилось весной? Где нашла девочка колечко?

- Почему Варюша надела его на средний палец?

- Помогло ли чудесное колечко деду Кузьме?

- Что случилось, когда Варюша надела колечко на безымянный палец?

IV Работа над образом главной героини рассказа

  1. Какая черта характера является главной у Варюши? (доброта, отзывчивость ) Докажите.

  2. Какая же была Варюша? (умная, догадливая, вежливая, умела замечать красоту окружающего мира, радоваться этой красоте)

V Выборочное чтение

1. Найдите и прочитайте описание прихода весны в лес.

- Как описана заря?

- Какие звуки слышит Варюша?

2. Какие языковые средства выразительности использовал автор?

- Олицетворение ( «Кто-то прошёл невидимый мимо Варюши, осторожно отводя ветки. Она не знала, что мимо неё прошла весна»).

- Метафора (подснежники кивали заре; цветок названивал; закланялась кукушка; прошелестел ветерок).

- Сравнение (зацвели, запестрели тысячи тысяч цветов, будто кто-то брызнул на них волшебной водой; цветок названивал, будто в нём сидел маленький жук кузька-звонарь и бил лапкой по серебряной паутинке).

3. Что поразило Варюшу, почему она не надела перстенёк на указательный

палец?

4. Что же поняла Варюша? («Наша земля – истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!»)

VI Тест

  1. Идея рассказа «Стальное колечко» заключена в словах:

а) «… нет хуже, когда у человека душа сухая…»;

б) «… наша земля – истинный рай и нету другой такой хорошей на всём

белом свете…»;

в) «… часто мы, имея глаза, чудес не видим, имея уши не слышим…»

2. Какая черта характера является главной у Варюши?

а) отзывчивость;

б) равнодушие;

в) покорность.

3. Олицетворением являются слова:

а) «…только высоко на ветвях запела иволга…»;

б) «… прошелестел ветерок…»;

в) «… она не знала, что мимо неё прошла весна…».

4. Каким средством выразительности являются слова: «… её обдало сильным, тёплым ласковым ветром …»?

а) эпитетом;

б) сравнением;

в) метафорой.

5. Какую большую радость «нашла» Варюша в весеннем лесу?

а) зелёную траву;

б) белые подснежники;

в) стальное колечко.

6. Что означает выражение: «…Среди зимы у деда вышла махорка…»?

а) закончился табак;

б) ушла сторожевая собака;

в) дед сильно заболел.

7. Лещина – это…

а) название рыбы;

б) орешник;

в) лекарственная трава от кашля.

8. Как звали деда Варюши?

а) Сидор;

б) Кузьма;

в) Егор.

9. Почему девочка заплакала, потеряв колечко?

а) потому что дед теперь не выздоровел бы;

б) потому что не увидела бы теперь Варя белый свет со всеми его чудесами;

в) не было бы теперь у Вари большущей радости.

VII Викторина

Отгадайте из каких рассказов взяты отрывки?

  1. «…. С каждым днём медведь сердился всё сильнее. Он голодовал, брюхо у него совсем отвисло - одна кожа и шерсть…» (Дремучий медведь)

2. «… Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед оба упали от усталости…» (Заячьи лапы)

3. «… Однажды Ваня принёс маленькую, выкопанную с корнем берёзу. Корни он обложил сырым мхом и рогожей: “Это вам , сказал он и покраснел - Подарок” посадите её в деревянную кадку и поставьте в тёплой комнате –она всю зиму будет зелёная». (Подарок)

4. «…Родник родит реку, а река льёт, течёт через всю нашу матушку – землю, через всю родину, кормит народ. И все эти слова как бы родня между собой…» (Родник в мелколесье)

5. «…Какое произведение напоминает вам музыка Эдварда Грига ?»

(Корзина с еловыми шишками)

6. «… Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звёзды зелёными нахальными глазами». (Кот - ворюга)

7. «Через год я встретил на берегах этого озера барсука со шрамом на носу… » (Барсучий нос)

8. «…Спорый дождь льётся отвесно, сильно, а мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: “Царевна плачет”…». (Какие бывают дожди)

9. «…Рувим подсёк. Удилище согнулось в дугу. Леска со свистом врезалась в воду…». (Золотой линь)

10. «…Зенитный пулемётчик Тихон Рябцев был родом из-под Пскова. Деревня его была занята немцами, мать, как предполагал Тихон, умерла, и потому Тихону, когда отрезали раздробленную правую руку некуда было податься …» (Правая рука)

VIII Итог урока



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока литературы на тему: "Стальное колечко" К. Г. Паустовский

Автор: Дуля Елена Владимировна

Дата: 17.10.2015

Номер свидетельства: 240708

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Конспект урока литература"
    ["seo_title"] => string(27) "konspiekt-uroka-litieratura"
    ["file_id"] => string(6) "260319"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448943195"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Конспект урока литература"
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-litieratura-1"
    ["file_id"] => string(6) "260320"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448943202"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Конспект урока литература"
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-litieratura-2"
    ["file_id"] => string(6) "260321"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448943209"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Конспект урока литература"
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-litieratura-3"
    ["file_id"] => string(6) "260322"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448943216"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Конспект урока литература"
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-litieratura-4"
    ["file_id"] => string(6) "260323"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448943222"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства