3.Постановка учебной задачи Словесный: Проблемный вопрос | -Чтобы узнать с каким жанром картин мы сегодня познакомимся, прослушайте стихотворение. Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или груши или торт, Или все предметы сразу, - Знай, что это натюрморт! - Поэтому, сегодня на уроке речь у нас пойдёт о чём? - Предположите, какую тему мы будем изучать? - Верно, НАТЮРМОРТ, точнее, тема сегодня нашего урока «Картина-натюрморт». - Ответьте, пожалуйста, на вопрос: с чем нам сегодня ещё нужно познакомиться, для того, чтобы научиться строить натюрморт? Посмотрите на доску! - Давайте подумаем и ответим на вопрос: что же такое композиция? - Композиция - это красивое, гармоничное сочетание предметов на столе. А если мы будем говорить о композиционном центре, то это то, что находится в центре композиции. Ребята, сейчас вы можете сами поставить перед собой цели и задачи на урок. - Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке? | Слушают стихотворение (презентация). - О натюрморте. - Натюрморт. - Термины: композиция; Композиционный центр. - Композиция - это красивое, гармоничное сочетание предметов на столе. - Познакомиться с жанром натюрморта; учиться составлять композицию из предметов в натюрморте. | Логические УУД: проявление активности в общей работе |
4.Открытие нового знания Наглядный: Демонстрация | Знакомство с новым материалом - Ребята, обратите своё внимание на экран и прочтите, что означает слово «натюрморт»? Натюрморт – (в переводе с фр. – мёртвая природа) – изображение неодушевлённых предметов. Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельные произведения, художественно воспроизводящие домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевлённые предметы. Возник натюрморт в связи с развитием реализма в живописи и по мере расширения технических и познавательных возможностей художников определился в XVII веке как самостоятельный жанр. Натюрморт выполняет различные функции. Например: - декоративный – запечатляет красочность, изящество и пышность природных форм, несколько утрируя и преобразуя их, украшает интерьер; - символический – изображаются свечи, череп, песочные часы и др. предметы – символы, натюрморт напоминает о быстротечности человеческой жизни, времени. Натюрморт говорит о жизни людей разных времён; даже рисуя неодушевлённые предметы, можно многое выразить, сказать о жизни людей. - Итак, что же может быть изображено на натюрмортах? Что вы можете рассказать, глядя на этот натюрморт? Загадки: Шесть фарфоровых подруг На скатёрке встали в круг, Захотели вечерком Нас попотчевать чайком. (Чашки) Блестит ярко мой мундир, На столе я – командир. Знают чашки, чайник; Я большой начальник. (Самовар) Две сестры: одна большая, Кашу манную мешает. Ну а меньшая сестрёнка Чай помешивает звонко. (Ложка) Само с кулачок, Красный бочок, Потрогаешь – гладко, А откусишь – сладко! (Яблоко) Золотая голова Велика, тяжела. Золотая голова Отдохнуть прилегла. Голова прилегла, Только шея тонка. (Тыква) Золотое решето чёрных домиков полно. (Подсолнух) Летом в огороде, свежие, зелёные, А зимою в бочке жёлтые, солёные. Отгадайте, молодцы, Как зовут нас? (Огурцы) На сучке висят шары, Посинели от жары. (Слива) - Изображая натюрморт, художник обращает внимание на особенности формы, поверхности предметов, их деталей и взаимное расположение в пространстве. - Среди мастеров натюрморта можно назвать имена Петра Петро́вича Кончало́вского («Сирень»), Машкова Ильи Ивановича ( «Ягоды на фоне красного подноса»), Алекса́ндра Васи́льевича Купри́на ( «Натюрморт с синим подносом»). - Посмотрите на слайд, что изобразили художники в этих натюрмортах? -А какие эмоции они передают? Анализ композиций - Посмотрите на композицию, изображенную Александром Васильевичем Куприным «Натюрморт с синим подносом». - Что вы видите на данной картине? Где стоят все предметы в натюрморте? -Как стоят предметы по отношению друг к другу? Есть предмет самый большой, а вокруг него - предметы расставлены то ближе, то дальше. -Обратите внимание, что многие предметы расставлены так, что они загораживают друг друга. -Какие цвета использовал художник? Педпоказ -Сегодня, мы будем выполнять композицию в технике аппликация из цветной бумаги. Работать будем парами. -Сейчас я покажу вам поэтапное выполнение композиции. - А теперь, переходя в нашу мастерскую художника, мы должны представить себя юными художниками и иметь перед собой чёткий план, и чётко понимать, каким правилам мы должны следовать, для того, чтобы выстроить композицию натюрморта. Должны чётко следовать Памятке! То есть, мы сейчас озвучим для себя план, следуя которому мы последовательно можем выстроить композицию в натюрморте. Памятка! 1. Правильно расположить лист: вертикально или горизонтально. -Обращаю Ваше внимание, что расположение листа можно выбрать либо вертикальное, либо горизонтальное. Объясните, почему? - правильно, если сосуд высокий и узкий, то лист следует расположить вертикально. Расскажите, в каком случае надо лист расположить горизонтально. 2. Проводим на листе горизонтальную прямую, которая служит гранью между столом и стеной. 3. Сначала выбираем фон стены- лист цветной. - Затем выберем фон стола и приклеим его внизу листа. 4. Собираем композицию из различных предметов. (Ваза, яблоко, банан). Иметь за основу композиционный центр. Какой предмет мы сейчас будем выполнять? - Вазу – это большой сосуд. -Каким способом лучше выполнить вазу? Почему? Она симметричная. -Выберем лист цветной бумаги для вазы, и складываем его пополам, берём шаблон вазы обводим и ножницами вырезаем половинку формы вазы. - Размещаем получившуюся вазу в центре, не поднимая ее слишком высоко, и не опуская слишком низко. И приклеиваем ее. - Далее дополним нашу композицию фруктами. - Вырезаем фрукты таким же образом, как и вазу и раскладываем их на картине. Помня о том, что все элементы «привязаны друг к другу». Используем элемент загораживания одного предмета другим. 5. Второй и третий предмет может перекрывать или не перекрывать первый. 6. Чтобы показать, что один предмет расположен ближе, а другой дальше, нужно второй предмет располагать ниже первого. И так, мы сейчас озвучили для себя план, следуя которому мы последовательно можем выстроить композицию в натюрморте. | -Натюрморт – это картина, на которой обычно изображают различные предметы обихода -цветы, посуду, старинные предметы и т.д. -В этих натюрмортах художники показали щедрость природы, спелость и сочность фруктов, прелесть цветов. На данной картине мы видим, что Куприн, для создания композиции использовал такие предметы, как: цветы, различные плоды, а также предметы домашнего обихода (синий поднос, который является ярким пятном на картине, овощи (перцы, баклажаны), кофейник и блюдце с искусственным цветком. - На столе. Художник использовал холодные и теплые цвета. | Познавательные УУД: структурирование знания; анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах; Коммуникативные УУД: инициативность в общем поиске нового знания; умение высказывать и аргументировать свои мысли |
9.Рефлекия деятельности Словесный: слово учителя | Рефлексия «Звездное небо». Ребята, каждая картина на выставке, обычно помещается в раму, но так как у нас с вами сегодня работы выполнялись в парах, поэтому и раму, для наших работ я вам предлагаю сделать одну для всех. -У вас на партах лежат звездочки желтого и голубого цветов. Если на уроке вам было интересно, вы активно работали, и вы считаете, что у вас все получилось, цели, поставленные на урок выполнены – выберите желтую звездочку. Если вы не узнали ничего нового или у вас что-то не получилось, выберите звезду голубого цвета. Выбрали? Теперь подойдите к доске и наклеивайте звездочки на звездное небо, которое находится вокруг наших работ. Итак, большинство звездочек на небе – желтые. Значит, занятие прошло с пользой. -Ребята, урок окончен, мне было очень приятно с вами работать. -Вы молодцы, спасибо вам за урок. - Наведите порядок на своём рабочем месте. | Подводят итог урока. Проводят рефлексию. Убирают рабочее место | Регулятивные УУД: саморегуляция собственной практической работы. |