Конспект урока изобразительного искусства на тему: «Изображение предметного мира - натюрморт»
Конспект урока изобразительного искусства на тему: «Изображение предметного мира - натюрморт»
Конспект урока изобразительного искусства для 6 класса на тему : «Изображение предметного мира - натюрморт».
Тема урока соответствует программе Б.М. Неменского. На уроке идет знакомство с жанром натюрморта и его историей. В качестве практического задания учащимся предлагается изготовление аппликации по теме натюрморта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока изобразительного искусства на тему: «Изображение предметного мира - натюрморт»»
Конспект урока изобразительного искусства на тему:
«Изображение предметного мира - натюрморт»
Класс: 6
Цели и задачи:
- познакомить учащихся с разнообразием изображения мира вещей в истории искусства;
- расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях его композиционного построения;
- учить составлять композиции натюрморта;
- воспитывать творческое мышление, эстетическую восприимчивость, аккуратность в работе.
Оборудование:
Для учителя- презентация на тему «Мир вещей. Натюрморт», рисунки – примеры композиционного расположения предметов в натюрморте, рисунки натюрмортов, карточки с изображением предметов.
Для учащихся- цветная бумага, картон, клей, ножницы
Словарь: натюрморт, композиция, Питер Клас, Виллем Клас Хеда, И. Э. Грабарь, И. А. Коровин, Чжао Чан, Цуй Бо
Ход урока
Организационный момент. Приветствие.
Актуальзация и активизация знаний учащихся.
-Какие жанры изобразительного искусства вам знакомы?
-Какие особенности есть у каждого жанра? Что объединяет и отличает картины разного жанра?
Слайд 1 (репродукции картин разного жанра)
-Какие общие признаки есть у репродукций, показанных на этом слайде? Как вы думаете, о каком жанре изобразительного искусства мы сегодня будем говорить?
Слайд 2 (репродукции натюрморта)
Изучение нового материала.
— Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомимся с понятием натюрморт. Натюрморт (франц. nature morte, буквально – мертвая природа) является одним из жанров изобразительного искусства, в основе которого лежит изображение неодушевленных предметов. В натюрморте изображаются обычно цветы, плоды, битая дичь, накрытые столы, различные предметы обихода и т.д.
Натюрморт возник в древнем мире (древнеегипетские фрески и рельефы, древнеримские мозаики, фрески и др.)
Слайд 3 (изображение фресок, рельефов и т.д.)
Самостоятельное значение натюрморт приобрел в Китае с 7в., особенно высокого развития достиг в 10 – 13 вв.
Слайд 4 (репродукции картин художников Чжао Чан, Цуй Бо и др.)
В европейском искусстве в 17 в. Натюрморт выделился в отдельный жанр, достигнув совершенства в передачи многообразия предметов материального мира, утверждая эстетическую ценность простых, обыденных вещей, окружающих человека в быту.
Слайд 5 (репродукции натюрморта 17 в.)
Питер Клас считается основателем школы натюрморта. Его натюрморты делятся на две группы. К первой относятся "завтраки" и "банкеты". На них обычно изображены кувшины, бокалы, фарфор, хлеб, сыр, вино, устрицы, рыба, птица, ветчина, маслины и орехи. Очень часто он использовал лимон. Ко второй относятся произведения популярной в то время в Голландии разновидности натюрморта "ванитас", в которых при помощи символов: свечи, черепа, часов, музыкальных инструментов, старинных книг и т.п., выражается библейское понимание суетности жизни.
В русском искусстве натюрморт появился в 18 в. Время расцвета этого жанра – конец 19-начало 20 в. Это прежде всего импрессионистические работы И.А. Коровина и И.Э. Грабаря (1871 -1980).
Яркие, пронизывающие светом и полнотой мироощущения натюрморты создали художники И. Машков, А. Куприн и др., соединяя элементы четкого реалистичного изображения с новыми художественными приемами новых школ (кубизма, футуризма, экспрессионизма).
Именно в творчестве Ильи Ивановича Машкова натюрморт приобретает особую эмоциональную и живописную выразительность. Ученик В.А. Серова и К.А. Коровина, Машков обладал значительным колористическим дарованием. В "Натюрморте" с наибольшей силой проявились особенности живописной системы раннего Машкова, отличавшейся энергичнейшей пластикой, активным использованием цветовых и фактурных средств, позволявших ему передать пластическую жизнь предмета в среде, которую сам предмет словно создает вокруг себя. В произведении особенно ощутима тяга художника к естественной, здоровой, свежей красоте в народном вкусе, идеальность не придуманная, не сочиненная, а увиденная и доведенная до ясного выражения. Машков стремился воссоздавать натуру во всей полноте ее качеств.
Слайд 7 (репродукции натюрмортов разных видов)
Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрыть их объективное своеобразие, неповторимые качества, красоту.
Сегодня на уроке мы будем использовать цветную бумагу и картон. Мы будем выполнять изображение натюрморта в технике аппликация
Слайд 8 (работы, выполненные в технике аппликация).
-Перед тем как вы приступите к работе, нам необходимо представить будущий натюрморт. Каким он будет?
(Регулятивные действия: совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии; работать по предложенному плану использовать презентацию; учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки)
- Теперь мы с вами поговорим о композиционном решении нашего натюрморта. Композиция – это правильное расположение предметов на рисунке. Самое главное в ней – это центр. Существует множество решений композиции натюрморта: треугольная форма, прямоугольная, диагональ, перпендикулярная и другие.
-Так же, мы с вами должны поговорить о композиционном размещении рисунка на листе. Если вся постановка по высоте занимает большее расстояние чем ширина, то лист бумаги располагаем большей стороной по вертикали. Если натюрморт имеет равные размеры по вертикали и по горизонтали, целесообразно сделать несколько вариантов композиционного решения, размещая изображение в разных форматах, и наиболее выразительный вариант перенести на основной лист.
Слайд 10 (изображение вариантов расположения предметов в композиции натюрморта)
- Теперь необходимо обратить внимание на композиционный центр, т.е. главный предмет в нашем рисунке. Остальные предметы натюрморта должны быть подчинены композиционному центру.
Слайд 11 (композиционный центр)
IV. Физкультминутка. (выполнение комплекса упражнений) Здоровьесберегающая технология.
V.Инструктаж по технике безопасности
Слайд 12 (техника безопасности)
1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держите ножницы лезвием вверх.
5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6. Не режьте ножницами на ходу.
7. Не подходите к товарищу во время работы.
8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
VI. Практическая работа.
(Коммуникативные действия:высказывать свои мысли (предложения, дополнения), вступать в беседу; слушать и понимать других, развивать свою внимательность, договариваться о правилах выполнения коллективной работы, учиться выполнять свою роль в группе)
-Свои работы вы будете выполнять в разных цветовых сочетаниях
1 группа – натюрморт в теплых тонах.
2 группа – натюрморт в холодных тонах.
3 группа – черно-белая графика
Слайд 13 (варианты цветовых сочетаний)
- Работу следует выполнять в соблюдая последовательность:
1. Подберите кусочки бумаги необходимой цветовой гаммы и определите, каким будет фон.
2. Аккуратно с изнаночной стороны листа нанесите контуры простых предметов домашнего обихода (кувшин или ваза, чашка, кружка, круглое блюдо или кухонная доска), а также силуэты нескольких фруктов. Вырезать силуэты по контуру с помощью ножниц.
3. Теперь можно вырезать силуэты стилизованных форм предметов быта. Создать декоративные фигуры, графическое декорирование предмета быта.
4.Расположить предметы на всей плоскости листа так, чтобы это было выразительно и интересно - предметы должны быть сгруппированы так, чтобы чувствовалась слаженность, уравновешенность, чтобы уже ничего не хотелось убрать, передвинуть или добавить. Подклеить силуэты предметов за уголки, не передвигая.
(Личностные результаты:оценивать ход творческих работ как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных и эстетических ценностей; объяснять оценки однозначно оцениваемых творческих работ (хорошо/плохо) с позиции эмоциональных, нравственных ценностей; в предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка; развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей)
Во время практической работы ведется текущий контроль: 1. Соблюдение техники безопасности и правильность выполнения приемов работы. 2. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения. 3. Контроль объема и качества выполненной работы.
4. Организация рабочего места, порядок на рабочем месте.
VII. Итог урока.
Выставка и анализ работ учащихся. Выставление оценок.
- Над каким изображениями на картинах вы сегодня работали?
- Что представляет собой эта картина?
В натюрморте мы никогда не увидим изображения человека. И все - таки натюрморт может многое рассказать зрителю, например, про солнце, про лето или другое время года, пробудить радость или грусть, Надо быть большим мастером, чтобы живо, точно написать «неживую природу», показать все ее особенности и точности.
- Иоганн Вольфганг Гете писал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят ли радуют». Попробуйте подтвердить эти слова своими рисунками: как ваше изобразительное искусство, созданное сегодня, «действует на душу»? Покажите свои работы, проанализируйте изображенное на них, полагаясь на правила выполнения натюрморта. Заключительное слово.
- Благодарю всех участников сегодняшнего занятия. Вы все хорошо потрудились, показали хорошие знания и умения, узнали новое, а самое главное создали работу своими руками, которая обязательно украсит интерьер вашей комнаты.
Домашнее задание.
Литература.
1. Горяев В.Г., Неменская Л.А. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» .-М.: «Просвещение», 2005. 2. Неменская Л.А. Изобразительное искусство: искусство в жизни человека. 6 класс.-М.: «Просвещение», 2010. 3. Красновская Н.Искусство натюрморта. –М.: ОЛМА-Пресс, 2005. 4. Яшухин А.П. Живопись.- М.: «Просвещение», 1985.