-оценивания своих эмоциональных реакций.
- различать звуки и буквы, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие;
-производить слого-ударный и звуко-буквенный анализ слов простой конструкции.
-самостоятельной оценки правильности выполненных действий, внесения корректив.
-самостоятельно создавать способы решения проблемы.
здоровьесберегающие (физминутка, смена видов деятельности, упражнение на внимание); игровые; личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы); проблемное обучение (частично – поисковое).
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Формируемые УУД, формы работы. |
1.Организацион-ный момент. Цель этапа: Создание благоприятного психологического климата в классе, настрой на позитивное восприятие учебного материала. | Ребята, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Вам я желаю успехов. И точно знаю, что у вас всё получится, ведь вы самые умные и грамотные ученики, а если что–то получится не до конца, мы поработаем ещё и достигнем успеха. Качество своей работы мы будем изображать в виде бусинки. И к концу урока у нас получится целая нитка бус. легко справился с заданием кое-что было трудно, но я справился справился с заданием, но было чаще трудно, чем легко. | Проговаривание за учителем Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться. Работаем старательно, слушаем внимательно. Мы гостей сегодня ждали и с волнением встречали. Не судите очень строго, ведь учились мы немного. «В добрый день и в добрый час очень рады видеть вас!» | Личностные УУД: самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия; самоконтроль; самооценка. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками Фронтальная форма работы. |
II. Актуализация опорныхзнаний(введение в тему урока) Цель этапа— мотивировать учащихся на изучение темы, воспроизведение ранее полученных знаний необходимых для «открытия» нового знания. | Создаёт проблемную ситуацию. Помогает сформулировать тему урока. Сегодня на уроке продолжаем с вами исследовать… А чтобы проводить наше исследование, мы должны кое-что вспомнить из того, что знаем. А что именно будем исследовать попробуйте догадаться сами, выполнив задание. На доске набор магнитных букв: а п р м и у н л э о Перед вами буквы. Какое задание можно выполнить, глядя на эти буквы? На какие 2 группы делятся все звуки? Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? Чем отличаются звуки от букв? Перед вами слова и схемы слов: Сок,молоток,зима, кино, зуб, барабан.(слова записаны вразброс) (Приложение5) Необходимо распределить слова соответственно схемам и доказать свой выбор. О цените свою работу на данном этапе. Закрасьте первую бусинку в соответствующий цвет. Самооценка. Я наблюдала за вами и видела, как вы радовались успехам своих одноклассников, которые высказывали правильные ответы. Вы дружные ребята, от этого настроение ваше улучшается. А кто дружный, тот и добрый. | Формируют учебную задачу. (рассматривание картинок на доске) 1) Познакомиться с новой буквой. 2) Узнать какие звуки обозначает эта буква. 3) Научиться читать слоги и слова с новой буквой. 4) Составлять схемы слов. 5) Научиться печатать новую букву. Рассуждают. Сравнивают, классифицируют знакомые звуки и буквы, делают выводы. Распределить буквы на 2 группы. гласные: а, и, у, о, э согласные: п, р, м, н, л Ударные и безударные. Твёрдые, мягкие, звонкие и глухие. Звуки мы говорим и слышим, а буквы- видим, читаем и пишем. Звуковой анализ слов на основе моделей. Дети распределяют слова согласно схемам и доказывают свой выбор. с о к б у з з иу м а н и о к б а р а б а н м о л о т о к Анализируют собственную деятельность | Регулятивные УУД: понимание учебной задачи урока; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. Познавательные УУД: группировка и классификация изученных букв. Предметные УУД: умение воспринимать задание; сравнивать, оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата. Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения. Фронтальная форма работы. Познавательные: Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Регулятивные УУД: контроль своих действия в процессе выполнения заданий. |
III. Постановка темы и цели урока. Цель: определение темы урока, постановка перед учащимися учебной проблемы. | И совсем не случайно девизом нашего урока я взяла высказывание: Друзья, давайте делать добрые дела! -Внимательно послушайте его ещё раз… (Учитель читает данное высказывание повторно). р урузья, авайте еелать ( ) обрые ела! Давайте повторим хором, все вместе… -Какой звук вам встретился в начале каждого слова? - Какую цель мы поставим себе на уроке? | На доске записано данное высказывание, пропущены первые буквы. Дети читают хором. Друзья, давайте делать добрые дела! Учащиеся проводят звуко- буквенный анализ первого звука в словах высказывания. Слушают, отвечают на вопросы учителя. Ставят цели, уточняют тему урока. Делают выводы, что темой урока является звук и буква «Д». | Регулятивные УУД: понимание учебной задачи урока. Познавательные: постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения. Фронтальная форма работы. |
IV.Работа над новым материалом. Цель: научить читать слоги и слова с изученными буквами. | Давайте проведём небольшую исследовательскую работу и узнаем особенности этого звука. Создает ситуацию поиска. Выделение звуков [ д] - [д’] в словах: друзья, давайте, делать, добрые, дела Артикуляция звука… С какого звука начинаются вставленные нами слова? Определите, гласный он или согласный? Докажите свой выбор. Произнесите слова, выделяя эти звуки интонационно. Что вы заметили? К какому пришли выводу? Выслушивает все версии детей. Определим – звонкий или глухой звук [д]. Для этого кладем пальчики на горлышко и, если чувствуем дрожь, значит, звук…. Назовите букву, которой можно обозначить звуки [д] и [д’]. | Размышляют, высказывают предположения. Сравнивают и характеризуют звуки в словах, ищут варианты решения проблемы, делают выводы. Согласный звук, т.к. он встречает во рту преграду. Звуки произносятся твердо и мягко. звонкий Буква Д. | Личностные УУД: проявление интереса к новому материалу. Предметные УУД: выделение новых звуков из слов, характеристика их, сравнение, обозначение буквой. Фронтальная форма работы. |
V.Первичное закрепление изученного материала. Фрагмент презентации. «Уроки тётушки совы». Цель: Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью буквы и правилом соотношении буквы «д» и звуков [ д ], [д’]. | Сегодня к нам в гости пришла мудрая Сова и принесла интересное задание. Мудрая Сова прочитает вам стихотворение, а вы должны внимательно послушать и запомнить слова, в которых встречается звук [д], [д’]. (Видеоролик) (Приложение 6) Мы букву Д легко найдём и в слове день и в слове дом А если днём ты в лес придёшь - на дубе дятла ты найдёшь. Дятел дерево долбит – день деньской кору дробит Дятел жил в дупле пустом – дуб долбил как долотом. Доктор Дятел дуб долбил – двадцать да жука добыл. Жук – ужасный короед – всем в лесу наносит вред. Дятел – мастер добрых дел – древний дуб – помолодел. Дятел, дятел - мой приятель, дуб долбит, как долотом Помоги мне, дядя Дятел для скворцов построить дом. Г. Сапгир. Итак, ребята, что же можете сказать о новом звуке, который мы изучаем? Каким цветом будем обозначать? Данные звуки обозначать будем буквой Д, д. А почему их две буквы? (переворачиваются карточки в высказывании) Друзья, давайте делать добрые дела! Проявление доброты мы можем наблюдать и среди обитателей леса. Из просмотренного фрагмента, ответьте на вопрос: кто кому помогал? Как вы считаете, это – добро? Почему? С амооценка. ( закрашивание очередной бусинки) | Дети смотрят видеоролик и запоминают слова с новыми звуками. Обмениваются информацией. Воспринимают на слух и зрительный образ, воспроизводят слова со звуками [д],[д,] Дают характеристику новых звуков. БукваД выполняет две работы – обозначает согласный твёрдый звонкий звук [д] – синим цветом и согласный мягкий звонкий звук [д'].- зеленым цветом заглавная и строчная Дети ещё раз прочитывают высказывание, глядя на доску. Дятел - лесной «врач». Он помогает дереву, защищая его от насекомых-жуков - короедов. Анализируют собственную деятельность. | Познавательные УУД. Извлечение необходимой информации из прослушанного текста. Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения. Фронтальная форма работы. Регулятивные УУД: контроль своих действия в процессе выполнения заданий |
VI.Физминутка (под музыку и слова Георгия Васильева « Про Фиксиков»). Цель: переключить внимание с одного вида деятельности на другой, улучшить обменные процессы, способствовать повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока. | До чего же фиксики Маленького роста! Нам их и через очки Разглядеть непросто. Они такая мелочь, Что их почти что нет А кто такие фиксики – Большой, большой секрет! Они чинят изнутри Утюги, моторы, Телефоны, MP3, Прочие приборы. Без них часы не ходят, Без них не светит свет. А кто такие фиксики – Большой, большой секрет! Я недавно их видал, – Не поймал лишь малость, Только папа мне сказал: «Брось ты, показалось». Поймать их невозможно, Нельзя напасть на след. А кто такие фиксики – Большой, большой секрет! Есть у них условный знак – Я узнал случайно – Нужно пальцы сделать так. Только это тайна. Они передают вам Свой пламенный привет, Но кто такие фиксики – Большой, большой секрет! _ А как вы думаете, можно назвать героев песенки добрыми? В чём заключалось их добро? | Внимательно слушают, выполняют упражнения в соответствии с показом ученика. . Они помогают окружающим справиться с различными бытовыми проблемами. | Ориентация на здоровый образ жизни. |
VII.Закрепление. Упражнение в выделении звуков[ д ] ,[ д ҆ ] Цель: Закрепить изученные звуки. | На доске записана буква Д. Учитель читает строчку, дети подставляют соответствующую гласную для получения слога. О а у Д и ы Прочитаем слоги.(хоровое чтение) Прибежала букваА, прочитали дети – да Прибежала букваО, прочитали дети – до Прибежала букваУ, прочитали дети – ду Прибежала буква Ы, прочитали дети – ды Прибежала букваИ, прочитали дети – ди К нам на урок прибыл поезд как раз из того леса, где живёт Мудрая Сова. Учитель читает слова: дом, дуб, труд, дыня, обед, ладушки, радость, медведь, дятел, задание. Ваша задача – « рассадить» слова по вагонам. В один вагон могут попасть несколько слов. - Закончив огромную исследовательскую работу, давайте сделаем вывод: ….. Самооценка. Легко ли вам было справиться с заданием? Оцените свою работу на этом этапе. Закрасьте очередную бусинку в соответствующий цвет. | Сначала дети хором читают открытые слоги, а затем - закрытые. да ад до од ду уд ды ыд ди ид Читают только мальчики. Читают только девочки. Сравнивают, делают выводы. Сначала дети показывают учителю соответствующую карточку звука: (мягкость – зеленая, твердость - синяя) Затем ученики выходят к доске и « рассаживают» слова по вагонам в соответствии с местом расположения данного звука в слове ( в начале, в середине, или в конце слова). Дети объясняют свой выбор, указывая на твёрдость - мягкость согласного. 1.дом, дуб, дыня, дятел 2. ладушки, радость, медведь, задание 3.труд, обед, медведь, Звук [д ]– согласный, звонкий, бывает твёрдый,/ мягкий., парный), обозначается буквой Д, д. Дети раскрашивают 3-ю бусинку. Анализируют собственную деятельность. | Предметные УУД: чтение слогов и слов с изученными буквами Познавательные (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой Индивидуальная форма работы Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Регулятивные УУД: контроль действий соседа по парте в процессе выполнения заданий |
VIII.Работа с предложением. Развитие речи. Цель: проверить умение составлять предложения, чертить схему предложения, составлять схемы слов. | Составьте предложение со словами: дуб, дятел. Дятел живёт на дубе. |______ ________ _________ __________ . Сколько слов в этом предложении? Назовите первое слово? Второе? Третье? Четвёртое? - Какой знак стоит в конце предложения? - Начертите схему этого предложения. -Составьте схемы слов: дуб, дятел. - Работать будете в парах, при этом должны быть доброжелательны, внимательны, милосердны по отношению друг к другу. Легко ли вам было справиться с заданием? Оцените свою работу, сверив с правильным вариантом. Закрасьте очередную бусинку в соответствующий цвет. | Дети составляют предложения. Выбирают одно из составленных предложений, составляют к нему схему. Отвечают на вопросы. Дятел живёт на дубе. Дети составляют схемы слов: д уб д ятел (Приложение8,8-а, 8-б) Взаимопроверка. | Регулятивные УУД: понимание учебной задачи урока. Познавательные: постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Работа в паре |
IX.Итог урока(рефлексия, оценивание) Цель: анализируя, осознавать свои возможности, делать свой собственный выбор, самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. | Выявляет возникшие трудности. Даёт советы. Какую цель мы поставили в начале урока? - Какие знания открыли? О чем сможете рассказать дома маме про звуки [д ]- [д] ? - Какой звук мы исследовали сегодня? - Какие выводы сделали? - Кто сегодня на уроке открыл для себя что-то новое? - Кому на уроке было интересно? - Что для вас оказалось новым на уроке? - Какие задания вам выполнять было легко? - У кого были затруднения? В каких заданиях? Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели? - Дайте эмоциональную оценку своей работы на уроке. (Приложение 9) Качество своей работы мы изображали в виде бусинки. И к концу урока у нас получилась целая нитка бус. Учитель оценивает качество работы детей за урок. Давайте вернёмся к девизу нашего урока…… читаем его хором. Друзья, давайте делать добрые дела! Обещаем? - Что бы в жизни многого достичь, всегда нужно идти дорогою добра. Учащиеся вручают памятные медальоны гостям. | - Познакомились с новой буквой «Дэ» - Узнали, что буква «Дэ» обозначает звуки [д], [д’] - Научились читать слова с новой буквой. - Учились составлять схемы, давая характеристику звукам. - Работали с предложением. Дети показывают учителю свои бусы. Анализируют собственную деятельность за урок. Дети читают хором уже знакомое высказывание. Друзья, давайте делать добрые дела! Обращение к гостям в конце урока: Приходите снова к нам, Рады мы всегда гостям! | Регулятивные:волевая саморегуляция; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование; ответы на итоговые вопросы урока и оценивание своих достижений Умение адекватно воспринимать оценку учителя |
X. Домашнее задание (по желанию) Научиться работать с дополнительной информацией | Раньше, на Руси, буква «Д» называлась «добро», что в переводе на русский язык означало… А что она означала, вы узнаете, поработав с дополнительными источниками информации. | Учитель раздает детям задание, записанное на листке. | Познавательные УУД. Извлечение необходимой информации из дополнительных источников Индивидуальная работа |