Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Письмо заглавной буквы "З"»
Тема: Заглавная буква З.
Цель: учить писать заглавную букву З, слова и предложения с ней; развивать умения писать большую букву в именах людей, орфографическую зоркость, мышление.
Планируемые результаты:
Предметные.
Знания: научатся писать букву З, правильно располагать буквы и их соединения.
Умения: записывать слова после слого - звукового разбора с учителем, писать имена собственные, восстанавливать деформированные предложения, проверять написанное; ритмично располагать буквы на строке, воспроизводить форму букв по алгоритму.
Универсальные учебные действия.
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, предвосхищать результат.
Познавательные: ставить и формулировать проблемы,использовать общие приёмы решения задач, искать и выделять необходимую информацию из рисунков и схем, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, соблюдать правила работы в группе, паре, учитывать мнение собеседников.
Оборудование:
- прописи;
- компьютер, монитор, презентация к уроку.
Тип урока: изучение новых знаний
Ход урока:
I. Организационный момент.
Вы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться
Работать как? Старательно
А слушать как? Внимательно
Если хочешь отвечать…
Руку не забудь поднять
Если спросят?
Надо встать, громко, четко отвечать.
- Ребята, что нужно для урока русского языка? На парте у вас должны лежать пропись и пенал, синий карандаш и зеленый карандаш.
II. Мотивация.
- Сейчас вам я прочитаю стихотворение. А вам нужно очень внимательно послушать и сказать какие звуки в этом стихотворении встречаются чаще, чем другие?
Резиновая Зина
Резиновую Зину купили в магазине
Резиновую Зину в корзине принесли
Она была разиня - резиновая Зина
Упала из корзины измазалась в грязи.
- Какие же звуки часто вы слышали? ([з], [з'])
- Совершенно верно. Сегодня на уроке обучения грамоте мы с вами договорились эти два звука: звук [з] и звук [з'] обозначать на письме буквой З.
- Ребята вы прослушали стихотворение про резиновую Зину. Кто такая резиновая Зина? (Резиновая Зина - это кукла.)
- Ребята эта кукла Зина пришла к нам на урок. Вот она какая посмотрите на неё. (Повесить на доску бумажную куклу)
Зина просит нас написать ее имя. Достаточно ли наших знаний для этого? (Нет, т.к. мы не умеем писать заглавную букву З)
III. Постановка целей и задач урока.
- Какая же тема нашего урока? (Письмо заглавной буквы З)
- Откройте прописи на странице 10, скажите, что мы будем делать на уроке? (Научимся писать заглавную букву З, слоги, слова с заглавной буквой).
- Любое слово нужно писать с заглавной буквы? ( Ответы детей)
- Значит, ещё одна задача урока вспомнить правила написания слов с заглавной буквы.
- Посмотрите ниже, на сером фоне, какими буквами написаны слова? (Печатными.)
- А в прописях, какими буквами мы пишем? (Прописными).
- Какую же ещё задачу мы перед собой поставим? (Учиться списывать с печатного текста.)
IV. Работа по теме урока.
1. Рассматривание заглавной буквы З.
(На доске плакат с печатными и письменными буквами з, З)
- На что похожа заглавная буква? ( Ответы детей)
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра 3.
- Из каких элементов состоит заглавная буква З? (Из двух полуовалов).
- Одинаковые овалы по размеру? (Нет, верхний меньше)
2. Показ образца написания заглавной буквы З (Презентация показа написания буквы).
- Верхний полуовал начинаем писать чуть ниже вспомогательной строки, ведём вверх, касаемся вспомогательной строки, закругляем вправо. Не доводя до верхней линии рабочей строки выписываем полуовал. Не отрывая руки закругляем вправо, выписываем второй полуовал, касаясь нижней линии рабочей строки закругляем влево, заканчиваем писать чуть выше рабочей строки.
- Давайте мы попробуем её написать на ладошке. (Учитель показывает в воздухе классу.) Подняли все левую ладошку, правый указательный пальчик, кто левша правую ладошку и левый указательный пальчик. Поставили точку, пишем первый полуовал, и второй полуовал. Попробуйте ещё раз без показа учителя.
3. Подготовка детей к написанию буквы.
- Прежде, чем приступить к работе в тетради, давайте повторим правила посадки.
(Повторение правил посадки во время письма).
-Школьник должен полностью занимать сидение стула. Поясница и спина опирается на спинку стула. -Ноги должны опираться полной ступней на пол или на подножку парты, опора нужна для разгрузки спины. -Грудь должна находиться от края стола на расстоянии не менее 5 см. -Руки должны свободно лежать на парте, а плечи расслаблены.
4. Работа в прописи.
- А теперь напишите элементы буквы З.
- Соединяем элементы и пишем с наклоном букву З. Напишите 2 раза заглавную букву З. Сравните с образцом. Теперь допишите до конца строки.
- Оцените, как вы написали первую строчку. Возьмите карандаш и подчеркните ту букву, которая понравилась вам больше всего.
V. Физкультминутка
Буратино потянулся.
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развёл –
Ключик видно не нашёл.
Игра «Повторяй за мной».
Учитель произносит начало предложения, заканчивает чтением слогов, выполняя движения. Дети повторяют за учителем слоги и, соответственно, движения.
• Ветер завывает в лесу: «Зу-зу-зу». (Покачивают туловищем.)
• Зайчик прыгает по сугробам: «Зо-зо-зо». (Поднимают по очереди ноги.)
• Синичка тоненько пищит: «Зи-зи-зи». (Хлопают руками как крыльями.)
А теперь научимся писать слоги с заглавной буквой З.
8. Запись слов и предложений.
Слог За – нижнее соединение
Зи и Зу – верхнее соединение
- Прочитайте слово, написанное на третьей строчке. (Зина).
- Вы видели, как это слово написано печатным шрифтом, а теперь научитесь его писать (Показ образца написания имени, разбор соединений букв в нём, запись детьми).
VI. Продолжение работы над темой урока.
- Попробуйте прочитать следующую запись. (В предложении пропущены слова).
- Как называется эта запись? (Это предложение, но в нём пропущены слова).
Вам знакомо это предложение? (Да, читали в азбуке).
Какие слова пропущены в этом предложении? По смыслу и по схеме вы должны догадаться. (Зина и розы).
- Какой вид тогда будет иметь это предложение? (Сима и Зина вырастили розы).
- Прежде, чем дописать недостающие слова, дополните схемы этих слов. (Дети дополняют схемы этих слов, заштриховывают треугольники нужным цветом. После коллективной проверки схемы слова розы, учитель показывает образец его написания, дети вписывают слово Зина и розы в предложение).
- Прочитайте следующее предложение. (Какие розы?)
- Как называется такое предложение? (Вопросительное).
- Справа вы видите, печатными буквами, напечатаны слова, прочитайте их. (Белые, красные, розовые).
- Вспомните текст, который мы читали в азбуке, какие розы вырастили дети? (Красные и розовые). - Запишите этот ответ, списывая с печатного текста нужные слова. Какое слово не нужно писать? (Белые, его не было в тексте).
- С какой буквы начнётся предложение? (С заглавной буквы.)
- Какие ещё правила нужно соблюдать, записывая предложение? ( Слов в предложении пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка).
VII. Закрепление материала.
1. Работа в парах
- Поработайте в паре, составьте предложение.
(Составление предложения: "У Зои ваза.")
- Объясните, почему слово Зоя написано с заглавной буквы? (Ответы детей).
2. Запись предложения с комментированием детей.
3. Запись изученных заглавных и строчных букв.
VIII. Рефлексия.
- Скажите, какая проблема была у нас вначале урока? (Мы не могли написать слово Зина.)
- Какие задачи вы поставили перед собой? (Научиться писать заглавную букву З, слоги, слова с ней, повторить правила написания слов с заглавной буквы списывать с печатного текста). - Кто считает, что он с этими задачами справился? (Ответы детей).