Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Парные глухие и звонкие согласные звуки»
Урок русского языка «Согласные звонкие и глухие»
1 класс
Цель урока:
Сформировать представление о парных звонких и глухих согласных звуках и ввести правило проверки и написания слов с парными звонкими и глухими согласными звуками в конце слова.
Планируемые результаты:
предметные: научатся отличать парными согласными по глухости-звонкости;писать слова с парными согласными по глухости-звонкости на конце слова; овладеют последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами;
метапредметные:
познавательные : работать с учебником, отвечать на вопросы, соотносить полученные знания с примерами;
коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение; пользоваться печатными средствами;
регулятивные: овладеют способностью выполнять учебное задание в соответствии с целью; будут выполнять самопроверку;
личностные: принятие и освоение социальной роли обучающихся; развитие навыков сотрудничества со взрослыми.
Технологии: технологии системного подхода, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Методы обучения: по характеру познавательной деятельности - частично поисковый, по источнику знаний: наглядный, словесный, практический.
Формы организации деятельности: коллективная, индивидуальная.
Фомы контроля: контроль учителя, самоконтроль.
Оборудование: учебник для 1 класса - авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, карточки для индивидуальной работы, электронные таблицы, ИКТ (мультимедийный проектор).
Ход урока
Организационный момент
- Добрый день, дорогие ребята! А он обязательно станет для вас хорошим и добрым, если мы подарим свои теплые улыбки друг другу. Давай вместе проделаем маленькую гимнастику.
Потянулись! - (потягиваемся)
Встрепенулись! - (встряхиваем плечами).
Оглянулись! - (оглядываемся).
Улыбнулись! - (улыбаемся).
Актуализация знаний
а) Устная работа
- Что такое звук?
- Звук мы слышим и произносим.
- Что такое буква?
- Букву мы видим и пишем.
Перед вами таблица, назови буквы
Слайд
Н М Л Р Й Б В Г Д Ж З
П Ф К Т Ш С Х Ц Ч Щ
- Произнесите согласные звуки, которые могут быть обозначены буквами нижнего ряда
- Что вы слышите, произнося эти звуки: шум или голос и шум? (шум).
- Это глухие согласные звуки.
- Произнесите согласные звуки, которые могут быть обозначены буквами верхнего ряда.
- Что вы слышите: шум или голос и шум? (голос и шум).
- Это звонкие согласные звуки.
- Прочитайте слова (слова выведены на экран)
Слайд
кора Тима сова жар
гора Дима софа шар
- Какими звуками различаются слова каждой пары?
- Произнесите эти звуки.
- Такие согласные называются парными по глухости-звонкости звуками.
- На партах у вас лежат карточки с парными согласными, выберите необходимые:
б - п, в - ф, г - к, д - т, ж - ш, з – с
- Проверьте по образцу на экране
Слайд
- Молодцы, правильно.
б) Работа в тетради, чистописание.
- Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату. Не забывайте о правилах посадки.
- Пропишем буквы: б - п, в - ф, г - к, д - т, ж - ш, з – с.
- Отложите тетради.
Работа по теме урока
а) Работа с индивидуальными карточками
Показ №1.
У деревни зеленый лу:
На нашей грядке растет лу:
- Какой парный согласный спрятался в словах лу(г,к)?
- Правильно, парные согласные г - к. Чтобы проверить правильность написания парного согласного в корне слова, после согласного ставим гласный звук, говорим: " Нет луга, ходим по лугу; головка лука, луковица". Это проверочные слова.
Показ №2.
Вниз по речке плывет пло:
В саду на яблоне висит пло:
- Какой парный согласный спрятался в этих словах?
- Правильно, парные согласные д - т. Чтобы проверить правильность написания парного согласного в корне слова, после согласного ставим гласный звук, говорим: "На плоту, за плотом; нет плода, плоды яблони". И это проверочные слова.
Показ №3.
Нарисуем большой кру:
Даст мне руку верный дру:
- Какой парный согласный спрятался в словах кру(г,к) и дру(г,к)?
- Правильно, парные согласные г - к. Чтобы проверить правильность написания парного согласного в корне слова, после согласного ставим гласный звук, говорим: " Нет круга, в кругу; рука друга, с другом". Мы назвали проверочные слова.
- А сейчас закрепим правило. Я начну, а вы продолжите.
Для того, чтобы написать правильно парные звонкие и глухие согласные в корне слова, надо: (подобрать такое проверочное слово, чтобы после парного согласного звука шел гласный звук).
б) Продолжение работы в тетради.
- Откройте учебник на стр. 98, найдите упр. 10. Разделим слова на две группы: проверяемые и проверочные слова.
- Назовите проверяемые слова, написание какой буквы в этих словах требует проверки?
- Почему?
- Запишем сначала проверочное слово, а затем проверяемое.
Ерши – ёрш
тетради – тетрадь
снега - снег
хлеба – хлеб
призы – приз
шарфы – шарф
супы – суп
Слайд
- Поверим себя
Физминутка (Динамическая пауза «Мартышки»)
Слайд
Мы весёлые мартышки (трясем кистями рук),
Мы играем громко слишком (поворачиваемся прыжками вокруг себя),
Мы в ладоши хлопаем (хлопаем в ладоши),
Мы ногами топаем (топаем ногами),
Надуваем щечки (надуваем щеки, надавливаем ладошками и выпускаем воздух),
Скачем на носочках (скачем на носочках ног).
Оттопырим ушки (руками тянем обе ушные раковины),
Подразним мы друг дружку (строим гримасы).
А потом со счетом "Три!"
Все за партою замри! (громко считаем: "Раз! Два! Три!" Садимся на свои места)
Продолжение изучения нового материала
в) Доскажи слово (работа с индивидуальными карточками)
Показ №1.
У лисички Любки остренькие ---- . (зубки)
- Слышим [п], а пишем (б), проверяем зубики, зубы.
Показ №2.
Закрывают дети глазки, будут сниться детям --- .(сказки)
- Слышим [с], а пишем (з), проверяем сказочка, сказывать.
Показ №3.
Дружно мы возьмем лопатки, хорошо вскопаем --- .(грядки)
- Слышим [т], а пишем (д), проверяем грядочка.
Показ №4.
В тулуп и валенки одет, шел на охоту старый --- .(дед)
- Слышим [т], а пишем (д), проверяем дедушка, деды.
г) Подбор проверочных слов для парных согласных
- Подберите проверочное слово для парных согласных (работа в тетради, выполнение при контроле со стороны учителя)
упр. 12 стр.99
Круг - :, час - :, медведь - :
Слайд
Физминутка (Динамическая пауза «Мишка с куклой»)
Мишка с куклой бойко топают, посмотри! (топаем ногами под счет)
И в ладоши громко хлопают: раз! два! три! (хлопаем в ладоши)
Закрепление знаний о парных о глухости-звонкости согласных звуках
- Сейчас мы поработаем с учебником. Найдите упр.11 и прочитайте выразительно стихотворные строки.
- Назови слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и проверочные слова для них.
- Для какого слова в стихотворении нет проверочного слова? Подберите к нему проверочное слово.
- Это наше новое словарное слово: МЕДВЕДЬ. Что это слово означает? Послушай – как оно слышится, а как пишется?
Слайд
Запишите в тетради ответ на вопрос: «Что в лесу нашел медведь?»
- Мед в лесу медведь нашел.
Рефлексия
- Закройте тетради, учебники и положите на край парты.
- Наш урок подходит к концу.
- Как правильно написать парную согласную букву на конце слова?
- Закончите фразу: «Сегодня на уроке мы узнали...».
- Все ли у нас получилось?
- Оцените свою работу (смайлики).
- В дальнейшем мы продолжим работу над правильным написанием слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слова. Благодарю за работу на уроке!