Открытый урок в 1 «а» классе.
Обучение грамоте.
Тема: [д] [д']- [т] [т'].
Повторение и обобщение.
Перспективная начальная школа.
Учитель I категории: Ильина Галина Васильевна
ГБОУ СОШ №8 г.о. Отрадный
Цели:
Личностные УУД
Воспитание интереса и бережного отношения к природе.
Регулятивные УУД .
Развитие умения ставить учебную задачу, анализировать, делать выводы.
Познавательные УУД.
Формировать умение соотносить известные согласные звуки [д] [д']- [т] [т']; отличать звонкие и глухие звуки [д]- [д'] [т] -[т'] ; знание о парных звонких и глухих согласных;
навыки осознанного чтения.
Обогащать словарный запас учащихся.
Коммуникативные УУД
Формировать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, взаимодействовать с одноклассниками и взрослым.
Оборудование:
Интерактивная доска, презентация о еноте, модели звонких и глухих согласных для учителя и детей ? ?, предметные картинки с растениями и енотом, запись на доске, Веб-камера, система контроля и мониторинга качества знаний.
Ход урока.
I Организация учащихся на урок. Мотивация учебной деятельности.
Внимание! Проверь ,дружок,
Готов ли ты начать урок ?
Все ли на месте, все ли в порядке :
Модели, книга и дневник.
Все ль на месте, ученик?
II Определение целей урока.
- Посмотрите на доску. Как вы думаете чем мы будем заниматься на уроке? (сравнивать звуки, сравнивать слова, читать слова и предложения …)
- Как вы определили ? ( между моделями стоит тире, слова написаны парами… )
- Задайте вопросы, которые у вас возникли, когда вы определили, что нужно сравнивать звуки .
Дети: - Почему предлагают сравнивать звуки?
- Как мы будем сравнивать звуки ?
- Что общего в этих звуках ?
- Чем различаются эти звуки?
III Повторение пройденного материала
- Вы задали очень хорошие вопросы. Думаю, мы сможем сегодня ответить на них.
Скажите ,а что значит сравнить? ( найти сходство и различие)
- Да, на уроках чтения мы часто ищем чем похожи и чем различаются звуки. С помощью чего мы можем сравнивать звуки? ( когда мы видим буквы , мы рассматриваем их с помощью глаз. Глаза помогают сравнивать буквы. Это орган зрения; когда мы слушаем, то помогает голос и уши. Сравнивать можем с помощью органов слуха.)
IV Основная тема урока.
- Так как два звука одновременно произнести нельзя, то сначала будем работать с одним звуком.
Игра.
«Сначала поднимаю руку высоко»- звук произносим громко.
«Чуть-чуть опускаю руку ниже» - звук произносим тише.
«Опускаю руку еще ниже»- говорим еще тише.
«Опускаю руку вдоль туловища» - произносим звук шепотом.
Эксперимент.
Итак, уменьшая голос, произносим звук [д]. В четвертый раз отчетливо слышен звук [т].
- (удивленно) Вы решили произнести звук, модель которого дана справа? (нет)
- Давайте выясним, почему мы услышали звук [т].
2) Работа в парах.
- Сначала один ученик произносит вполголоса [д], а потом [т], другой ученик смотрит , одинаково ли работают губы и зубы. Затем вы поменяетесь ролями. Обсудите между собой , как работали органы речи. Поднимите руку тогда, когда понаблюдаете и подумаете.
- Итак, какую работу выполняют губы и зубы при произношении звуков [д] [т].
Дети: - Когда мы произносим звук [д], у нас открываются губы, зубы не совсем сжаты, язык упирается в верхние зубы.
- Когда произносим звук [т] , также открываются губы, зубы не совсем сжаты, язык упирается в верхние зубы.
- Эти звуки произносим почти одинаково, только, когда мы говорим звук [д], мы пользуемся голосом, а когда говорим звук [т], голоса нет.
3) Работа с моделями.
- Покажите модель, которая обозначает звонкий согласный звук ?.
При образовании звонких согласных, голосовые связки вибрируют. Так образуется голос. Это можно ощутить, приложив руку к горлу. Произнесите [д]. Понаблюдайте.
- Покажите модель, которая обозначает глухой согласный ?.
При образовании глухих согласных, вибрации голоса нет. Произнесите [т]. Понаблюдайте.
4) Опыт.
- давайте закроем уши ладошками и произнесем пару звуков. Сначала [д], а потом [т]. А теперь сначала [д'], а потом [т'].
Когда произносим [д] и [д'], то слышим, что в ушах гудит – есть звук, есть шум. Шум есть и у [т] и [т']. Но когда говорим [д] и [д'] есть шум и голос, а когда говорим [т] и [т'] есть только шум.
Вот почему, когда говорили [д] шепотом, не было голоса и он «превратился» в звук [т].
Все звуки, где есть шум и голос – звонкие. Все звуки, где есть только шум – глухие.
Наличие или отсутствие голоса – основной отличительный признак парных звонких и глухих согласных.
5 ) Игра- задание «Услышь знакомый звук».
- Покажите модель звонкого или глухого согласного в начале слова :
Даня- Таня, Дима- Тима, туман- тюлень, дятел- тянет, дело- тело, Дюймовочка –тюльпан, дёргать – терка.
6 ) Игра-задание «Договори слово и составь словечко»
Поч ти
Тру ды
Мо та
Кар да
V Закрепление пройденного материала .
Работа с текстом «Енот» (страница 52)
- - Угадайте какое слово лишнее. ( предметные картинки и слова)
Ель, клен ,енот, дуб. ( енот)
- По каким признакам вы догадались ? ( Кто? Что? ; животные, растения; один слог, два слога…)
2) Сегодня мы прочитаем текст «Енот».
Интерактивная доска. Слайдовая презентация.
Рассказ учителя : енот- дикое животное. Еноты едят ягоды и орехи, которые находятся на земле. Они так же ловят рыбу в лесных реках. Прячутся и спят они на деревьях.
Рассказ ученика ( дополнительное сведения из энциклопедии)
3)Чтение слов на доске . Словарная работа.
- Читаем, замедляя шаг
Лодырь наметил уютная
Делает метнула одеяло
Малые медная ударила
Терем ладная надломила
- А как вы понимаете слово «утомлен»?
- Читаем спокойно, но быстро.
4) – Прочитайте шепотом текст, подумайте куда шел енот и почему он торопился. Непонятные слова подчеркните.
-Читаем текст вслух.( один ученик)
-Куда же шел енот и почему он торопился ?
5) Чтение вслух по цепочке.(Веб-камера)
6) Выборочное чтение.
- Какой енот?
- Как шел домой енот?
- Отчего он устал ?
- О чем думал енот и чем он тревожился?
- Что напугало енота ?
- Что заставило енота торопиться?
- Какой дом у енота ?
- Как зовет енот своих детей?
- Что делают детишки енота ?
- В какое время года произошло описанное событие ?
7) Игра- чтение «Финиш» ( развитие скорости чтения и умение выделять основную информацию).
- Дочитайте текст до предложения «Дятел и удод улетели».
- Дочитайте текст, до нахождения ответа на вопрос «Какой дом у енота?».
- Дочитайте текст до места, где енот мгновенно оказался у норы.
VI Итог урока.
- Удалось ли нам сравнить звуки [д] [д']- [т] [т'] ?
Проверим. Система контроля качества знаний
1 слайд Звуки [д] [д']
А. гласные
В.звонкие согласные
С. Глухие согласные
2 слайд. Звуки [т] [т']
А. звонкие согласные
В. глухие согласные
С. Гласные
3 слайд. В каком слове звук [д]?
А. [д], [т] ружба
В. [д], [т] юлень
С. [д], [т] оварищ
- Что нового узнали ? (звуки , которые мы изучили , это совсем не простые согласные звуки. Это парные звонкие и глухие согласные. У звонких согласных есть шум и голос, а у глухих согласных голоса нет, есть только шум.
- Что понравилось на уроке?
- Что бы вы рекомендовали мне повторить ?