kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока Основа слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку по теме "Основа слова"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Основа слова»


Тема урока: «Основа слова»

(УМК «Школа России», учебник «Русский язык 3 класс» В.П.Канакина, В.Г. Горецкий)

Тип урока: Урок открытия нового знания

Планируемые результаты:

Предметные :

  • Формировать умения находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами основу(простые случаи), окончание, корень, приставку, суффикс;

  • Формировать умения различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

  • Формировать умение наблюдать за способами образования однокоренных слов;

  • Формировать умения подбирать слова с заданной морфемной схемой.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • Формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц, использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта;

  • Формировать умение использовать знаково-символические средства для представления информации;

  • Формировать умения осознанно использовать базовые межпредметные понятия.

Коммуникативные УУД:

  • Оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач;

  • Формировать умение понимать и принимать цель совместной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • Понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

  • Оценивать результат своей деятельности.

Личностные:

  • проявлять интерес к русскому языку.

Ресурсы урока: проектор, раздаточный материал, учебник, рабочая тетрадь.



Ход урока

  1. Организационный момент

Слайд 1 - Доброе утро, ребята, и наши уважаемые гости.

Мы рады приветствовать вас на нашем открытом уроке.

- Ребята, давайте подарим гостям улыбки и заряд хорошего настроения.


II. Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач урока.

Слайд 2

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать.

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку 5!


- Мы продолжаем изучение темы «Состав слова». На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с новой для вас частью слова. Но прежде повторим известные вам части слова.



III. Самоопределение к деятельности

Слайд 3

— Прочитайте слова.

Приставка, предлог, суффикс, корень, окончание.

— Какое слово лишнее? (Предлог.)

— Обоснуйте свой выбор. (Это часть речи, всё остальное части слова.)

— Как называют части слова? ( Морфемы)

— Назовите части слова по порядку слева направо. (выезжает паровозик)

— Почему у паровозика несколько вагончиков с окончаниями?

— А кто знает, как называется часть слова, которую мы ещё не изучили?

Сформулируйте тему урока. ( Основа слова)

Слайд 4

Цель нашего урока: сформировать умение выделять основу в словах

и разбирать слова по составу (делить на морфемы).


IV. Актуализация знаний

Слайд 5 Минутка чистописания

1) Дд оад вдв дзу Двд


2) Дунай, Домодедово, Дзю, пе . чий дроз . , де .ский са . .


3) Дочк_ слушает мам_.

– Допишите слова так, чтобы получилось предложение.

– Прочитайте полученные предложения.


Слайд 6 (Дочка слушает маму. Дочку слушает мама.)

–У всех получилось одинаково?

– Одинаковый ли смысл у предложений? Почему он изменился?

(Разные окончания на конце слов мама и дочка.)

– Мама и маму – это одно и то же слово или разные?

(Это  формы одного и того же слова.)

– Как называется изменяемая часть слова, которая образует форму

слова? (окончание)

Слайд щелчок

- Прочитайте, пожалуйста, слова. В каком столбике однокоренные слова, а в каком формы слова? (2 ст.- однокоренные, 1 ст.- формы)

дочка дочка

дочку доченька

к дочке дочурка

дочкой дочь

Найдите и подчеркните главные члены предложения. Как ещё мы называем подлежащее и сказуемое? ( основа предложения)

2. Словарная работа

Задание: объяснить значение словарного слова, не называя однокоренных слов. (дети объясняют по цепочке и записывают у доски)

Слайд 7-12


Девочка,

обед,

здравствуй,

помидор,

трактор,

самолёт (новое слово)


- Какое это слово? (сложное)

- Какие корни в этом слове? СамО лёт

- Запомним это слово с помощью приёма «Ассоциации». ( Два корня, как два крыла.

О- соединительная гласная.А не бывает. О похожа на форму корпуса самолёта.

- А ещё на какую деталь самолёта похожа О ( на окна самолёта)

- Кто знает, как называются окна в самолёте?(иллюминатор)

- Они обычно круглой формы, как буква О.

- Мы ещё вернёмся к этому слову и найдём в новые части слова.


V. Первичное усвоение новых знаний

- А сейчас давайте отгадаем необычные загадки- ШАРАДЫ. У нас должны получиться новые слова из частей слов, которые я буду называть. Внимание!


1. Слово имеет такой же корень, как и в слове дружить, приставку, как в слове поехать, суффикс, как в слове ночка, и окончание, как в слове книга.

(ученик записывает у доски и выделяет части слова - окончание, корень , приставка, суффикс.)

ПОДРУЖКА

- Что такое корень? (Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)



2. Суффикс, как в слове кормушка, окончание, как в слове реки, корень, как в слове игры.

ИГРУШКИ

- Что такое суффикс? (Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

- Какая часть слова тоже служит для образования новых слов? (приставка)


3. Приставка, как в слове подъезд, корень, как в слове вода, суффикс, как в слове зимний, окончание, как в слове белая.

ПОДВОДНАЯ

- Что такое окончание? (изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании)


Слайд 13 (слова на экране)

- Все части слов мы с вами выделили, а где тогда прячется ещё одна часть слова, которая называется ОСНОВА? (ответы детей)


Слайд 14

- Верно. Основа слова – это часть слова без окончания.

- Какие части слова могут входить в основу?


Слайд 15 (в словах выделяем основу) + слово САМОЛЁТ


Слайд 16Стихотворение про основу


Слайд 17

-Что можно рассказать о слове по этой схеме? ( Основа может быть равна корню)


VI. Физкультминутка

Динамическая


VII. Первичная проверка понимания

Слайд 18

Упр. 179 (с. 95).

— Прочитайте текст. О ком в нём говорится?

— Что нового вы узнали из текста? Как ящерка спасается от врагов?

— Ребята, а какие слова нам говорят о том, что ящерица нравится автору?

— Выполним задания.

— Прочитайте однокоренные слова с корнем ящер-. (Ящерица, ящерята, ящерка.)

— Назовите формы одного и того же слова. (Ящерица, ящери­цей, ящерицу.)

— Выделить все части слова.

— Какая основа у однокоренных слов? (разная)

— А у форм слов? (одинаковая)

(Двое обучающихся выполняют это задание на доске.)

— 1 предложение разобрать по членам.


Ящерица лежала на камне4.



Слайд 19

— Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любо­знательных» на с. 96.

— О чём может рассказать словообразовательный словарь?

Слайд 20

Алгоритм Как найти основу


VIII. Первичное закрепление


Слайд 21-22

  1. Работа в парах

Разобрать слова по составу

звонит наушники подарок

лось зелёный повар






п од


снеж

ник

-

-

д ень


-

-














(Самостоятельное выполнение.Проверка.)


  1. Работа в группах


Прикроватная, золото, косточка, синий, походка, безбилетник, книжка,

пёрышко, загородный, сапог, яблоко, игрушка, слонята, подлокотник.



1 группа: Подобрать слова к данной схеме




2 группа: Подобрать слова к данной схеме




3 группа: Подобрать слова к данной схеме




4 группа: Обсудите, правильно ли выделены в первом слове приставка, во втором – корень, в третьем – суффикс, в четвёртом - окончание.

Пододеяльник, красота, школьник, весёлые.



5 группа: Подберите слова к схеме , где окончание нулевое.


Проверка работ( по упр. на диске) и зачитывают ответы.




IX. Подведение итогов урока. Рефлексия

Работа с тестом устно в форме игры  "Да-нет" ( "да"– хлопаем, "нет" -нет)

– Приставка – часть речи? (Нет.)

– Окончание – изменяемая часть слова? (Да.)

– Окончание входит в основу слова? (Нет.)

- Суффикс стоит после корня? (Да)

– Окончание служит для связи слов в предложении? (Да.)

– С помощью изменения окончания образуются новые слова? (Нет.)

- Чтобы найти основу, нужно отделить приставку? (Нет)

- Основа может состоять только из одного корня? (Да)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока Основа слова

Автор: Уразова Латифа Сабировна

Дата: 11.12.2025

Номер свидетельства: 678785

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока русского языка "Основа слова" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-osnova-slova"
    ["file_id"] => string(6) "148903"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419873792"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока русского языка по теме "Основа слова и его окончание" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-osnova-slova-i-iegho-okonchaniie"
    ["file_id"] => string(6) "104351"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402684660"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока "Какие слова называют родственными?""
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekturokakakiieslovanazyvaiutrodstviennymi"
    ["file_id"] => string(6) "271709"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451741820"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока "Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие - на вопрос что?" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-kakiie-slova-otviechaiut-na-vopros-kto-a-kakiie-na-vopros-chto"
    ["file_id"] => string(6) "137325"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417337542"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА "СВЯЗЬ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ" "
    ["seo_title"] => string(73) "razrabotka-konspiekta-uroka-russkogo-iazyka-sviaz-slov-v-slovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "124722"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414772628"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства