Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающий мир 4 класс»
Открытый урок
Класс: 4 а
Учитель: Забавина К.В.
Предмет: «Окружающий мир»
Тема урока: Солнечная система.
Тип урока: Урок изучения новых знаний
Дидактическая цель: создать условия для успешного усвоения темы «Солнечная система»
Задачи: личностные: формирование норм нравственного - эстетического поведения в разных формах работы
метапредметные:
- формирование умения слушать и слышать учителя (одноклассников);
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение).
- умение работать с различными источниками информации;
- формировать навык делового сотрудничества, само – и взаимоконтроля;
- способствовать когнитивному развитию
предметные: - повторение ранее изученного материала о Солнечной системе, углубление знаний, связанных с ее происхождением;
- развитие коммуникативных УУД.
Основные методы:
по виду источника информации:
словесные (объяснение, беседа с учащимися пересказ учащихся);
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная
система контроля:
-контроль учителя
-самоконтроль
-взаимоконтроль
В данную методическую разработку входят:
Конспект урока поэтапным описаниями и рекомендациями по работе с презентацией;
Приложение: дидактический материал; карточки с вопросами, домашним заданием, тема урока, список слов, «светофор», тест, кроссворд;
Ход урока
I. Организационный момент
Цель организационного момента:
подготовить обучающихся к работе на уроке, включить их в учебную деятельность.
Учитель: (звучит музыка) - Ребята! Какое настроение передает музыка? (веселое, радостное, солнечное) Пусть у вас на уроке будет такая же улыбка, как у этого солнышка.
II. Постановка учебной задачи. (Подготовительная работа. Повторение изученного).
- О чём идёт речь в этой загадке?
Загадка: Жизнь всему оно даёт,
Свет, тепло на землю льёт.
Выгляни в своё оконце –
На небе сияет … (солнце)
- Конечно о Солнце. Что мы знаем о Солнце?
(Это ближайшая к Земле звезда; раскалённый газовый шар; излучает тепло и свет)
- А что нового вы узнали о Солнце на предыдущих уроках окружающий мир?
(У древних славян был Бог Солнца).
- Что можете рассказать о древних славянах и Солнце?
- Откуда мы можем получить эту информацию сейчас, чтобы освежить память? (Из учебника) - У. с. 17 (1 абзац).
- Как быстро найти нужный текст? (Посмотреть содержание).
- Древние славяне и другие народы обожествляли Солнце. В древности некоторые племена Южной Америки называли себя детьми Солнца. Египтяне восхваляли бога Солнца — Амон-Ра.
Сообщение ученика:
А у древних греков существовала легенда о боге Солнца — Гелиосе. Наблюдение за природными явлениями позволяли людям уже в те далекие времена сделать вывод, что жизнь на Земле невозможна без Солнца, которое постоянно излучает свет и тепло. По этому люди с давних пор не только обожествляли Солнце, но и изучали многообразный мир Вселенной.
- Как называются тела, которые вращаются вокруг Солнца?
(планеты)
- А всё вместе Солнце, планеты, другие небесные тела – как можно назвать одной фразой? Это и будет темой нашего урока. (Солнечная система.)(если затрудняются, можно предложить посмотреть в учебнике)
- Где можно узнать название темы урока? (содержание, параграф).
- Тема нашего урока: «Солнечная система».
III. Формулировка темы урока и задач.
- Посмотрите на слова, записанные на доске Скажите, все ли значения слов вам известны, а о каких вы хотели узнать?
Астроном
Астрономия
Кометы
Метеорные тела
Високосный год
Плазма
Солнце
Вселенная
- Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы.
- Вот на эти вопросы мы постараемся с вами получить ответы к концу урока. (См.Приложение)
Кто такие астрономы?
Что такое Вселенная?
Какие тела называют астероидами, кометами, метеорными телами?
Что такое плазма?
Какой год называют високосным?
- Я раздам вам памятки с вопросами, в течение урока, когда мы получим ответ на вопрос, обведите номер этого вопроса.
IV. Открытие нового.
Астрономы
- Люди давно живут на Земле. Когда-то никто из них не умел читать и писать, тогда родители показывали детям звёзды и палочкой рисовали на песке узоры созвездий. Звездное небо было первой Великой Книгой, которую люди учились читать и понимать. А потом, много лет спустя, появилась наука о звездах и других светилах, которая называетсяастрономия в переводе с греческого языка означает астрон – звезда, номос – закон
- Наука развивалась и многие тайны Вселенной, которые она хранила разгаданы. Мы сегодня только прикоснемся к некоторым из них.
- Ребята, как вы думаете, как называют людей, которые занимаются изучением науки АСТРОНОМИИ? (астрономы)
- Где вы можете проверить правильность своего ответа? (в Т.словаре) Проверьте себя.
- На какой вопрос получили ответ? Обведите номер вопроса.
Вселенная
- Послушайте стихотворение С.Михалкова
К далёким планетам Пути пролегли – По трассам Вселенной Летят корабли. По трассам Вселенной Ведут корабли Отважные люди Земли. С.Михалков
- О чём это стихотворение?
- Кто из вас знает, что означает слово «вселенная»? Выскажите своё предположение.
- Как нам узнать, правы ли мы?
- Найдите в учебнике на стр. 51(1 абзац) информацию о вселенной.
- Скажите, своими словами, что вы узнали о вселенной? (Это множество звёзд, планет и других небесных тел).
- На какой вопрос получили ответ?Обведите номер вопроса.
астероиды, кометы, метеорные тела
- Ребята, когда вы говорили о вселенной, то назвали звёзды, планеты и другие небесные тела. Как вы думаете, что это за тела такие? Как мы можем проверить своё предположение? Найдите в информацию. (работа по учебнику стр. 51, 2 абз) В ПАРАХ.
- Какие названия небесных тел вы узнали, прочитав текст в учебнике? (астероиды, кометы, метеорные тела)
- А значение этих слов вы знаете? Каждая пара выберите одно из этих слов и подготовьте сообщение, что это слово означает? (ищут значение слов по Т. Словарю и зачитывают).
- Ребята оцените работу своей группы по этому заданию, что будите учитывать? (Слаженность, быстрота, правильность) сигнальные карточки
- На какой вопрос получили ответ?Обведите номер вопроса
ФИЗМИНУТКА
Соотношение размеров Земли и Солнца.
- Посмотрите, что я принесла! (Яблоко и бисер)
- Модель чего я хочу показать, учитывая тему урока? (Солнца)
- Вот эта голубая точка, модель чего? (Земли)
- А этим действием, что я хочу сравнить? (Размеры Солнца и Земли)
- Понаблюдайте за моими действиями и сформулируйте вывод о размерах Земли по отношению к Солнцу и Солнца по отношению к Земле. Какую вы видите разницу в размерах между точкой и яблоком, такая же разница между землёй и Солнцем.
- На какой вопрос вы получили ответ? Обведите номер вопроса.
Какая разница в размерах между Землёй и Солнцем?
- Давайте добавим его к тем, которые мы задавали в начале урока?
Пазма и образование Солнца.
- Ребята вспомните, в 3 классе мы говорили на уроке по теме «Вещества». На примере воды, скажите в каких трёх состояниях могут находиться вещества? (Твёрдое, жидкое, газообразное)
- А это состояние можно отнести к одному из трёх названных? Сделайте вывод. (Есть ещё четвёртое состояние)
- А что это за состояние вещества? Возникла проблема, как найти решение? (В учебнике стр. 52, 1 абз. чтение ВСЛУХ)
- Сделайте вывод, о какое новом состояние вещества мы узнали?
ВЫВОД: В природе существует четвёртое состояние вещества – ПЛАЗМА или звёздное вещество, состоящее из газа и космической пылиЮ
- На какой вопрос ответили? Обведите номер вопроса.
V. Закрепление.
- Ребята, прочтите вопросы по памятке и с помощью сигнальных карточек, оцените себя, сможете ли вы сейчас мне дать ответы на эти вопросы. (Карточки сигнальные).
- А теперь ребята выполните тест самостоятельно.(Работают индивидуально по карточкам, выполняют тест).
- Давай те проверим насколько хорошо мы сегодня поработали! Выполнив тест «Звёздная россыпь» проверим, как вы справились с тестом самостоятельно. (ВЗАИМОПРОВЕРКА)
- А теперь каждый оцените свои знания по новой теме. (Карточки сигнальные, на доске «светофор» - см. Приложение.)
У кого из вас совпал цвет карточки за тест, с цветом карточки, который вы показали перед проведением теста? У кого нет? Почему? Какой вывод можно сделать?
VI. Итог урока.
Быстро пролетел урок,
Подведём быстрей итог!
Чем сегодня занимались?(Ответы детей)
В чём с охотой упражнялись?(Ответы детей)
Что узнали и познали,
Почему умнее стали?
- Какая у нас сегодня тема урока? (Солнечная система)
- Какие цели мы перед собой ставили?
- Достигли ли мы желаемого?
- На все вопросы получили ответы?
- На оставшийся вопрос вы найдёте ответ самостоятельно, при подготовке д/з к следующему уроку.
- Ребята, а где в жизни могут вам пригодиться полученные знания на этом уроке?
VII. Рефлексия.
- У вас сегодня на столах красивые сигнальные карточки, с помощью них вы оцените урок, понравился ли он вам. С помощью этих звёзд мы украсим импровизированную вселенную.
VIII. Д.з. (Всем)
У. с. 49-53, выписать в тетрадь ответы на вопросы в памятках.