Этап урока | Образовательная задача этапа | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации учебной деятельности | Дидактические средства и интерактивное оборудование | Формы контроля | Предметные | Метапредметные | Личностные |
1.Мотивация и самоопределение к учебной деятельности | Психологический настрой детей на работу, мотивация к учебной деятельности | Беседа | Здравствуйте ребята, меня зовут Елена Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Мы вновь вошли в наш светлый класс, Я рада видеть каждого из вас. Нам будет здесь уютно и тепло, Вы знанья новые усвоите легко. | Приветствуют друг -друга, учителя Слушают стихотворение | Фронтальная | Презентация | Внешний | | | Самоорганизация. Воспитывать положительное отношение к урокам окружающего мира |
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном учебном действии | Подготовка детей к теме. Определить опорные знания | Беседа | -А начнем мы наш урок с разминки: - Как называют животных, которые кормят своих детей молоком? - Как называется группа животных, имеющих оперенье? -Как называют животных, у которых есть плавники и жабры? Стрекозы, гусеницы, бабочки – это……..? - Жабы, лягушки – это ….----? Почему их называют земноводными? - Как называют животных, которые передвигаются ползком? -Какие группы животных мы не назвали? -Ребята, на что вы обращали внимание, когда объединяли животных в группы, в классы? На доске появляются карточки со словами названий групп - Млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, как назвать эту группу одним словом? Возьмите конверт с карточками. Разложите на парте картинки с изображением животных. Покажите среди них представителей каждого класса, каждой группы. Млекопитающие – волк, лев, кот, лось, , корова,.( летучая мышь лиса белка) Птицы – сова, , (фазан петух, пингвин, гусь) Рыбы – щука, карась или плотва. (, кит) Насекомые – гусеница, стрекоза, кузнечик Земноводные –лягушка. Пресмыкающиеся –крокодил Давайте вспомним, без чего не могут жить животные? | Учащиеся отвечают на заданные вопросы (млекопитающие) (птицы) (рыбы) (насекомые) (земноводные) (могут жить и в воде и на суше) (пресмыкающиеся, рептилии) (паукообразные-скорпион, паук;, моллюски – улитка, осьминог, слизень(представители класса)) (на строение тела, чем оно покрыто, НА ЕГО ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ) ЖИВОТНЫЕ Раскладывают картинки с изображением животных (Без воздуха, без воды, без пищи) | Фронтальная | Презентация | Внешний | Выявлять существенное: осознавать познавательную задачу; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. | Целеполагание, определение темы урока. | Умение слушать. |
3. Построение проекта выхода из затруднения | Организовать формулировку темы, цели урока с помощью учителя | | Сегодня мы подробнее поговорим о питании животных. -Чем могут питаться животные? . Назовите части растений. А кто знает, как называют животных в зависимости от того, чем они питаются? Как вы думаете, над чем мы будем сегодня работать? -Скажите, как можно назвать животных, питающихся растениями? А если они питаются мясом? Мы будем говорить о хищниках и растительноядных животных - А еще мы научимся по внешнему виду определять, чем питается каждое животное. Вот мы и подошли к теме нашего урока: Растительноядные и хищные животные. | (Листьями, стеблями, ветками, зернами, семенами, орехами, плодами, мясом), т.е. растениями и мясом. КОРЕНЬ СТЕБЕЛЬ ЛИСТ ЦВЕТОК ПЛОД СЕМЕНА (растительноядные) (хищники) | | Презентация | Внешний | Организация внимания | Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Умение слушать учителя, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач |
4. Реализация построенного проекта | Организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога | | «Составим кластер» с помощью рисунков, чем питаются растительноядные животные, а чем хищники. У кого из животных есть зубы, перетирающие траву? Сравните зубы грызуна и насекомоядного животного. У грызуна передние зубы большие и крепкие, у насекомоядных все зубы мелкие. - Чем питается это животное? . - Какие у него зубы? Клыки большие и острые, чтобы удерживать добычу. Резцы с режущей поверхностью, чтобы разрывать добычу и разгрызать кости. - Обратите внимание на лапы животных. Для чего хищникам такие мощные когти? - Как вы думаете, какими качествами должны обладать хищники, чтобы выслеживать и хватать добычу? Не зря говорят: Хитрый как….. (лиса). Храбрый как … (лев). - Какими качествами должны обладать растительноядные животные, чтобы спастись от хищников? Недаром говорят: Быстрая как …(лань). Трусливый как …(заяц). В чем отличие растительноядных животных от хищных? | Растительноядные - Листья стебли плоды семена корни Хищники - червяк ящерица рыба антилопа (картинки) (картинки) У растительноядных Например: Заяц, хомяк, белка, мышь, слон, верблюд, бегемоты, жирафы. Это тигр. Он питается другими животными, т.е. мясом Ответы детей Выносливые, сильные, с развитым слухом, зрением, обонянием. Быстротой, ловкостью, хорошим слухом и т.д. Растительноядные питаются - Листьями, стеблями, плодами, семенами, корнями, овощами и фруктами Хищники - Другими животными Внешние признаки Сильные передние зубы Сильные клыки Лапы с небольшими когтями Мощные лапы с сильными когтями | | Презентация | Внешний | Структурировать учебный материал, выделять в нем главное | Сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения; | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного |
5. Физминутка | | | У оленя дом большой. Он глядит в свое окошко. Зайка по полю бежит, В дверь ему стучит. Тук-тук, дверь открой, Волки гонятся за мной. Зайка, зайка, забегай, Лапу мне давай. - Почему волки гонятся за зайцем? | Волки – хищники. Они питаются зайцами. | | Презентация | Внешний | | | Проводить физическую разгрузку в ходе работы. |
6. Первичное закрепление | Учить самоорганизации при выполнении учебного задания | | Откройте учебник на с.68 Рассмотрите картинку в учебнике и скажите, к какой группе животных относились предки человека. . - Рассмотрите рисунки ниже. Кого вы видите? Что общего между ними? Чем они различаются? | К растительноядным Тигра, гусеницу, зайца. Они животные, относятся к живой природе. Пища у них разная. Заяц питается травой, корешками растений, корой деревьев. Гусеница -листьями. Тигр- – другими животными или мясом. | | Презентация | Внешний | Умение на практике использовать полученные на уроках знания | Использовать информацию для решения учебной задачи | Структурировать учебный материал, выделять в нем главное |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | | | Задание на с.69 Определи, кто чем питается. Соедини их линиями. Подчеркни хищников. | Выполняют задание | | Презентация | | | | |
8. Рефлексия | Способствовать становлению умения делать выводы, оценивать свою деятельность | Беседа | 1. Самым интересным на уроке для меня было…? 2. Я научился…? 3. Теперь бы я хотел ещё узнать…? 4. Мне не понравилось…? 5. Мне понравилось…? | Оценивают свою работу на уроке | Фронтальная | Презентация | Внешний | Формируем умение обобщать, делать выводы | Контроль сравнения результата с эталоном | Умение образно излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку |