Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира "Природные разрушители"»
Тема урока: Природные разрушители
Цель:
- Ознакомить ребят с особенностями грибов и их ролью в природе.
Познавательные УУД
1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2.Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование: иллюстрации грибов, плесень на хлебе, дрожжи, плакат «Природные разрушители» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса», презентация.
I. Организационный момент.
- Сегодня мы откроем тайну,
Ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет земных чудес необычайных
Узнаем мы за полчаса.
ΙΙ. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
- Какими признаками обладают все живыеорганизмы?
(Живые организмы дышат, растут, размножаются.)
- По каким признакам различают растения и животных? Чем они отличаются?
Растения Животные
(Растения создают органическое вещество, цветут, не двигаются.)
Растения:
- фотосинтез
- не двигаются
- Цветут не все растения.
(Животные могут двигаться, заглатывать и переваривать пищу, чувствовать.)
Животные:
- двигаются
- заглатывают и переваривают пищу
- чувствуют
- Кто выполняет работу разрушителей («мусорщиков») в экосистеме?
(Работу разрушителей выполняют микробы, дождевые черви, раки, грибы и другие живые организмы.)
IΙΙ. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
-Почему Лена считает, что грибы – это растения?
(- не двигаются, растут, нет хлорофилла)
- Почему Миша считает, что грибы – это животные?
(растут, нет хлорофилла)
- Чем отличаются мнения Лены и Миши?
- Какой возникает вопрос?
(Грибы – это растения или животные?)
- Какую цель мы поставим сегодня на урок?
VΙ. Совместное открытие знаний.
1. Беседа.
– Чем похожи грибы на растения? Как растут?
(Грибы, как и растения, растут постоянно.)
– Чем похожи грибы на животных? Как питаются? (Грибы питаются готовыми органическими веществами.)
– Где растут грибы? Почему на почве? На чём ещё могут расти грибы, кроме почвы?
Вот посмотрите – это также грибы (демонстрация плесени на хлебе). Почему это возможно?
(Грибы растут в лесу, на поверхности почвы. Они растут на испорченных продуктах. Они разрушители – перерабатывают органические вещества.)
- Почему тема урока «Прирождённые разрушители»?
2. Работа в учебнике.
– Прочитайте текст на с. 120. Из каких частей состоит тело гриба?
(Тело гриба – грибница. Состоит из длинных клеток.
На грибнице вырастают плодовые тела, в них созревают споры.
Так гриб размножается.)
– Какие особенности помогают грибам выполнять роль разрушителей?
(Их тело состоит из тонких длинных нитей.
Клетки грибницы впитывают растворённые вещества.)
– Как мы ответим на вопрос урока?
(Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным.
Это отдельная группа.)
- Посмотрите на рисунок в задании 1.
- Сколько грибов на рисунке? (работа в парах).
- Проверьте свои ответы, прочитав текст учебника (это один организм).
- Где находится основная часть гриба? Как она называется? (грибница, находится под землей).
- Грибница состоит из множества ветвящихся нитей толщиной в одну клетку. Таким образом, каждая клетка гриба всасывает питательные вещества почти всей поверхностью.
У огромного количества грибов наружное пищеварение, поэтому они успешно разрушают остатки других живых организмов. Не забывайте, они - прирожденные разрушители.
Если грибница - основная часть гриба, то зачем вырастает надземная часть, которую мы и называем грибом?
(Плодовое тело нужно для размножения, на нем созревают споры.)
– Какие грибы встречаются в природе?
Используя рис. на с. 121, расскажите, где встречаются и каково значение грибов.
(Грибы портят зерно и древесину деревьев, но и приносят пользу – используются в производстве хлеба).
3.Доклады учащихся (плесень, дрожжи).
- Можем ли мы столкнуться с грибами на кухне? (На продуктах появляется плесень: серая, сизая, голубая, желтая).
Узнаем об этом подробнее из докладов.
- Как человек использует плесневые грибы? (Из них получают лекарства - антибиотики.)
4. Физкультминутка
Влез опенок на пенек,
Простоял один денек.
На ветру качался,
Резко наклонялся.
Тоненький, тоненький,
Ножка, что соломинка!
А потом склонился
И совсем свалился.
V.Первичное закрепление.
- Большую радость доставляют нам съедобные грибы. Важно научиться различать съедобные и ядовитые, несъедобные грибы.
Назовите съедобные грибы.
Необходимо соблюдать правила «грибной» охоты.
Составьте такие правила и объясните их.
Составьте памятку грибника (работа в парах)
Гриб необходимо аккуратно срезать, чтобы не повредить грибницу.
Собирать только съедобные грибы.
Если ты не знаешь, какой перед тобой гриб – не бери его.
Ядовитые грибы надо знать в «лицо».
Нельзя собирать грибы вблизи от дорог, крупных заводов, в черте города.
(Разрушают остатки живых организмов и превращают их в минеральные вещества, нужные для растений)
-Грибы – это растения или животные?
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
Источники:
1.Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир. 3 класс. Ч. 1 «Обитатели Земли». М.: ООО «Баласс» 2013 год
2.Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли») для 3-го класса. М.: ООО «Баласс». 2013 год
3.Вахрушев А.А., Родыгина О.А. Методические рекомендации для учителя. Окружающий мир. («Обитатели Земли»). 3-й класс. М.: ООО «Баласс». 2003 год
4. Тимофеева О.А. Окружающий мир, 3 класс: Поурочные планы по учебнику Вахрушева А.А. «Обитатели Земли». Волгоград: Издательство «Учитель». 2012г.
5. Презентация «Прирождённые разрушители» (Автор Устинова М.А., ООО «Баласс». 2013 год)