3. Воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира; осознание ценности всех живых существ в природе.
Универсальные учебные действия:
Предметные:
- выделить грибы в особое царство;
- знать строение грибов;
- расширить представление о разнообразии грибов;
- уметь различать съедобные и несъедобные грибы;
- уметь правильно собирать грибы.
Личностные:
- осознавать значение грибов для леса;
- формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- формировать способность вести диалог на основе взаимного уважения.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; контролировать и оценивать свои действия, проявлять инициативность и самостоятельность.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать других, договариваться друг с другом при работе в группе.
Познавательные УУД: учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке вас ожидает много новых открытий и интересных заданий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2. Постановка учебной задачи, формулировка темы урока.
- Сегодня наш урок посвящен одному из удивительных представителей царства природы.Отгадайте загадку:
С виду он похож на зонтик, Только меньше во сто крат. Коль гроза на горизонте, Он бывает очень рад. Если дождик и тепло, Он считает - повезло! (гриб)
- О чём мы сегодня будем говорить? (о грибах). Это тема нашего урока.
- А какую учебную задачу мы поставим на уроке? (познакомиться с миром грибов)
- Сегодня мы более подробно познакомимся с удивительным миром грибов.
- Зачем нам знакомиться с грибами? (Недостаточные знания людей о грибах приводят к тяжёлым отравлениям, а иногда и смерти.)
3. Решение учебных задач, изучение нового материала.
- Грибы - это часть живой или неживой природы? Почему?
Если это часть живой природы, то к какой группе мы его отнесем к растениям или к животным?
- Давайте разберемся.
-Может, грибы – это растения? Что есть у растений? (они зеленые, у них есть цветы, семена, плоды, стебли, листья и корни, а у грибов – нет).
- А может - животные? (животные передвигаются и заглатывают пищу, а грибы этого не могут).
- Наука, которая изучает грибы, называется микология. Учёные-микологи несколько веков не могли решить: что это вообще такое. Сначала грибы были отнесены к растениям, потом к животным. По составу углеводов и минералов грибы находятся ближе к растениям, а по содержанию белков – к животным, и только в 1960 году грибы были выделены в отдельное, обособленное третье царство - Царство грибов.
- Давайте поближе познакомимся с грибами – интересными и необыкновенно привлекательными представителями живой природы.
- Грибы можно встретить в самых различных местах – в пресной и морской воде, в поле и саду, на лугу, в горах и в городе. Среди них есть микроскопические виды, есть и гиганты. . Например, в 1988 году в Японии был найден гриб неимоверных размеров. Он не мог уместиться ни в каком кузовке, и для доставки потребовался грузовик. Когда великана взвесили, удивились еще больше – он потянул на 168 кг.
- Многие грибы растут только в лесу. «Леса нет, и гриб не родится» — говорится в русской народной пословице. Вот почему чащевсего мы идем за грибами именно в лес.
- Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами? Какие грибы вы собирали?
- Как вы думаете, много ли видов грибов существует? Конец формы
- На нашей земле насчитывается около 120 тысяч видов различных грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов, более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях.
4. Работа в группах.
- Узнайте гриб по фотографии, соотнесите с названием.
Проверка.
4. Знакомство со строением грибов.
- Давайте познакомимся со строением грибов.
- Из каких частей состоит видимая часть гриба́? (шляпка и ножка)
- Что находится под землёй? (грибница).
- Откройте учебник на стр. 126. Рассмотрите строение гриба́.
- Грибы, которые имеют шляпку и ножку называются «шляпочные грибы».
- Предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма о шляпочных грибах. Фильм
- Что вы узнали из фильма?
- Как называется наземная часть грибов? (плодовое тело)
- Чем питаются грибы? (готовыми органическими веществами, из перегноя почвы)
- Какие бывают шляпочные грибы, в зависимости от шляпки? (пластинчатые и трубчатые)
- Какая часть самая главная? Без чего гриб погибнет? (грибница)
- Как размножаются грибы? (спорами)
5. Связь грибов и растений. Работа по учебнику.
-Есть гриб подберезовик, подосиновик. Почему в названия грибов включены названия деревьев? (Каждый гриб предпочитает расти под своим деревом.)
- Ребята, а как вы думаете, почему грибы растут под деревьями?
- Давайте об этом прочитаем в учебнике на стр. 126-127 (3-4 абзацы)
- Ответить на вопрос: «Существует ли взаимосвязь между грибами и деревьями?»
- Как помогают грибы деревьям?
6. Значение грибов в природе и жизни человека.
- Если в лесу не станет грибов – лес начнёт болеть.
- Грибы в природе играют очень важную роль. Какую? - Участвуют в круговороте веществ в природе, в разложении остатков животных и растений. Не будь грибов, ежегодно опадающие листья, хвоя, ветки накопились бы в огромном количестве и препятствовали возобновлению леса.
Повышают плодородие почвы
Улучшают рост растений
Являются пищей и лекарством для животных.
- Итак, мы выяснили, что грибы необходимы природе.
- А только ли пользу приносят грибы лесу? Может, есть грибы, которые наносят вред деревьям? Да, есть. Это грибы-трутовики, они разрушают древесину, делая её трухлявой.
- А как использует грибы человек?
- Грибы содержат много полезных для человека питательных веществ и витаминов. Люди их солят, маринуют, жарят, сушат, варят из них супы, пекут с грибами пироги, добавляют в салаты. Специалисты считают, что грибы – это хлеб, рыба и мясо. «Царь грибов» боровик в сушеном виде в двое калорийнее яиц, в трое мяса и рыбы, и в пятеро – картофеля.
- Среди полезных есть грибы дрожжи. Кто слышал про такие грибы? Где они применяются?
Эти грибы применяются в хлебном производстве. Именно они делают тесто пышным и воздушным.
Ещё один полезный гриб – пеницилл. А про этот гриб вы что-нибудь знаете?
Вы когда-нибудь видели плесень? Это и есть пеницилл. Из него делают известное во всём мире лекарство пенициллин. Это лекарство лечит сильные воспаления и спасает жизнь многим людям.
7. Физминутка
-Ребята, как вы понимаете поговорку «Всякий гриб в руку беру, да не всякий в корзинку кладу»?
-Да, грибы бывают съедобные (мы употребляем их в пищу без опаски)
и несъедобные. Они очень опасны. Такие грибы надо хорошо знать и научиться отличать их от съедобных грибов.
- Какие это грибы? (мухомор, бледная поганка, ложный опенок).
8. Работа в группах.
- Прочитайте текст и обсудите в группах.
Два мальчика, Миша и Дима, пошли в лес за грибами. В лесу они разошлись в разные стороны. Дима набрал полную корзину крепких белых грибов и пошел в условленное место. Выйдя на поляну, Дима увидел друга с корзиной полной мухоморов. « Ты зачем набрал мухоморов?» - удивленно спросил Дима. «Я их собрал, чтобы другие не отравились» - ответил Миша.
Правильно ли сделал Миша? Давайте обсудим.
-Зачем нужны несъедобные грибы? (Некоторые несъедобные грибы употребляют в пищу животные: сороки, белки. А лоси проглатывают эти грибы целиком. Мухоморы для лосей являются лекарством).
9. Правила сбора грибов.
- А чтобы нам не отравиться грибами, нужно соблюдать правила сбора грибов! Давайте прочитаем эти правила и объясним каждый пункт памятки.
· Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться.)
· Не знаешь гриб – не бери его! (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб.)
· Не собирай грибы у дорог и предприятий! (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества.)
· Не собирай старые, перезрелые грибы! (м.б. ядовиты, в них скапливаются продукты разложения, заводятся черви.)
· Срезай гриб ножом или осторожно выкручивай. (Чтобы не повредить грибницу.)
С правилами сбора грибов мы познакомились, теперь остается только их соблюдать.
10. Рефлексия учебной деятельности
- Какую цель ставили на уроке? (познакомиться с миром грибов)
- Много ли узнали о грибах? Что показалось особенно интересным?