kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Тема урока: «О грибах»
  • Тип урока: изучение нового материала
  • На уроке учащиеся узнают о грибах, как отдельном царстве природы; их значении в природе и жизни человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира»

Пилюкова Наталья Викторовна


Конспект урока окружающего мира в 3 классе

УМК «Планета знаний»

Учебник «Окружающий мир», авт. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов


Тема урока: «О грибах»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: дать представление о грибах как отдельном царстве природы.

Задачи:

1. Сформулировать признаки грибов как отдельного царства природы, их значение в природе и жизни человека.

2. Развивать внимание, память, мыслительные операции, активизировать словарный запас.

3. Воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира; осознание ценности всех живых существ в природе.


Универсальные учебные действия:


Предметные:

- выделить грибы в особое царство;

- знать строение грибов;

- расширить представление о разнообразии грибов;

- уметь различать съедобные и несъедобные грибы;

- уметь правильно собирать грибы.


Личностные:

- осознавать значение грибов для леса;

- формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- формировать способность вести диалог на основе взаимного уважения.


Метапредметные:

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; контролировать и оценивать свои действия, проявлять инициативность и самостоятельность.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать других, договариваться друг с другом при работе в группе.

Познавательные УУД: учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.




Ход урока


1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке вас ожидает много новых открытий и интересных заданий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.


2. Постановка учебной задачи, формулировка темы урока.

- Сегодня наш урок посвящен одному из удивительных представителей царства природы. Отгадайте загадку:

С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает - повезло! (гриб)


- О чём мы сегодня будем говорить? (о грибах). Это тема нашего урока.

- А какую учебную задачу мы поставим на уроке? (познакомиться с миром грибов)

- Сегодня мы более подробно познакомимся с удивительным миром грибов.

- Зачем нам знакомиться с грибами? (Недостаточные знания людей о грибах приводят к тяжёлым отравлениям, а иногда и смерти.)


3. Решение учебных задач, изучение нового материала.


- Грибы - это часть живой или неживой природы? Почему?

Если это часть живой природы, то к какой группе мы его отнесем к растениям или к животным?

- Давайте разберемся.

- Может, грибы – это растения? Что есть у растений? (они зеленые, у них есть цветы, семена, плоды, стебли, листья и корни, а у грибов – нет).

- А может - животные? (животные передвигаются и заглатывают пищу, а грибы этого не могут).

- Наука, которая изучает грибы, называется микология. Учёные-микологи несколько веков не могли решить: что это вообще такое. Сначала грибы были отнесены к растениям, потом к животным. По составу углеводов и минералов грибы находятся ближе к растениям, а по содержанию белков – к животным, и только в 1960 году грибы были выделены в отдельное, обособленное третье царство - Царство грибов.

- Давайте поближе познакомимся с грибами – интересными и необыкновенно привлекательными представителями живой природы.


- Грибы можно встретить в самых различных местах – в пресной и морской воде, в поле и саду, на лугу, в горах и в городе. Среди них есть микроскопические виды, есть и гиганты. . Например, в 1988 году в Японии был найден гриб неимоверных размеров. Он не мог уместиться ни в каком кузовке, и для доставки потребовался грузовик. Когда великана взвесили, удивились еще больше – он потянул на 168 кг.


- Многие грибы растут только в лесу. «Леса нет, и гриб не родится» — говорится в русской народной пословице. Вот почему чаще всего мы идем за грибами именно в лес.

- Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами? Какие грибы вы собирали?

- Как вы думаете, много ли видов грибов существует? Конец формы

- На нашей земле насчитывается около 120 тысяч видов различ­ных грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов, более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях.

4. Работа в группах.

- Узнайте гриб по фотографии, соотнесите с названием.


Проверка.


4. Знакомство со строением грибов.

- Давайте познакомимся со строением грибов.

- Из каких частей состоит видимая часть гриба́? (шляпка и ножка)

- Что находится под землёй? (грибница).

- Откройте учебник на стр. 126. Рассмотрите строение гриба́.

- Грибы, которые имеют шляпку и ножку называются «шляпочные грибы».

- Предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма о шляпочных грибах. Фильм

- Что вы узнали из фильма?

- Как называется наземная часть грибов? (плодовое тело)

- Чем питаются грибы? (готовыми органическими веществами, из перегноя почвы)

- Какие бывают шляпочные грибы, в зависимости от шляпки? (пластинчатые и трубчатые)

- Какая часть самая главная? Без чего гриб погибнет? (грибница)

- Как размножаются грибы? (спорами)


5. Связь грибов и растений. Работа по учебнику.

-Есть гриб подберезовик, подосиновик. Почему в названия грибов включены названия деревьев? (Каждый гриб предпочитает расти под своим деревом.)

- Ребята, а как вы думаете, почему грибы растут под деревьями?

- Давайте об этом прочитаем в учебнике на стр. 126-127 (3-4 абзацы)

- Ответить на вопрос: «Существует ли взаимосвязь между грибами и деревьями?»

- Как помогают грибы деревьям?


6. Значение грибов в природе и жизни человека.

- Если в лесу не станет грибов – лес начнёт болеть.

- Грибы в природе играют очень важную роль. Какую? 
- Участвуют в круговороте веществ в природе, в разложении остатков животных и растений. Не будь грибов, ежегодно опадающие листья, хвоя, ветки накопились бы в огромном количестве и препятствовали возобновлению леса.

Повышают плодородие почвы

Улучшают рост растений

Являются пищей и лекарством для животных.


- Итак, мы выяснили, что грибы необходимы природе.

- А только ли пользу приносят грибы лесу? Может, есть грибы, которые наносят вред деревьям? Да, есть. Это грибы-трутовики, они разрушают древесину, делая её трухлявой.


- А как использует грибы человек?

- Грибы содержат много полезных для человека питательных веществ и витаминов. Люди их солят, маринуют, жарят, сушат, варят из них супы, пекут с грибами пироги, добавляют в салаты. Специалисты считают, что грибы – это хлеб, рыба и мясо. «Царь грибов» боровик в сушеном виде в двое калорийнее яиц, в трое мяса и рыбы, и в пятеро – картофеля.

- Среди полезных есть грибы дрожжи. Кто слышал про такие грибы? Где они применяются?

Эти грибы применяются в хлебном производстве. Именно они делают тесто пышным и воздушным.

Ещё один полезный гриб – пеницилл. А про этот гриб вы что-нибудь знаете?

Вы когда-нибудь видели плесень? Это и есть пеницилл. Из него делают известное во всём мире лекарство пенициллин. Это лекарство лечит сильные воспаления и спасает жизнь многим людям.

7. Физминутка


-Ребята, как вы понимаете поговорку «Всякий гриб в руку беру, да не всякий в корзинку кладу»?

-Да, грибы бывают съедобные (мы употребляем их в пищу без опаски)

и несъедобные. Они очень опасны. Такие грибы надо хорошо знать и научиться отличать их от съедобных грибов.

- Какие это грибы? (мухомор, бледная поганка, ложный опенок).


8. Работа в группах.

- Прочитайте текст и обсудите в группах.

Два мальчика, Миша и Дима, пошли в лес за грибами. В лесу они разошлись в разные стороны. Дима набрал полную корзину крепких белых грибов и пошел в условленное место. Выйдя на поляну, Дима увидел друга с корзиной полной мухоморов. « Ты зачем набрал мухоморов?» - удивленно спросил Дима. «Я их собрал, чтобы другие не отравились» - ответил Миша.

Правильно ли сделал Миша? Давайте обсудим.

-Зачем нужны несъедобные грибы? (Некоторые несъедобные грибы употребляют в пищу животные: сороки, белки. А лоси проглатывают эти грибы целиком. Мухоморы для лосей являются лекарством).

9. Правила сбора грибов.

 - А  чтобы  нам не отравиться грибами, нужно соблюдать правила сбора грибов! Давайте прочитаем эти правила и объясним каждый пункт памятки.

·        Никогда не пробуй гриб на вкус!  (Можно отравиться.)

·        Не знаешь гриб – не  бери его!   (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб.)

·        Не собирай грибы у дорог и предприятий!   (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества.)

·        Не собирай старые, перезрелые грибы!   (м.б. ядовиты, в них скапливаются продукты разложения, заводятся черви.)

·        Срезай гриб ножом или осторожно выкручивай. (Чтобы не повредить грибницу.)

 С  правилами  сбора  грибов мы познакомились, теперь остается только их соблюдать.

10. Рефлексия учебной деятельности

- Какую цель ставили на уроке? (познакомиться с миром грибов)

- Много ли узнали о грибах? Что показалось особенно интересным?

- Проверим ваши знания по тесту.


1.Какая часть гриба является подземной?

  • Шляпка

  • Ножка

  • Грибница


2. Как называется основное тело гриба?

А) плодовое тело

Б) грибница

В) шляпка


3. Какой гриб лишний?
подберёзовик
подосиновик

мухомор


4.Где можно собирать грибы?

  • В лесу

  • В городских скверах

  • У шоссейных дорог


5.Где грибы берут питательные вещества?

  • Производят сами

  • Поглощают из остатков растений и животных

  • Получают от животных


6.С какими растениями тесно связаны грибы в лесу?

  • С травами

  • С кустарниками

  • С деревьями



11. Домашнее задание.

  1. 126-128, пересказ текста

  2. Найти интересную информацию о грибах: (по парам)

- Грибы, занесенные в Красную книгу.

- Грибы – двойники.

- Занимательные факты о грибах.

- Необычные грибы.

- Грибы Ульяновской области.





6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока окружающего мира

Автор: Наталья Викторовна Пилюкова

Дата: 16.12.2019

Номер свидетельства: 532240

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-krughovorot-vody-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "199658"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428604115"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока окружающий мир в 1 классе на тему "Почему идёт дождь? Почему дует ветер? "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchii-mir-v-1-klassie-na-tiemu-pochiemu-idiot-dozhd-pochiemu-duiet-vietier"
    ["file_id"] => string(6) "139883"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417807022"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока окружающего мира 3 класс "Берегите воду!" УМК Школа России. "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-3-klass-bierieghitie-vodu-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "134038"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416656535"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока окружающего мира на тему "Птицы осенью" с использованием ЭОР "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-ptitsy-osien-iu-s-ispol-zovaniiem-eor"
    ["file_id"] => string(6) "102325"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402497053"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока окружающего мира по теме "Природа в опасности" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-priroda-v-opasnosti"
    ["file_id"] => string(6) "110357"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405947918"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства