2 | Актуализация знаний и мотивация | -Сегодня к нам на урок придет еще один гость, но кто это вы узнаете, прослушав мелодию, кто исполняет эту песенку, он и будет гостем на нашем уроке. Звучит музыка из мультфильма «Винни-Пух и все-все-все» - Вы догадались, кто к нам сегодня пришел на урок? - Да, это Винни-Пух. Он не случайно пришел именно в наш класс. Винни знает, что сегодня мы будем изучать новую букву, и решил помочь нам. Для этого он принес с собой разные задания. Но для начала он попросил вас рассказать все, чему вы научились за эти 2 месяца учебы. 1.Беседа по вопросам учителя: - Как мы называем то, что сейчас мы с вами проговорили? -Какие еще виды речи вы можете назвать? -Расскажите мне про устную речь. -А чем отличается письменная речь от устной? Из чего состоит устная речь? А письменная? А можем мы увидеть звук? А как же его обозначить? -Из чего состоит речь? А предложение? На что делятся слова? -А как определить, сколько в слове слогов, от чего это зависит? -А как называется слог, если на него падает ударение? А остальные? Сколько в слове ударных слогов? 2.Игра «Путаница»(с последующей проверкой). Дети распутывают «Путаницу». (Отделяют гласные от согласных). а, н, о, к, и, т, у, с, ы, р, л, е, м, л, п Что вы видите на слайде? Как мы можем распутать, и навести порядок? Что мы можем сделать с буквами? Назовите гласные буквы, теперь согласные. Чет отличаются гласные от согласных? Попробуем пропеть гласные звуки. А то же самое можно сделать с согласными? Почему? Чем гласная буква е отличается от других букв? На какие две группы можно разделить гласные буквы? 3.Проверка домашнего задания. А.) Упражнение в чтении слов, связного текста по Азбуке, стр. 94 -Откройте учебник с.67. проверим, как вы выполнили домашнее задание. -Найдите слова на самом верху страницы, они выделены черным и жирным шрифтом. -Поставьте пальчики и приготовьтесь читать хором все вместе. Читаем первый столбик. Как можно назвать одним словом все, что мы прочитали? Поставьте пальчики и приготовьтесь читать хором слова второго столбика. -Назовите мне слова, которые обозначают действия, предметы. Ниже записаны предложения. Сколько их? Как можно назвать 2 и более предложений? А какое еще условие должно соблюдаться, чтобы 2 и боле предложений можно было назвать текстом? Прочитаем и проверим, связаны ли предложения между собой. Кто готов прочитать 1 предложение? О ком и о чем идет речь в тексте? Какой заголовок вы придумали к нему? Назовите мне имена девочек. Что это за имена? Как пишутся? 4.Работа по ленте букв. - Прочитаем по ленте букв только гласные буквы. - Почему буква и находится в нижнем ряду, а остальные гласные в верхнем? - Прочитаем согласные. - Почему одни из них находятся в верхнем, а другие в нижнем ряду? 5. Исследование звуков. Подводящий диалог. - А вы знаете, что любит больше всего на свете Винни-Пух? Это все знают. Кроме меда он еще очень любит….. Слайд – вафли, ватрушки, вареники. - Если вы определите, с какого звука начинаются слова ватрушки, вафли, вареники, то узнаете тему нашего урока. - Итак, - Давайте посмотрим, чем же еще Винни-Пух любит полакомиться? Слайд – вишня, виноград. - С какого звука начинаются слова виноград, вишня? Слайд | «Винни-Пух» Устная речь Письменная речь Устную речь мы слышим и произносим, а письменную видим и читаем. Устная речь из звуков, а письменная из букв. Звук мы не видим, а слышим, обозначаем его буквой. Речь состоит из предложений, предложения из слов, слова делятся на слоги. Ударный , безударный. От гласных, сколько в слове гласных, столько и слогов. В слове может быть только один ударный слог. 1 гр. – гласные, 2 гр. - согласные Дети отвечают: 1.(гласные и согласные) 2. (произносятся долго, нараспев; воздух не встречает препятствий на своём пути, всегда с участием голоса). 3.(ударные и безударные) 4. сколько в слове гласных столько и слогов. Воздух встречает препятствие на своём пути, состоят из шума и голоса или только из шума. 5. е обозначает два звука 6. две группы: обозначающие твердость и мягкость согласного звука Дети читают хором слова. -цветы -красила, раскрасила -астра, лилии, ирисы -текст -предложения должны быть связаны между собой. Дети читают предложения по очереди. -Лара, Рита, Ира – имена собственные, они пишутся с заглавной буквы. А о у ы и И смягчает предшествующий согласный Н л р к т с -звонкие, глухие -мед – вафли, ватрушки, вареники. -[в] -вишня, виноград [ в’] |
3 | Постановка учебной задачи | - А теперь попытайтесь сами сформулировать тему урока, закончив предложение на слайде Звуки [в ], [ в’] и буква в, которая их обозначает Буква … и звуки, которые она обозначает … Слайд - Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируйте задачи урока: Познакомиться со … звуками [ в ], [ в’] Учиться отличать … звуки [ в ], [ в’] от других звуков; Учиться читать … слоги и слова с новой буквой в - Молодцы, ребята. Винни доволен вашей работой. | Звуки [в], [ в’] и буква в, которая их обозначает Мы познакомимся со звуками [в], [в’], буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать звуки [в], [в’] и букву в от других звуков и букв. -Будем учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой. |
4 | Открытие» детьми нового знания Физминутка | III. Открытие новых знаний (9 мин). 1.Отгадывание загадки, работа по учебнику с.69, в красной рамке. Как называют игрока в команде, который стоит на воротах и ловит мяч? Слайд 2. Слого-звуковой анализ слова «Вратарь», «Лови» - Сколько слогов в слове? Как догадались? - Итак, новые звуки мы выделили. Будем знакомиться с новыми звуками. -Назовите мне 1 звук и дадим его характеристику -Докажите Поставим условный знак, обозначающий, что он согласный, звонкий и твердый. Обратите внимание на последний звук, назовите его, там нет звука и, но он мягкий, почему? -Ребята, посмотрите ниже схема слова, которое кричат вратарю болельщики, они переживают, когда мяч летит в ворота, что они кричат? Слайд - Назовите мне звук, который обозначен зеленым цветом - Дайте характеристику звуку [в’] -Сделаем общий вывод, что мы узнали о новом звуке? Можно опираться на знаки - помощники. Быстро встали, улыбнулись. Выше, выше потянулись. Ну-ка, плечи распрямите. Поднимите, опустите. Вправо влево повернитесь, руками коленей коснитесь. Сели, встали. Сели, встали. И на месте побежали. | -вратарь Два, вра- тарь, 2 гласных звука в слове. -[В] Он - согласный. Так как при произнесении звука воздух встречает преграду. - во рту есть преграда –нижняя губа и верхние зубы мешают воздуху двигаться изо рта легко и свободно. Он согласный, звонкий, твердый. - [ р’] мягкий знак смягчает, но звука не обозначает. -ЛОВИ -[ в’] -[ в’]- согласный, звонкий, мягкий. -Вывод: согласный, звонкий, может быть твердым и мягким. Дети выполняют упражнения. |
5 | Первичное закрепление 6. Закрепление новых знаний. | Мы совсем забыли про нашего гостя Винни- Пуха. Догадались, почему именно он пришёл к нам на урок? Винни - пух предлагает нам поиграть в игру «Мягкий – твёрдый». Приготовьте схемы твердых и мягких слогослияний. Винни - Пух большой обжора, он очень любит покушать, а особенно любит сладкое. Я буду называть его любимые лакомства, а вы если в названии продукта услышите твёрдый звук, показываете мне карточку твердого слогослияния, а если мягкий звук, то карточку мягкого слогослияния. Будьте внимательны, Винни захочет вас подловить. варенье, виноград, вафли, мёд, ежевика, вишня, слива, халва, малина, повидло, ватрушка. Молодцы, вы старались, Винни это оценил. Знакомство с буквой В, в. - Звуки [в], [в'] обозначаются буквой В. (показ буквы). Имя этой буквы в алфавите вэ. Винни-Пух очень хочет, чтоб вы запомнили букву В. - На что она похожа? На уроке письма мы будем учиться писать Заглавную и строчную В. Чистоговоки: Ва - ва – ва - опадает вся листва. Во - во – во - жук - живое существо. Ву - ву – ву - мы поехали в Москву. Вы - вы – вы - в джунглях тихо бродят львы. Ви - ви – ви - мяч бросаю, ты - лови. Чтение слогов и слов (учебник с.69) – читаем слоги хором; - Назовите слог, в котором согласный звук произносится мягко, почему - Молодцы! У вас хорошо получается. -А сейчас найдите слова, которые выделены жирным черным шрифтом, поставьте пальчик на первое слово, читаем вместе слова 1 столбика. -Что это за слова? Винни-Пух рад вашим успехам. - поставьте пальчик на первое слово второго столбика, читаем вместе слова 3 столбика. - Эти слова нам встретятся в тексте ниже. Работа по иллюстрации (внизу с.69) -Кто изображен? - В какую игру играют мальчики? Отгадайте загадку Винни-Пуха: - Сколько мальчиков? - Ребята, а вы сами играли в футбол? Поднимите руки кому нравится эта игра. Чтение связного текста. (с.69) - Сейчас мы прочитаем о футболе. - Прочитайте текст. - О ком говорится в тексте? - Кем были Вова и Слава? (вратарями.) - Что сказали Вове? Зачитайте. - Что сказали Славе? Зачитайте. - Как можно озаглавить текст? - Найдите в тексте слова, в которых звук [в] стоит в начале слова. - Найдите в тексте слова, в которых звук [в] мягкий. - Какое слово с буквой «В» в тексте самое короткое? Практическая работа по диску к Азбуке. Звукобуквенный анализ слов, работа с карточками. Составление рассказа по рисункам. Смотрим и слушаем мультфильм по этим картинкам. Получилось у нас составить рассказ по картинкам? Как можно его озаглавить? | Тема нашего урока буква В и имя Винни - пуха тоже начинается на букву В. Дети готовят схемы. Дети узнают звуки и показывают соответствующую схему. Дети подбирают образы к букве В ва ви ву вы во ви - имена собственные, они пишутся с большой буквы. -Три мальчика играют в футбол. Хорошо читающие ученики читают текст по предложениям. -В тексте говорится о мальчиках Вове и Славе. Мальчики были вратарями. -Вратари. Игра в футбол. -Вова, вратари, вот. -Лови. -вот. Дети составляют рассказ по картинкам, подбирают заголовок. |