Тема : Согласные звуки [м], [м’]. Буква М, м.
Цель : создать условия для ознакомления учащихся со звуками [м], [м’] и буквой М, их обозначающей.
Задачи : закрепление знаний об особенностях гласных и согласных, твёрдых и мягких звуков; формирование умения классифицировать по совместно найденному признаку; развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся; воспитание доброжелательного отношения учащихся друг к другу.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, Азбука В.Г. Горецкий, звуковые модели, светофоры, карточки с картинками.
Личностные УУД
Формирование: мотивации к обучению; адекватной самооценки учебной деятельности; готовности открыто выражать свою позицию на уроке.
Регулятивные УУД
Формирование: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; умения оценивать результат своей деятельности, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД
Формирование: умения слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; сотрудничать с одноклассниками при решении учебных задач.
Познавательные УУД
Формирование: умения моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя разные цвета; различать звуки: гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, согласные твердые и мягкие; Умения читать слоги, слова с изученной буквой; умения объяснять значение слова; находить ответы на вопросы в тексте.
Этап мотивации к учебной деятельности.
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный
А почему он важный
Скажет каждый!
- Почему, ребята, урок важный? (Важно научиться читать)
- Для чего надо уметь читать? (Чтобы много узнать, стать грамотными, получить хорошую профессию)
- Верно. И для того, чтобы стать достойными гражданами своей страны, приносить ей пользу своим трудом, прославлять её.
II. Актуализация опорных знаний.
- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в известный вам город.
С городом этим трудно сравниться
Главный в стране он,
Это- ….! (столица)
- Назовите столицу нашей Родины. ( Москва)
СЛАЙД № 1
- В поездку мы возьмем необычный багаж - наши знания.
- Составьте на партах звуковую схему слова столица.
- Проверьте себя по образцу. Покажите сигнал светофора.
- Кто допустил ошибки?
- Молодцы!
- А теперь поиграем в игру «Закончи предложения»
Наша речь состоит из ….. ( предложений)
Предложения состоят из … ( слов)
Слова состоят из … (звуков)
Звуки бывают …… ( согласные и гласные)
При произнесении согласного звука …..(воздух встречает преграды)
При произнесении гласного звука …(воздух проходит свободно)
Согласные бывают …( звонкие и глухие; мягкие и твёрдые)
Гласные А, О,У,Ы обозначают …(твёрдость предшествующего согласного звука)
Гласные И, Е обозначают …(мягкость предшествующего согласного звука)
- Молодцы! Ну, вот мы и готовы отправиться.
- Отгадайте на чём мы поедем в Москву.
Пьет бензин, как молоко.
Может бегать далеко
Возит грузы и людей
Ты знаком, конечно, с ней. ( машина)
Вывешиваю картинку.
- В Москву поедем на машине. На дорогах каждый водитель соблюдает правила дорожного движения, и вы на уроке тоже помните правила школьника.
III . Постановка учебной задачи.
- Произнесите слова: Москва, машина.
- С какого звука они начинаются? ( Со звука [м] )
- Назовите тему урока. ( Буква М и её звуки)
- Чему будем учиться на уроке? ( Познакомимся с новой буквой, научимся различать новые звуки, будем учиться читать слова и предложения с новой буквой)
- Путь в Москву не близкий пора и отдохнуть.
Физкультминутка
Прибежал веселый А, прочитали дети ПА
Прибежал пузатый Ы, прочитали дети ПЫ
Прибежал тихоня И, прочитали дети ПИ
Прибежал упрямый У, прочитали дети ПУ
Прибежал задорный О, прочитали дети ПО
Прибежал хитрющий Е, прочитали дети ПЕ.
Дети выполняют движения и читают слоги
V . Усвоение новых знаний.
- На чём мы доехали до Москвы? ( на машине)
- Разделите слово на части, покажите их в воздухе.
- Обозначьте части в тетрадях..
- Обозначьте звуки по-порядку.
- Произнесите первое сочетание, Поставьте карандаш под 1 звук. Произнесите, послушайте его. Какой он? (согласный)
- Докажите. ( воздух встречает преграды)
- Дайте ему характеристику. ( Звук звонкий, твёрдый)
- Обозначьте.
- Ребята, а кто был в Москве? Большой город?
- В городе удобнее передвигаться другим транспортом.
Быстрый транспорт городской-
Но особенный такой!
Под землёй вагоны катит
Места всем доехать хватит! ( метро)
Вывешиваю картинку
-- Разделите слово на части, покажите их в воздухе.
- Обозначьте части в тетрадях..
- Обозначьте звуки по-порядку.
- Произнесите первое сочетание, Поставьте карандаш под 1 звук. Произнесите, послушайте его. Какой он? (согласный)
- Докажите. ( воздух встречает преграды)
- Дайте ему характеристику.(Звук звонкий, мягкий)
- Произнесите новые звуки. ([м], [м’])
- Что у них общего? ( согласные, звонкие)
- Чем различаются? ( В слове метро звук мягкий , а в слове машина звук твердый)
- Звуки [м], [м’] обозначаются буквой М.
- Обозначьте звуки буквами.
Показ плаката.
М м
- Почему буквы две? ( Заглавная и строчная)
- Зачем нужна заглавная буква? ( С заглавной буквы пишутся имена собственные, начало предложения)
- Найдите букву М на ленте букв, объясните, почему она занимает это место.
Физкультминутка «Живая буква»
- Отдохнем немного. Встаньте, постройте новую букву, можно в паре.
- Молодцы
- Буква М приготовила для вас игру «Найди звук»
- Работать будете в паре. У вас на партах лежат картинки, переверните их. Выберите те из них, в которых есть новые звуки.
- Поднимите картинки, в которых звук твёрдый.
- Поднимите картинки, в которых звук мягкий.
- Молодцы. Все картинки выбрали правильно.
Физкультминутка для глаз .
VI . Работа с текстами Азбуки: чтение слогов, слов, предложений.
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней!
Будешь в десять раз умней!
- Что это, ребята? ( Это книга)
- А теперь наша « Азбука» даёт вам задание. Откройте страницу 85.
- У кого на партах синие квадратики готовят для чтения слова.
- У кого зелёные – готовят текст.
- У кого жёлтые – подойдут ко мне. Остальные готовят для чтения слоги.
- Буква М приготовила ещё одну игру «Лучший слушатель»
- Приготовьте светофоры, проверяем.
Читают слоги по схемам.
- Покажите сигнал.
Чтение слов
- Покажите сигнал.
Чтение текста.
- А теперь найдём внимательного слушателя.
- О чём текст?
- Какие слова написали дети на уроке? ( Дети написали слова: мама, мир, Москва)
- Что общего в этих словах? ( Все слова начинаются с буквы М)
- А в чём различие в этих словах? ( Начинаются с разных звуков [м], [м’] )
- Составьте предложение с любым из этих слов по схеме.
Открыть схему.
VII . Подведение итогов. Рефлексия.
- В гостях хорошо, а дома лучше. Настало время возвращаться домой, в наш любимый город.
СЛАЙД
- С какими звуками мы сегодня познакомились? ( Мы познакомились со звуками [м], [м’] )
- Какой буквой они обозначаются на письме? ( Буквой М)
- Чему научились? ( Мы познакомились с буквой М, научились различать новые звуки, научились читать слоги, слова, предложения с этой буквой)
- А теперь подойдите к нашим машинам. Выберите флажок того цвета, который соответствует вашему настроению после урока.
- Если задания оказались слишком трудными для вас и вам нужна помощь - возьмите флажок из красной машины.
- Если вам было трудно выполнить какие-то задания, но вы со всем справились – возьмите флажок из синей машины.
- А если для вас всё было легко и вы выполнили все задания – возьмите белый флажок.