2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. (8-10 мин) | - К какому уроку приготовились? Зачем надо учиться читать? Если хочешь много знать, Многого добиться, Обязательно читать, Должен научиться. - Как же будет звучать тема сегодняшнего урока? Определить тему урока поможет игра «Доскажи словечко» Хрюша сел на петуха. Мы смеялись: …! (ха - ха - ха!) Сочинять он стал стихи - Мы смеялись:…! (хи - хи - хи!) - С каких звуков начинались досказанные слова? - Прочитайте тему урока. Тема: Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает. Давайте вместе определим задачи урока: Научиться слышать и отличать … (звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков.) Познакомиться с … (новой буквой ) Учиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.) - Итак, что мы сделали? (Назвали тему, поставили задачи.) -Это урок повторения или открытие новых знаний? Проверим ваши накопленные знания, проведем гимнастику для ума. С чего начнем? Вспомним, чему учились на прошлых уроках. Поиграем в игру «Доскажи словечко» Звуки бывают… При произнесении гласного звука… При произнесении согласного звука… Согласные бывают… Примеры… Гласные а, о, у, ы, э обозначают… Гласные я, ё, ю, и, е обозначают… Буквы е, ё, ю, я в начале слова… Игра «3 лишний» (вычеркнуть в каждой тройке лишнюю букву) Работа в парах: А,У, И Н, М, Ш И, Р, Е Е, Я, О В, Ш, Ж С, Ы, Т Самопроверка (на доске ответы) - У кого всё верно, поставьте +. | Познавательное УУД (логическое). Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Личностные УУД (позволяют сделать обучение осмысленным) Личностное УУД (жизненное самоопределение) |
3.Работа над новым материалом в учебнике. (8 – 10 мин) | 1.Знакомство с новыми звуками. - Какие первые звуки слышали в досказанных словах? - Вспомните, как вы смеялись? - Как характеризуем звуки? (согласный, глухой, твёрдый, мягкий) ВЫВОД: Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие, могут быть твёрдыми, мягкими, непарный. - Определи твердость-мягкость (показывают синий или зелёный квадратик). Поход, хитрец, успех, хомяк, схема, хихикать, храбрость, хор, хитрый, химик. -Составьте схему слова: 1 вариант - хомяк, 2 вариант –химик. - Что мы делали на этом этапе? -Какую задачу выполняли? - Оцените свои успехи. Я умею слышать и отличать звуки х, х от других. 2. Знакомство с буквой. - Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквой «ха». Покажите в учебнике. - Зачем нужна заглавная буква? ВЫВОД: Имена собственные и начало предложений пишутся с большой буквы, а остальные слова – с маленькой. - На что похожа буква Ха? на ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик) Ха – забавная игрушка, Деревянная вертушка- Ветру вольному подружка. - Посмотрите, какое место в алфавите занимает буква Ха? - Оцените по второму критерию свои успехи. Я знаю букву Х. - О ком идёт речь? Вырыл дом подземный ловко, Натаскал пшена в кладовку. Вечно в сумке за щекой Носит зернышки с собой. Кто же он?- наверняка Вы узнали…(хомяка) Физминутка Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встаёт, Щёчки моет, шейку трёт. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. 1, 2, 3, 4, 5 – Хочет хомка сильным стать. | Познавательные УУД (информационные: поиск нужной информации, работа со схемами) Познавательные УУД (логические): анализ объекта с целью выделения существенных признаков. Регулятивные УУД (мыслительные операции) Познавательные УУД (логические): установление причинно-следственных связей. |
4.Первичное закрепление. (2 мин) | 3. Чтение слогов с новой буквой. - Посмотрите на задачи урока. Первую задачу мы выполнили. - Вторую цель достигли. - Посмотрите на 3 задачу. Будем её решать. - Почитаем слоги на экране, работаем в парах, читаем на ушко. Один читает столбики, другой - строчки. | Регулятивные УУД (мыслительные операции) и познавательные УУД |
5.Включение нового знания в систему знаний. (7 мин) | 4. Чтение столбиков слов с новыми звуками. -Прочитайте слова в столбиках стр. 39 - Отгадайте загадки: Рос сперва на воле в поле, Летом цвел и колосился, А когда обмолотили, Он в зерно вдруг превратился. Из зерна – в муку и тесто, В магазине занял место. (хлеб) -Какая схема соответствует слову хлеб? (на доске) - Докажите. Х – очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово – хлеб. Хлеб всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова». - Оказывается, слово «хлеб» имеет несколько значений: (показать слайды) ХЛЕБ – растение (снопик пшеницы) ХЛЕБ - батоны, булки, пирожки (хлебопродукты) ХЛЕБ - любая пища человека (продовольствие) Родственные слова. - Ласково назовём ... (хлебушек) - Крестьянин, выращивающий хлеб ... (хлебороб) - Предмет, где хранится хлеб ... (хлебница) - Приспособление для резки хлеба ... (хлеборезка) - Небольшой хлеб ... (хлебец)
- Предприятие по изготовлению хлеба ... (хлебозавод) - Можно ли эти слова назвать родственными? (Да. У них есть общая часть, общее в значении.) 1. Самостоятельное чтение текста. 2. Подбор заголовка. 3. Работа в парах. (Сильный - задаёт вопросы по содержанию текста, слабый - отвечает) - Какое время года наступает? - Почему дрожат осины? - Где появился ледок? - Почему в тексте сказано, что хлеб надо убрать до холодов? | Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество. Активизация словаря. Познавательные УУД (информационные). Познавательные УУД (логические): анализ объектов целью выделения в них существенных признаков. |
6.Задания на развитие речи и внимания. (7 мин) | - Давайте посмотрим, какой же путь проделывает маленькое зернышко, прежде чем попасть к нам на стол в виде хлеба, булочек, пирожков? Рассказ учителя по слайдам: а) сначала готовят землю к посеву, вспахивают, боронуют; б) зерно сеют на поле; в) когда колоски созревают, выходят в поле комбайны и косят пшеницу. Зерно сыплется в машины, и водитель отвозит его на ток, где его очищают и сушат. г) потом зерно отвозят на элеватор, где оно хранится, а оттуда везут его на мельницу, где из него получают муку. д) затем муку везут в пекарню. Там из нее замешивают тесто, из которого выпекают хлеб, булочки и… Вывод: - Ребята! Вот какой длинный путь проделал кусочек хлеба, прежде чем попасть к нам на стол. Он хранит тепло рук тысяч людей. -Как мы должны относиться к хлебу? (Бережно, с любовью, с уважением к людям, которые выращивают хлеб) Хлеба к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность, им не сори! Бросил хлеб – обидел свет. 4. Первичное чтение. Чтение по ролям «Страх и смелость». Работа в парах. - Как вы поняли смысл рассказа? - Что такое скирда? Найдите это слово в словаре дома. | Личностные УУД: эстетическая ориентация: пословицы, поговорки, загадки. Познавательные УУД (подведение под понятие) |
7.Итог урока. Рефлексия. (2 мин) Самооценка работы | - Какие задачи ставили? - Удалось ли нам решить поставленные задачи? Оцените свою работу по критериям: - Я умею слышать и отличать новые звуки от других. - Я знаю букву Х. - Я умею читать слоги, слова и предложения с буквой х. Оцените цветом: 1. Кто всё усвоил, доволен собой, хорошее настроение (зелёный) 2. Испытывает затруднение (синий) 3. Ничего не понял (красный) - Спасибо за урок! | |