Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Насекомые"»
Тема: Насекомые
Тип урока: ИНМ
Задачи: Образовательные: — учить отличать насекомых от других животных;
— находить их сходства и различия;
— выделять их существенный признак. Коррекция восприятия
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел звонок для вас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс ваш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
- Думаю, что урок….принесёт нам всем радость общения друг с другом и никакие трудности не помешают нам узнать много нового. Ведь встречаясь с трудностями, мы становимся сильными и мудрыми.
2. Актуализация опорных знаний.
Обобщение знаний об изученных группах животных.
- Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного. Для того, чтобы ввести тему урока вспомним ранее изученные факты.
- Посмотрите на экран, внимательно рассмотрите изображения.
- Скажите, как одним словом назвать объекты природы? Животные.
(на слайде появляется слово животные)
- Подумайте, на какие группы учёные разделили животных?
- Звери, птицы, рыбы. (Схема высвечивается на слайде).
- Ребята, почему здесь стоит знак вопроса? (Это неизвестная нам группа животных, следовательно это проблема урока, которую нам предстоит решить).
3. Подведение к проблеме урока (от известного к неизвестному).
Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
– Сегодня мы продолжим открывать тайны животного мира и познакомимся с представителями нового класса животных , которых на нашей планете обитает больше всего. А чтобы раскрыть эту тайну, послушайте внимательно стихотворения и постарайтесь запомнить, о каких животных в них говорится?
Эта страница зелёного цвета, Значит на ней постоянное лето. Если бы здесь уместиться я мог Я бы на этой странице прилёг (показывает рукой на полянку)
Бродят в траве золотые букашки. Вся голубая, как бирюза, Села, качаясь, на венчик ромашки, Словно большой самолёт, стрекоза.
(сажает на полянку стрекозу)
Вот тёмно-красная божья коровка Спинку свою, разделив пополам, Вскинула крылья прозрачные ловко И полетела по божьим делам.
(сажает на полянку божью коровку)
Вот в одинаковых платьях, как сёстры, Бабочки сели в траву отдыхать. То закрываются книжечкой пёстрой, То, раскрываясь, несутся опять.
(сажает на полянку бабочку)
- О каких животных вы узнали, прослушав стихотворения? (Стрекоза, бабочка, божья коровка)
- Кто знает, к какой группе относят ученые этих животных? Как назвать их одним словом? (Насекомые)
- Действительно – это насекомые.
- Над этой проблемой мы будем работать на уроке и поближе познакомимся с этой группой животных.
(учитель чётко проговаривает тему урока и вывешивает табличку с названием темы на доску (над поляной))
- Тема нашего урока: «Насекомые»
- Чего вы ждёте от сегодняшнего урока? Ответы учащихся.
- Что бы вы хотели о них узнать? Ответы детей.
- Вопросов у нас много, все они разные. Но давайте спланируем нашу работу и попробуем объединить вопросы в группы по каким-то общим признакам.
- Посмотрите, как и по какому плану будет проходить наша работа.
- Следовательно задачи нашего урока: узнать, откуда произошло название «Насекомые»; чем насекомые отличаются от других видов животных, а именно рассмотреть строение тела насекомого; чем питаются насекомые; способы их передвижения и конечно же нам нужно пополнить знания о среде обитания насекомых.
План исследования:
Насекомые.
Строение тела насекомых.
Питание насекомых.
Способы передвижения насекомых.
Среда обитания насекомых.
- Давайте прикоснемся сегодня на уроке к миру этих удивительных, таких не похожих друг на друга насекомых.
- Основной метод изучения насекомых – это наблюдение. Поэтому сегодня на уроке мы понаблюдаем за жителями этого удивительного мира и попробуем ответить на ваши вопросы.
- Ребята, вы готовы начать исследования?
III. ИНМ
1.Выявление объектов исследования (Сбор, обработка информации ).
- Сейчас мы с вами поработаем в роли ученых-исследователей и выясним откуда произошло название «Насекомые». Для этого внимательно рассмотрим иллюстрации.
- Назовите друг, другу насекомых, которых вы узнали.
- Скажите, что у них общего? (У них шесть ног, есть усики)
- Кто такие насекомые? Почему их так называют?
- Для того, чтобы ответить на этот вопрос, внимательно рассмотрите тело насекомого.
- Что вы заметили? Полоски .
- Эти полоски/ колечки есть у всех насекомых? Да.
Ответы детей.
Вывод (проговаривает учитель): На теле есть полоски, похожие на насечки, поэтому их называют насекомыми.
2. Выделение общих признаков насекомых.
-Мы рассмотрим с вами несколько насекомых.
Укажите цифрами части тела муравья и признаки насекомых.
- голова
- грудь
- брюшко
- число частей тела- 3
- число ног- 6
- Проведя исследование по второму пункту плана «Строение тела», давайте вместе проговорим общие признаки насекомых:
- Сколько частей тела у насекомых? 3
- Что у насекомых есть на голове? Для чего у них усики и глаза? Это органы чувств насекомых.
- Что крепится к груди? Для чего им ноги и крылья? Это органы передвижения.
- У всех ли насекомых есть крылья? Нет, например у муравья.
- Какой вывод можем сделать? Будем ли мы наличие крыльев у насекомых считать общим признаком всех насекомых? Нет
- Ещё одна часть тела насекомых – брюшко, на брюшке есть насечки, которые способствуют подвижности насекомого.
- Сделайте вывод: каких животных можно назвать насекомыми? Ответы учащихся.
Насекомые- это живые существа, у которых: голова, грудь, брюшко, чувствительные усики, 6 ног.
- Ребята, посмотрите на план исследования.
5. Работа в парах.
- Какие вопросы остались не раскрытыми? (3-питание, 4- способы передвижения, 5- среда обитания)
- Исследования этих вопросов мы будем проводить работая в группах.
- У каждой пары на столах лежит текст и рабочий лист.
- Ребята, работая в группе, не забывайте быть добрыми и уважительными друг к другу.
1 гр. – ваша задача рассмотреть вопрос питания насекомых.
2 гр. – ваша задача определить способы передвижения насекомых.
3 гр.– вам необходимо рассмотреть среду обитания насекомых.
Текст для 1 группы.
- Чем питаются насекомые?
Насекомые питаются по-разному. Одни едят растения, другие мелкую живность, некоторые едят и растения, и живность. А некоторые питаются кровью. Ротовые органы разные. У одних насекомых челюсти как кусачки, насекомые ими откусывают кусочки травы. У других как шприц, Насекомое им протыкает кожу и высасывает кровь. А некоторые насекомые хоботками впитывают жидкость, как губка собирает воду.
Рабочий лист для 1 группы
Задание: соедини стрелочкой, кто из насекомых, чем питается.
Схема:
Кузнечик – травянистые растения
Комар - кровью, соком растений
Божья коровка – всеядный, травянистыми растениями и насекомыми
Кузнечик Комар Божья коровка
Всеядное насекомое
Насекомые
Травянистые растенияКровь, сок растений Травянистые растения
Текст для 2 группы.
- Как передвигаются насекомые?
Многие из них летают. Для этого у насекомых есть крылья. Стрекоза может развить скорость до 40 км/час. Некоторые насекомые бегают, прыгают или ползают. Кузнечик может прыгнуть на расстояние, в 20 раз больше длины своего тела.
Рабочий лист для 2 группы
- Задание: соедини стрелочкой насекомых со способом их передвижения.
ЛетаютПрыгают Ползают
Кузнечик Муха Жук
Гусеница Пчела
Текст для 3 группы.
Окраска насекомых зависит от того, где они обитают. Это помогает спрятаться от врагов. Одни насекомые благодаря окраске становятся невидимыми (кузнечик). У других окраска настолько яркая, что враги боятся к ним приближаться. Существуют насекомые, которые в момент опасности выпускают едкую жидкость с резким запахом (божья коровка).
Рабочий лист для 3 группы
Задание: назовите насекомых, и соедините их с местом обитания на рабочем листе в соответствии со схемой.
Схема:
Луг бабочка, стрекоза.
Сад пчела.
Лес муравей.
Огород колорадский жук.
Луг Муравей
Сад Колорадский жук
Лес Бабочка
Огород Пчела
Анализ и обобщение полученных знаний.
Проверка выполненных заданий по эталону.
Самооценивание учащихся.
- Ребята, вопрос ко всем, задумывались ли вы когда- нибудь, почему кузнечик зелёный (потому что зелёная окраска его тела помогает ему быть «невидимкой» среди растений), а шмель полосатый (маскируется под растения/ есть жало), божья коровка (наоборот привлекает к себе внимание яркой окраской. Коровки с яркой окраской как бы предупреждают: «Мы не съедобны»), как защищается оса- жалит, а муравей- кусается.
Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу (первичное закрепление)
- Ребята, теперь вы многое знаете о насекомых и сейчас я предлагаю вашему вниманию загадки, ответы которых, вы будете записывать в кроссворд
Имя взял у кузнеца,
Ну, а цвет – у огурца… ( Кузнечик.)
Те, с кем рядом я жужжала,
Помнят – у меня есть жало
И на брюшке полоса,
Потому что я … ( оса ).
На ромашку у ворот
Опустился вертолёт –
Золотистые глаза.
Кто же это?...( Стрекоза. )
Не зверь, не птица –
Нос, как спица.
Летит – пищит,
Сядет – молчит.
Кто его убьёт,
Тот кровь прольёт… ( Комар)
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются чёрные ручьи.
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке… ( Муравьи)
- Какое ключевое слово у вас получилось? НАСЕКОМЫЕ.
Проверка по эталону, самооценивание.
- Мы многое узнали о насекомых: о том, как они выглядят, как передвигаются, чем питаются, где обитают, но это такая малая часть, что и представить себе невозможно. Чтобы узнать всё о мире насекомых, нужно всю жизнь заниматься их изучением. А пока вы можете пополнить багаж своих знаний о насекомых из энциклопедий и научно – познавательных передач.
Просмотр видео ролика «Насекомые»
- Поэтому сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик о жизни «Насекомых».
- Что нового вы узнали просмотрев видео сюжет?
- Вернемся к плану исследования, который мы составили в начале урока и ещё раз проговорим каждый пункт плана.
План исследования:
Насекомые.
- Почему их так назвали? Потому что у них на брюшке есть насечки, с помощью которых насекомые передвигаются.
Строение тела насекомых.
- Учёные выделяют 3 части тела голова, грудь брюшко.
- Признаки насекомых : 6 ног и чувствительные усики.
Питание насекомых.
- Чем питаются насекомые? Нектар, пыльца, растения и вредные насекомые
- Какие задачи вы ставили перед собой на урок? Смогли ли вы достичь своих ожиданий от урока?
- Что вас особенно удивило на уроке?
- С какими трудностями встретились и справились ли с ними?
- Ребята, перед вами полянка. Вам нравится?
- А мне кажется она скучная и унылая. Давайте сделаем нашу полянку как в природе!
- Оцените свою работу на уроке в соответствии с поставленными задачами.
(Дети выходят по рядам)
- Кто чувствовал себя комфортно на уроке, уверенно и вам удалось сделать открытие самому- возьмите бабочку зелёного цвета.
- Кто чувствовал себя немножко неуверенно, возникали трудности на уроке, ошибался, но ошибки свои понял и исправил- возьмите пчёлку жёлтого цвета.
- У кого была тревога на уроке- возьмите божью коровку красного цвета.
- Вот какая замечательная полянка у нас с вами получилась!
VI. Итог урока
Спасибо за старание. Ведь главное - желание, А навыки и знания С годами к вам придут. Прозвенел звонок с урока - Отдохнуть пришла пора. Что узнали на уроке, Не забывайте никогда!
- На прощание, я хочу вам подарить памятки «Правила поведения в природе».
Ведь для природы важен каждый живой организм, а для людей важна живая природа!