Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Наречие»»
Конспект урока «НАРЕЧИЕ»
Цели урока: - познакомить с наречием, как частью речи;
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать речь учащихся;
- повторить изученные части речи;
- развивать умение наблюдать и анализировать элементы языка;
- обогащать словарный запас ребят.
Ход урока:
1. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.
3. РЕШЕНИЕ ПОСТАВЛЕННОЙ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ НАРЕЧИЙ В РЕЧИ.
5. РЕФЛЕКСИЯ.
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.
Сегодня на уроке исследуем некоторую группу слов и постараемся определить её место в нашем языке. Готовы стать исследователями? Начинаем.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.
На доске карточки со словами: н.пр.во, ез.д.ть, медл.н.., р.шать, вч.р., .ктивный, вс.гда, вежл.вый, л..ко, гр.жд.нин, в.зде,.гр.ном.
Что можете сказать о данной группе слов? (Словарные слова)
Каждый выберет 3 слова, написание которых считает наиболее сложными для себя и запишет их в тетрадь, выделит орфограммы. (Три человека заполняют карточки на своём месте. У каждого по 4 слова в карточке. Дети, заполнившие карточку, помещают её на магнитную доску)
Проверьте каждый свою работу в тетради и слова на доске. За верно выполненное задание поставьте себе + на полях тетради.
Разбейте слова на группы по какому-нибудь признаку. (Предлагают различные варианты, но остановимся на одном:сущ., глаг., прил. и другие слова)
Дайте характеристику каждой группе.
Как изменяются глаголы в наст. и будущ. времени?
Как изменяются имена сущ.?
РЕШЕНИЕ ПОСТАВЛЕННОЙ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.
а) - Почему же слова в 4 группе не относятся ни к какой группе? (ни обозначают ни действия, ни признаков, ни предметов).
Такие слова называют наречием. Итак, выясним что же это за группа слов, по каким признакам их можно объединить в одну группу?Из данных слов составим возможные словосочетания, запишем с вопросами. (Ездить(гл.)(куда?)направо,(как?)медленно,(где?)везде. Решать(гл.) (как, каким образом?) легко, (когда?) вчера.
Вежливый (прил.) (когда?) всегда.)
Какие части речи чаще всего поясняют наречия? (гл., прил.).
Что уже знаем о наречиях?(часть речи, поясняют чаще всего гл. и прил.,отвечают на вопросы Куда? Как? Где? Каким образом? Когда? В какой степени?).
б) - Выясним, как изменяются наречия. Если они поясняют глагол, то может быть и изменяются так же? Попробуем проспрягать глагол и наречие. (Самостоятельная работа(1ученик на индивидуальной доске)).
Само слово «наречие» очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень «речь» как бы связывает его с глаголами. Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием». Главное содержание наречия видели в том, что оно должно быть при глаголе.
в) – Как же наречие употребляется в предложении ? Какую оно выполняет роль?
Стр. 109 упр.176.( 1,2 пару предложений дети сравнивают, разбирают и записывают на доске только предложение с наречием. Разбирают предложение по членам предложения и по частям речи )
Дождь вскоре прекратился.
Вчера был хоккей.
Наречие в предложении является второстепенным членом-обстоятельством. Они делают нашу речь образнее, выразительнее, богаче, точнее.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ НАРЕЧИЙ В РЕЧИ.
Итак, исследователи, вы проанализировали группу слов и узнали название этой группы - наречие. Что же узнали о наречии?
Кроме этого наречия помогают точно, кратко выразить наши мысли. Хотите попробовать использовать наречия с этой целью? Что записано на карточках? ( фразеологические обороты )
Во всю прыть –
Во все лопатки –
Как снег на голову –
Вырос из под земли –
Откуда не возьмись –
Из рук вон –
Встретиться нос к носу –
Засучив рукава –
Не покладая рук –
Дело в шляпе –
Спустя рукава –
Попробуйте заменить фразеологические обороты одним словом-наречием.
4. РЕФЛЕКСИЯ.
Одной чертой подчеркните тот фразеологический оборот, который показывает как вы работали на уроке, обратите внимание на ваши + в тетради.
Какими словами заменили фразеологические обороты? Прочитайте.
Всё ли мы узнали о наречии? Не кажется ли вам, что в характеристике наречия как части речи чего-то не хватает? (Не узнали,что обозначает.)
Об этом узнаем на следующем уроке, а на этом уроке мы свою задачу выполнили, молодцы. Как вы оценили свою работу?