kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "История Древнего мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Что изучает история?
История - это наука, которая изучает прошлое человечества с древнейших времен и до наших дней. Начиная от выделения человека из мира животных, через многие века, история прослеживает этапы развития человечества: создание первых орудий труда, зарождение религий, появление письменности и науки, расцвет и падение могучих империй и далее – вплоть до сегодняшних событий.
Давайте подумаем, каким образом мы изучаем прошлое? Что мы называем историей?
Когда мы говорим о событиях, которые произошли сегодня, в прошлом году, сотню или тысячу лет назад, мы говорим об истории человечества. Началом истории считается появление человека на Земле, и каждый день мы становимся свидетелями новых исторических событий. Этот чрезвычайно долгий период времени и называется «история».
Исторические источники (1)
Кинопленка
Старая фотография
как исторический источник
Старый дом
Фрагмент старинной книги
Книга, которой несколько сотен лет
Мы узнаем о нашем прошлом из исторических источников. Такими источниками являются любые следы, оставленные человеком сознательно или случайно.
Книга, описывающая те или иные события; дом, построенный человеком; фильм, который мы смотрим по телевизору, – все это может быть историческими источниками. Устный рассказ о событиях сорокалетней давности – тоже источник. Такое разнообразие источников вынуждает исследователей разделять и классифицировать их.

Исторические источники (2)
материальные
нематериальные
письменные
неписьменные
Самое простое разделение исторических источников – на материальные (их можно потрогать руками) и нематериальные (нельзя потрогать). Материальные источники также называют вещественными свидетельствами – к ним относятся книги, орудия труда и предметы быта, рисунки, постройки, памятники, захоронения и даже деревья. А устные рассказы очевидцев, старинная музыка или фильм о прошедших временах – это нематериальные источники.
Кроме того, источники можно разделять на письменные и неписьменные. К письменным источникам относятся разнообразные надписи, книги, письма, хроники, газеты и т.д. К неписьменным источникам относятся, например, останки древних людей, предметы и постройки, устные рассказы и фотографии, традиции и обычаи разных народов.
Знаете ли вы?
Египетская письменность
Для истории особенно важны письменные источники. Однако в древние времена люди говорили и писали на языках, которые впоследствии были забыты. Поэтому, прежде чем изучать древние письмена, необходимо было научиться читать их. Вот как была раскрыта тайна письменности Древнего Египта.
В 1799 г. около египетского города Розетты нашли камень с таинственной надписью: внизу были строчки на уже известном древнегреческом языке, а выше шли знаки в виде черточек, точек, крючков и дуг. А еще выше – маленькие рисунки: змеи, птицы, человечки, сосуды, флажки. Такие знаки древние греки называли иероглифами – «священными письменами» (потому что их было много на стенах храмов и гробниц).
Расшифровать эту табличку удалось французскому ученому Жану Франсуа Шампольону. Он предположил, что все три записи сообщают об одном и том же на разных языках. В древнегреческом тексте надписи было имя египетского царя Птолемея, обведенное рамкой. В неизвестной части надписи несколько знаков тоже были обведены такой рамкой. Шампольон предположил, что этими иероглифами также записано имя – Птолемей. Так он узнал значение нескольких знаков. Затем Шампольон стал разбирать иероглиф за иероглифом, используя уже известные ему знаки. В конце концов, надпись была прочитана, а тайна египетской письменности – раскрыта.
Франсуа Шампольон
Розеттский камень
Иероглифы и их значения
Рука помощи — хронология
Из исторических источников исследователи узнают о разнообразных событиях и фактах прошлого. Следующая задача – узнать, когда происходили эти события, и расположить их в нужном порядке во времени. Эта последовательность событий во времени называется хронологией, что в переводе с древнегреческого означает «наука о времени».
Хронологически вся история человечества разделена на две части, которые включают целые тысячелетия. Эти две большие части называются эрами. Рождество Христово считается границей между двумя эрами. Все то, что произошло до Рождества Христова, произошло до нашей эры, события после Рождества Христова относятся к нашей эре. Кроме того, ученые разделили историю на отдельные эпохи таким образом, что каждая из них имеет свои характерные, отличительные, черты. Эти эпохи называются: Первобытность, Древний мир, Средние века, Новая история и Новейшая история.
Век
Исторические события должны быть описаны как можно более подробно. Поэтому большие периоды времени – исторические эпохи – делятся, в свою очередь, на более короткие отрезки, которые называются «века» или «столетия».
Один век равен 100 годам. Каждый век начинается в 1-й день 1-го года столетия (например, 1 января 1601 года, 1 января 1901 года) и заканчивается последним днем года с двумя нулями на конце (31 декабря 1900 года, 31 декабря 2000 года).
Чтобы определить, в каком веке произошло то или иное событие, мы должны сделать следующее. Если дата – четырехзначное число, мы прибавляем 1 к первым двум цифрам даты. Например, если событие произошло в 1567 году, мы прибавляем 1 к 15 и получаем 16. Таким образом, мы узнаем, что 1567 год был в 16 веке. Если дата – трехзначное число, мы прибавляем 1 к первой цифре даты. Так, событие, произошедшее в 234 году, относится к 3 веку.
Мы так делаем потому, что период с 1-го по 100-й год нашей эры – это первый век. То есть 25 год, например, относится к первому веку, а 125 год, соответственно, уже ко второму. Обычно номер века записывают латинскими цифрами: 1567 год был в XVI веке, а 1999 – в XX веке. Точная дата любого события включает век, год и день месяца.
Год, которого нет
Занимаясь историческими подсчетами, очень просто совершить ошибку. Кажется, что возраст человека, умершего в 20 году н.э., а родившегося в 10 году до н.э., – 30 лет. Но в действительности он жил на год меньше. Так получилось потому, что в хронологии нет ”нулевого” года. Когда первый год до нашей эры закончился, сразу начался первый год нашей эры. Вернемся к нашему примеру: 10 лет + 20 лет = 30 лет, но мы должны помнить о несуществующем ”нулевом” годе и отнять 1. Итак, 30 лет – 1 год = 29 лет.
Если же событие датировано «минусовым годом» (до нашей эры), а требуется определить столетнюю годовщину этого события, которая приходится на «плюсовой год» (нашей эры), то надо, наоборот, прибавить 1.
Пример 1:
Сколько лет прожил Октавиан Август, если он родился в 63 году до н.э. и умер в 14 году н.э.?
Решение:
14 – (-63) – 1 = 14 + 63 – 1 = 76 лет
Пример 2:
Когда будет 2000-ая годовщина сражения при мысе Акции? (31 год до н.э.)
Решение:
(-31 + 2000) + 1 = 1969 + 1 = 1970 год

Запомните 1. История изучает прошлое человечества – от выделения человека из мира животных и до наших дней.
2. Мы узнаем о прошлом из исторических источников.
3. Исторические источники делятся на материальные и нематериальные, а также на письменные и неписьменные.
4. Хронология – это последовательность исторических событий во времени.
5. История делится на эры, эпохи, века, годы, месяцы, дни.

Упражнения
Упражнение 1
К какому веку относится 1300 год?
XIV
XIII
XV
Упражнение 2
Что является началом истории человечества?
появление письменности
 сооружение египетских пирамид
выделение человека из мира животных
Упражнение 3
Сколько лет прожил римский легионер, если он родился в 17 году до н.э., а умер в 26 году н.э.?
42
41
43
Упражнение 4
Расположите эти эпохи по порядку начиная с самой древней:
Новая история
Средние века
Древний мир
Новейшая история
Первобытность

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "История Древнего мира" »

История Древнего мира Урок 1. История как наука Что изучает история?

История - это наука, которая изучает прошлое человечества с древнейших времен и до наших дней. Начиная от выделения человека из мира животных, через многие века, история прослеживает этапы развития человечества: создание первых орудий труда, зарождение религий, появление письменности и науки, расцвет и падение могучих империй и далее – вплоть до сегодняшних событий.

Давайте подумаем, каким образом мы изучаем прошлое? Что мы называем историей?

Когда мы говорим о событиях, которые произошли сегодня, в прошлом году, сотню или тысячу лет назад, мы говорим об истории человечества. Началом истории считается появление человека на Земле, и каждый день мы становимся свидетелями новых исторических событий. Этот чрезвычайно долгий период времени и называется «история».


Исторические источники (1)

Кинопленка

Старая фотография

как исторический источник

Старый дом

Фрагмент старинной книги

Книга, которой несколько сотен лет

Мы узнаем о нашем прошлом из исторических источников. Такими источниками являются любые следы, оставленные человеком сознательно или случайно.

Книга, описывающая те или иные события; дом, построенный человеком; фильм, который мы смотрим по телевизору, – все это может быть историческими источниками. Устный рассказ о событиях сорокалетней давности – тоже источник. Такое разнообразие источников вынуждает исследователей разделять и классифицировать их.


Исторические источники (2)

материальные

нематериальные

письменные

неписьменные

Самое простое разделение исторических источников – на материальные (их можно потрогать руками) и нематериальные (нельзя потрогать). Материальные источники также называют вещественными свидетельствами – к ним относятся книги, орудия труда и предметы быта, рисунки, постройки, памятники, захоронения и даже деревья. А устные рассказы очевидцев, старинная музыка или фильм о прошедших временах – это нематериальные источники.

Кроме того, источники можно разделять на письменные и неписьменные. К письменным источникам относятся разнообразные надписи, книги, письма, хроники, газеты и т.д. К неписьменным источникам относятся, например, останки древних людей, предметы и постройки, устные рассказы и фотографии, традиции и обычаи разных народов.

Знаете ли вы?

Египетская письменность

Для истории особенно важны письменные источники. Однако в древние времена люди говорили и писали на языках, которые впоследствии были забыты. Поэтому, прежде чем изучать древние письмена, необходимо было научиться читать их. Вот как была раскрыта тайна письменности Древнего Египта.

В 1799 г. около египетского города Розетты нашли камень с таинственной надписью: внизу были строчки на уже известном древнегреческом языке, а выше шли знаки в виде черточек, точек, крючков и дуг. А еще выше – маленькие рисунки: змеи, птицы, человечки, сосуды, флажки. Такие знаки древние греки называли иероглифами – «священными письменами» (потому что их было много на стенах храмов и гробниц).

Расшифровать эту табличку удалось французскому ученому Жану Франсуа Шампольону. Он предположил, что все три записи сообщают об одном и том же на разных языках. В древнегреческом тексте надписи было имя египетского царя Птолемея, обведенное рамкой. В неизвестной части надписи несколько знаков тоже были обведены такой рамкой. Шампольон предположил, что этими иероглифами также записано имя – Птолемей. Так он узнал значение нескольких знаков. Затем Шампольон стал разбирать иероглиф за иероглифом, используя уже известные ему знаки. В конце концов, надпись была прочитана, а тайна египетской письменности – раскрыта.

Франсуа Шампольон

Розеттский камень

Иероглифы и их значения

Рука помощи — хронология

Из исторических источников исследователи узнают о разнообразных событиях и фактах прошлого. Следующая задача – узнать, когда происходили эти события, и расположить их в нужном порядке во времени. Эта последовательность событий во времени называется хронологией, что в переводе с древнегреческого означает «наука о времени».

Хронологически вся история человечества разделена на две части, которые включают целые тысячелетия. Эти две большие части называются эрами. Рождество Христово считается границей между двумя эрами. Все то, что произошло до Рождества Христова, произошло до нашей эры, события после Рождества Христова относятся к нашей эре. Кроме того, ученые разделили историю на отдельные эпохи таким образом, что каждая из них имеет свои характерные, отличительные, черты. Эти эпохи называются: Первобытность, Древний мир, Средние века, Новая история и Новейшая история.

Век

Исторические события должны быть описаны как можно более подробно. Поэтому большие периоды времени – исторические эпохи – делятся, в свою очередь, на более короткие отрезки, которые называются «века» или «столетия».

Один век равен 100 годам. Каждый век начинается в 1-й день 1-го года столетия (например, 1 января 1601 года, 1 января 1901 года) и заканчивается последним днем года с двумя нулями на конце (31 декабря 1900 года, 31 декабря 2000 года).

Чтобы определить, в каком веке произошло то или иное событие, мы должны сделать следующее. Если дата – четырехзначное число, мы прибавляем 1 к первым двум цифрам даты. Например, если событие произошло в 1567 году, мы прибавляем 1 к 15 и получаем 16. Таким образом, мы узнаем, что 1567 год был в 16 веке. Если дата – трехзначное число, мы прибавляем 1 к первой цифре даты. Так, событие, произошедшее в 234 году, относится к 3 веку.

Мы так делаем потому, что период с 1-го по 100-й год нашей эры – это первый век. То есть 25 год, например, относится к первому веку, а 125 год, соответственно, уже ко второму. Обычно номер века записывают латинскими цифрами: 1567 год был в XVI веке, а 1999 – в XX веке. Точная дата любого события включает век, год и день месяца.

Год, которого нет

Занимаясь историческими подсчетами, очень просто совершить ошибку. Кажется, что возраст человека, умершего в 20 году н.э., а родившегося в 10 году до н.э., – 30 лет. Но в действительности он жил на год меньше. Так получилось потому, что в хронологии нет ”нулевого” года. Когда первый год до нашей эры закончился, сразу начался первый год нашей эры. Вернемся к нашему примеру: 10 лет + 20 лет = 30 лет, но мы должны помнить о несуществующем ”нулевом” годе и отнять 1. Итак, 30 лет – 1 год = 29 лет.

Если же событие датировано «минусовым годом» (до нашей эры), а требуется определить столетнюю годовщину этого события, которая приходится на «плюсовой год» (нашей эры), то надо, наоборот, прибавить 1.

Пример 1:

Сколько лет прожил Октавиан Август, если он родился в 63 году до н.э. и умер в 14 году н.э.?

Решение:

14 – (-63) – 1 = 14 + 63 – 1 = 76 лет

Пример 2:

Когда будет 2000-ая годовщина сражения при мысе Акции? (31 год до н.э.)

Решение:

(-31 + 2000) + 1 = 1969 + 1 = 1970 год


Запомните

1. История изучает прошлое человечества – от выделения человека из мира животных и до наших дней.

2. Мы узнаем о прошлом из исторических источников.

3. Исторические источники делятся на материальные и нематериальные, а также на письменные и неписьменные.

4. Хронология – это последовательность исторических событий во времени.

5. История делится на эры, эпохи, века, годы, месяцы, дни.


Упражнения

Упражнение 1

К какому веку относится 1300 год?

XIV

XIII

XV

Упражнение 2

Что является началом истории человечества?

появление письменности

сооружение египетских пирамид

выделение человека из мира животных

Упражнение 3

Сколько лет прожил римский легионер, если он родился в 17 году до н.э., а умер в 26 году н.э.?

42

41

43

Упражнение 4

Расположите эти эпохи по порядку начиная с самой древней:

Новая история

Средние века

Древний мир

Новейшая история

Первобытность



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "История Древнего мира"

Автор: Гимадиева Гульчачак Исмагиловна

Дата: 17.10.2014

Номер свидетельства: 119814

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока истории Древнего мира "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-istorii-drievniegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "229578"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441805755"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "план -конспект по истории древнего мира  "Древний Египет""
    ["seo_title"] => string(61) "plan-konspiekt-po-istorii-drievniegho-mira-drievnii-ieghipiet"
    ["file_id"] => string(6) "315211"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459850293"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока истории 5 класса на тему "Братья Гракхи""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-istorii-5-klassa-na-tiemu-brat-ia-grakkhi"
    ["file_id"] => string(6) "258698"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448552068"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) ""Конспект урока по истории для 5 класса" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-po-istorii-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "171198"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423651528"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Конспект урока истори"
    ["seo_title"] => string(22) "konspiekt_uroka_istori"
    ["file_id"] => string(6) "380457"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484655527"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства