Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: «Предлоги и приставки» (русский язык 3 класс)»
Администрация Суражского района Брянской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Нивнянская средняя общеобразовательная школа
Суражского района Брянской области
243523,Россия, Брянская область, Суражский район, с. Нивное, ул. Садовая, дом 6
Тел. 8 (48330)9-32-14 E-mail: nivn@bk.ru сайт: http://srz-nvn.sch.b-edu.ru/ИНН:3229003222 КПП:322901001 ОГРН:1023201329480
Конспект урока на тему:
«Предлоги и приставки»
(русский язык 3 класс)
Разработала учитель
начальных классов
Литвякова Е.П.
2021-2022 уч. год
Цели урока:
образовательные: развитие умения различать предлоги и приставки, правильно писать их; продолжить работу по умению писать слова с изученными орфограммами; выделять приставки в словах;
развивающие: развитие у учащихся умения выделять главное при определении орфограммы, обобщать изученное, умения работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания; развитие мышления, внимания и речи учащихся;
воспитывающая: воспитание у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.
Методические приемы:
рассказ учителя,
проблемные вопросы,
работа над новыми понятиями,
творческие задания,
практические упражнения.
Педагогические технологии:
элементы технологии проблемного обучения,
элементы игровой технологии,
здоровье сберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).
Ход урока
1.Организационный момент
– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.
Мы рады приветствовать вас в классе Возможно есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло Пусть будет уютно и очень легко, Поручено нам вас сегодня встречать, Но начнем же урок, не будем зря время терять.
- Итак, начнем наш урок. Откройте тетради, запишите число.
2. Минутка чистописания.
Первая станция «Отгадай-ка».
– На этой станции вы должны отгадать загадку и записать в тетрадях первую букву отгадки.
Дел у меня немало – Я белым одеялом Всю землю укрываю В лед реки убираю.
– Что это? (зима)
– Посмотрите на образец на доске и красиво пропишите букву в тетради. (Запись букв з З)
– А сейчас подберите к слову зима родственные слова и запишите их в тетрадь. Разберите по составу. (Зима – зимний, перезимовать, зимушка, зимовать, зимующий.)
3. Постановка темы урока
– Мы все еще находимся на станции «Отгадай-ка», отгадав кроссворд, мы узнаем, как называется тема нашего урока. Вы должны будете записывать одновременно слова в тетрадь и проверять их по доске.
Не снег и не лед, А серебром деревья уберет. (Иней)
Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его – всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
Под Новый год пришел он в дом Таким румяным толстяком. Но с каждым днем терял он вес И, наконец, совсем исчез. (Календарь)
Верхняя одежда. (Пальто)
В предложении на службе С падежом всегда он в дружбе. На него показывает И слова все связывает. (Предлог)
У избы побывал – Все окно разрисовал, У реки погостил – Во всю реку мост мостил. (Мороз)
Два коня у меня, Два коня. По воде они возят меня. А вода тверда, Словно каменная! (Коньки)
Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду – упадет Не вода уже. А лед. Даже птице не летится, От мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи за месяц это? (Январь)
Он в берлоге спит зимой Под большой сосной, А когда придет весна Просыпается от сна. (Медведь)
Рядом с дворником всегда. Разгребаю снег кругом. И ребятам помогаю Делать горку, строить дом. (Лопата)
Перед корнем подставляем Эту часть. Как называем? (Приставка)
4.Работа по теме урока
Учитель: Как вы думаете, как называется тема нашего урока? («Предлоги и приставки»). Мы отправляемся в путешествие в страну «Предлогов и приставок» и нас, конечно, будут интересовать слова с приставками и предлогами. Какие цели мы поставим?
Дети:
– Во-первых, мы должны вспомнить, что же такое приставка.
– Во- вторых, мы должны вспомнить, что же такое предлог.
– В-третьих, необходимо вспомнить правописание предлогов и приставок.
Учитель: Как видите, немало трудностей ждет нас впереди, но у меня нет сомнений в том, что нас ждет, незабываемое путешествие. Ребята, что вы помните о приставках и предлогах?
– Что такое приставка?
Дети: Часть слова, находится перед корнем и служит для образования слов.
Учитель: А что такое предлог?
Дети: Часть речи, которая служит для связи слов в предложении.
Учитель: А что вы помните о правописании предлогов и приставок?
Дети: Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Между приставкой и корнем нельзя вставить вопрос и или другое слово.
Учитель: Может ли употребляться предлог перед словом, обозначающим действие?
Дети: Предлога не бывает перед словом, обозначающим действие.
Учитель: Отправляемся дальше в путешествие!
Станция «Поиграй-ка»
Учитель:
– Я буду называть словосочетания, а вы замените каждое словосочетание словом с приставкой. Например: часы на стене – настенные часы.
Повязка на рукаве – …
Шаг без шума – …
Переход под землей – …
Камни под водой – …
Совет без пользы – …
Годы до войны – …
Значок на груди – …
Станция «Найди-ка»
Игра «Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?» (работа в парах)
– А теперь, ребята, сделайте взаимопроверку. Если задание выполнено правильно, то поставьте знак +, а если неправильно, то знак -.
5. Физкультминутка.
Станция «Отдыхай-ка».
(гимнастика для глаз)
Вот метель гулять пустилась. Сюда снежинка прилепилась. Вот она летает, порхает, Следите за ней глазками.
Станция «Отдыхай-ка»
– Продолжаем наше путешествие. Если в слове есть приставка, то хлопают мальчики. Если слово с предлогом – девочки.
Заметать, на санки, заморозил, у вьюги, у снежинки, прогулка, к снеговику, поспешила, заметает, на ветру, замёрз, на катке, замерзнуть, с горы, подснежник.
6. Закрепление пройденного материала.
Станция «Подумай-ка»(работа в группах)
Карточка 1
Составьте из слов каждой строки предложения. Подчеркните предлоги и приставки. Морозы, трескучие, на, стояли, улице. Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам. Прилетали, к. вороны, кормушке, и, воробьи, синички
Карточка 2
Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните предлоги и выделите приставки. В лес примч…лся первый сне… Попр…сился на ночлег. Перепуганный не в шутку, Примерять стал зайчик шу…ку. Без иголки, без портного Шу…ка новая готова.
Карточка 3
Выделите приставки в словах. Закрутила метель. Белка поспешила к гнезду. Гнездо у зверька тёплое. Забралась белка в гнездо, прикрылась пушистым хвостиком. Затихла непогода. Вылезла белка из гнезда. Вкусная еда у пушистого зверька запасена в кладовой. (7 слов
Станция «Проверяй-ка» (Проверочная работа по карточкам)
Карточка 1
– В чём смысл этого текста?
– Для чего нужны кормушки?
– На каких уроках мы об этом говорили?
– У кого из вас есть кормушка для птиц?
Карточка 2
– Объясни пропущенные орфограммы.
– Какую шубку стал примерять заяц?
– Для чего ему новая шубка?
Карточка 4
– Как зимует белка?
– Ребята, вы, наверное, устали и я предлагаю вам еще немножко отдохнуть.
7. Физкультминутка (приставки)
8. Подведение итогов.
– Какую тему мы изучали на уроке? Как вы думаете, мы справились с поставленными целями? Что запомнилось или понравилось на сегодняшнем уроке?
– Ребята, отгадайте шараду.
Корень мой находится в цене, В очерке найти приставку мне Суффикс мой в тетрадке, все встречаем Весь же в дневнике я и в журнале (О-цен-ка)
– Итак, ребята вы хорошо поработали, оцените себя. Выберите значок, который больше вам подходит. (Рефлексия урока)