Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Охрана животных"»
Конспект открытого урока по окружающему миру
на тему «Охрана животных» (3класс)
учителя начальных классов МБОУ «Гимназия №1»
Глазкрицкой Натальи Викторовны
Тема урока: «Охрана животных».
Цели урока:
Расширить и углубить знания учащихся о животных, которые внесены в Красную книгу России и Брянской области.
Узнать о роли заповедников, заказников, национальных парков, зоопарков.
Формировать чувства ответственности за всё живое.
Рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди.
Развивать мышление детей, учить сравнивать, обобщать, наблюдать.
Создавать атмосферу доброжелательности между учителем и учащимися.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся объяснять, почему многие животные стали редкими, как нужно охранять животных, оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы, анализировать, делать выводы.
Оборудование: ноутбук, проектор, рабочие тетради, учебники, мультимедийная презентация, карточки с условными знаками, тексты правил поведения друзей природы, опорные карточки.
Ход урока
1.Орг. момент.
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
2. Введение в новую тему.
а) Формулирование темы и целей урока:
(Открывается слайд презентации).
- Посмотрите, как прекрасен этот мир и как великолепны творения природы. Ими
бы только восхищаться, удивляться выдумками природы, если бы не одно
тягостное обстоятельство: многим из этих животных угрожает опасность
исчезновения с лица Земли. Чтобы узнать тему урока, прослушайте стих-е.
( стих-е о природе читает учитель)
Звери, рыбы, пауки и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни. и
-Кто догадался о чем мы будем говорить? Какая тема урока? (Охрана животных).
- Правильно, ребята, тема нашего урока: «Охрана животных».(Слайд презентации)
На уроке мы расширим наши знания о животных , которые занесены в
Красную книгу России и Брянской области, а следовательно находятся под
угрозой исчезновения. Узнаем, какие меры принимаются людьми по защите и охране животных. Рассмотрим экологические правила поведения в природе.
3.Работа по теме урока.
- Ребята, как вы думаете, почему многим животным грозит исчезновение с лица Земли?(Ответы детей).
а) работа по печатной тетради:
№2 (с.63) выполняют в парах:
Пронумеруй примеры отрицательного воздействия человека на мир животных,
выраженные этими знаками.
Расскажи с помощью этих знаков, почему многие виды диких животных становятся редкими. ( Проверка на слайде презентации).
- С начала 17 века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по
вине человека. Поэтому люди создали Красную книгу. Есть Международная
Красная книга. В отдельных государствах есть свои Красные книги, например
Красная книга России. В нашей стране есть Красные книги отдельных регионов.
Например, Красная книга Брянской области. (Слайды презентации, учитель показывает книги.)
- Для чего нужна Красная книга?
(Она нас информирует- какие растения и животные в опасности. Она призывает
изучать и охранять природу.)
Послушайте стихотворение о Красной книге: (ученик читает стих -е)
Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы!
в) путешествие по страницам Красной книги России:
- А сейчас отправимся в путешествие по страницам Красной книги России,
поиграем в игру «Отгадай животное». Я читаю описание животного, а вы внимательно слушаете и отгадываете.
«Мы — чистые вегетарианцы. Летом питаемся водными и прибрежными травами, а ближе к осени начинаем переходить на ветви и кору деревьев, так как в спячку не впадаем. Осенью мы заготавливают запасы на зиму. Валим деревья, подгрызая их у основания. Затем притапливаем их в воде. Сооружаем на водоёмах плотины. Нас осталось мало, потому что люди уничтожали нас из-за ценного меха.» (Бобры.) (Слайд презентации).
«Я – прекрасный охотник. Быстро бегаю. Обычно нападаю из засады. Любимая моя добыча – олени, дикие свиньи, антилопы. Когда – то было нас много, а теперь мы стали редкими животными, потому что нас уничтожили из-за ценного красивого желто-полосатого меха. Живём мы на юго-востоке нашей стране.» (Амурский тигр.) (Слайд презентации).
«Меня называют владыкой Арктики. Я обитаю на Севере нашей страны. Я прекрасный пловец, крупный зверь. Питаюсь рыбой, тюленями, молодыми моржами. Издавна люди охотятся на нас. Они используют в пищу наше мясо, жир для хозяйственных целей, белую шкуру для одежды». (Белый медведь.) (Слайд презентации).
«Я удивительно красивая птица с нежно-розовым оперением. Населяю мелководные солёные озёра и морские отмели. Питаюсь рачками, моллюсками, насекомыми, водорослями. Я стала редкой, поскольку многие десятилетия подвергалась преследованию ради вкусного мяса, красивого пера и пуха.» (Фламинго.) (Слайд презентации).
4. Физкультминутка.
Мы шагаем , мы шагаем
Руки выше поднимаем
Голову не опускаем
Дышим ровно, глубоко.
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда
Тихо птенчика берем
И назад его кладем.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса
Мы лисицу обхитрим
На носочках побежим.
На полянку мы заходим
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться
5. Продолжение работы по теме урока.
- Ребята, как вы думаете, где смогут звери найти защиту и понимание?
(В заповедниках)
-Под особой охраной животные находятся в заповедниках, заказниках, национальных парках. Помогают охране животных и зоопарки. Теперь я приглашаю вас в путешествие по заповедным местам России.
(Рассказы детей )
«Заповедники – это большие участки земли, где вся природа находится под строгой охраной. Всего в России 101 заповедник. В нашей области тоже есть заповедник «Брянский лес». Заповедник основан в 1987 году с целью охраны леса и животных. Находится на территориях Суземского и Трубчевского районов. Надвое разделён рекой Неруссой.
На территории заповедника встречаются лисицы, волки, кабаны, косули, олени, лоси, бурые медведи, зайцы, много различных птиц. Есть редкие виды животных и птиц: русская выхухоль, чёрный аист. В заповедник были завезены зубры. Они хорошо прижились и уже дали потомство.» (Идут слайды презентации).
-А сейчас мы полюбуемся красотой природы нашего родного края и посмотрим на жизнь обитателей заповедника «Брянский лес». (Просмотр видео).
-Посмотрите на карту России. Здесь обозначены заповедники. Они есть во всех уголках нашей огромной страны. (Слайд презентации)
«Заказники – это тоже охраняемая природная территория, но в отличие от заповедника под охраной находится не весь природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды. В нашей стране 70 государственных заказников.
Я расскажу о заказнике «Лебединый». Заказник находится в Алтайском крае. Он был образован в сентябре 1973 года. Незамерзающие озёра – вот магнит, который притягивает лебедей на Алтай. Они прилетают сюда в ноябре на зимовку. Среди сугробов и льдин грациозно двигаются большие белоснежные птицы. В дымке парящей воды они похожи на волшебный мираж. Лебеди, как и люди, ищут места, где можно жить в спокойствии. Люди и птицы дружно соседствуют уже несколько десятилетий.» (Просмотр слайдов)
«Национальные парки – это природные музеи под открытым небом. Здесь проводят экскурсии для всех любителей природы. Национальные парки довольно молодые. Они были созданы менее 30 лет назад. В нашей стране насчитывается 35 национальных парков. Первым национальным парком являлся «Лосиный остров» (близ Москвы).
Я хочу рассказать о национальном парке «Земля леопарда». Он был создан в Приморском крае с целью сохранения в природных условиях популяции дальневосточного леопарда. В национальном парке был сделан уникальный сериал о леопардах «Пятнистая семейка». Он показывает реальную жизнь многодетной семьи леопардов. Снимался он скрытыми камерами, без всяких спецэффектов.» (Просмотр слайдов)
Самостоятельная работа учащихся.
-А сейчас о роли зоопарков прочитайте самостоятельно в учебнике на стр. 110-111. Читайте внимательно, вам нужно будет ответить на мои вопросы.
(Учащиеся самостоятельно читают статью в учебнике).
-Для чего нужны зоопарки?
(Зоопарки нужны, чтобы знакомить с животными всех желающих. В них проводят свои исследования учёные- зоологи. Это убежища для животных.)
-Какие исследования проводились в Московском зоопарке?
(Изучали особенности питания сотен видов животных. Этими научными данными пользуются работники других зоопарков, когда составляют меню для своих питомцев.)
-Что ещё узнали о Московском зоопарке?
( Когда в тайге почти не осталось соболей, в Московском зоопарке удалось получить приплод от них. И это помогло спасти соболя от полного исчезновения. Сейчас в зоопарках содержат редких животных многих видов.)
-Подведём итог, что же такое зоопарк?
(Это «живой музей» для всех любителей природы. Это «живая» лаборатория для учёных. Это убежище для редких животных.) (Просмотр слайдов)
6. Закрепление изученного.
- Как вы думаете, беречь и охранять нужно только редких животных?
( Нет, нужно беречь и охранять всех без исключения животных. Их жизнь часто
зависит от вас, от вашего поведения в природе.)
-Обитатели нашего Брянского леса очень беспокоятся, не нарушите ли вы их привычную жизнь, если придёте к ним в дом. Поэтому они просят вас вспомнить правила друзей природы.
-Давайте вспомним экологические правила. (Работа в группах)
-Подберите к этим условным знакам нужные пункты правил поведения в природе (учащимся раздаются тексты и условные знаки ).
Правила друзей природы.
Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших делать для них домики.
Не будем подходить близко к гнёздам птиц и прикасаться к ним, чтобы птицы – родители не покинули его.
Весной и в начале лета в лесу и в парке не будем отпускать собаку с поводка. Ведь она может поймать беспомощных птенцов и детёнышей зверей.
Не будем ловить и уносить домой здоровых детёнышей зверей и птенцов. В природе о них позаботятся взрослые животные.
Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов. Будем составлять букеты из тех растений, которые выращены человеком.
Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
Не разоряй муравейники.
В лесу ходите по тропинкам, чтобы растения и грибы не погибли от вытаптывания.
Берегите лягушек, жаб и их головастиков.
(Ребята от группы отвечают)
- Вы успешно справились с заданием, поэтому каждый из вас получит правила друзей природы на осенних листочках.
(Каждому дать памятку домой)
-На какие пункты правила не было условных знаков? Прочитайте их.
-Теперь мне за вас не будет стыдно, вы хорошо знаете экологические правила, будете всегда их выполнять, следовательно, можете спокойно путешествовать по лесам.
Рефлексия, самооценка.
-Подведём итог нашей работы. Воспользуемся фразами: (Слайд презентации)
«Я узнал…»
«Я удивился …»
«Я запомнил..»
«Меня поразило то, что …»
- У вас на партах лежат карточки с «Лесенкой знаний». Отметьте, кто на какой ступеньке знаний находится по результатам изучения нового материала.
(Выставление отметок).
Итог урока.
- Мне хотелось бы закончить сегодняшний урок следующим стихотворением:
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся снами рядом!
Бабочку не трогай!
Будем помнить мы всегда-
Их не так уж много!
(Учащиеся исполняют песню «Не дразните собак»)
Д. з. Учебник: С. 106-111 прочитать, ответить на вопросы. Рабочая тетрадь: №3, 4, 5, 6 (с.64-65)