Оборудование: учебник по литературному чтению 4 класса «Перспектива», доска, портрет Л.Н. Толстого
Этапы уроков | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1.Организационно – мотивационный | Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Проверьте свою готовность к уроку: дневник, учебник и пенал. | Приветствую учителя, и проверяют готовность к уроку. | Коммуникативные УУД: -Слушают и понимают учителя |
2.Проверка домашнего задания | -Ребята, что вам было задано домой? -Верно! Спрашивает несколько учащихся прочитать выразительно на оценку. | -Выразительное чтение басни И.А. Крылова Читают выразительно на оценку | Коммуникативные УУД: -Слушают и понимают учителя и одноклассников |
3. Сообщение темы и целей урока | -Что значит басня? -В словаре Ожегова написано, что басня - краткий иносказательное, нравоучительный рассказ. -В чем заключается особенность басни? -Что принято принимать под словом мораль? -Какие герои бывают в баснях? -Посмотрите на доску, вы узнали кто это? -Что вы знаете о чем? -С какими его произведениями мы знакомы? -На какие группы можно разделить эти произведения? -Как вы думаете, какая тема нашего урока? Зачем дома готовили выразительное чтение стихотворения? -С каким автором басен мы будем знакомиться? -Тема урока: Басни Л.Н. Толстого -Какая цель нашего урока будет? | -Маленький рассказ с моралью. Слушают учителя -В ней есть мораль. -Мораль чему-то учит -Животные -Л.Н. Толстой Отвечают на вопросы -Рассказы и басни -Басни -Л.Н. Толстого. Слушают учителя -Познакомиться с новыми баснями Л.Н. Толстого | Коммуникативные: -строят монологическое высказывание; -пользуются речевыми средствами в диалоге с учителем и одноклассниками; -учитывают разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога Предметные: Познавательные: -читают текст, понимать фактическое содержание текста; -определяют тему и главную мысль произведения, обосновывать своё утверждение; |
4. Открытие новых знаний | 1.Знакомство с произведением -Откройте учебники на стр. 128. -Прочитайте название басни, как вы думаете, о чем она? Первичное чтение басни «Кто прав» учителем Один человек сказал, что он хочет так жить, чтобы враги боялись его. А другой сказал, что лучше так жить, чтобы враги боялись, а друзья бы любили. А третий сказал: — Лучше так жить, чтобы не было врагов, а чтобы все были друзья. -Ваши впечатления? -Прочитайте басню про себя. -В чем смысл, мораль басни? -Какие герои в басни? Первичное чтение басни «Мудрый старик» учителем Старик сажал яблони. Ему сказали: — Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка. Старик сказал: — Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут. -Ваши впечатления? -Прочитайте выразительно вслух. -Что делал старик? -Что ответил людям? Согласны ли вы с ним? -Какие черты характера проявились у старика? -В чем заключается главная мысль басни Л.Н. Толстого? | Открывают учебник Читают название Слушают учителя Отвечают на вопрос Читают басню Отвечают на вопросы Слушают учителя Читают выразительно вслух -Сажал яблоки -Что он не съест яблоки, а другие съедят и скажут ему спасибо. -Ум, благородство, доброта, внимательное отношение к окружающим. Отвечают на вопрос | Коммуникативные: - строить монологическое высказывание; - пользоваться речевыми средствами в диалоге с учителем и одноклассниками; -учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога Предметные: -определяют тему и главную мысль произведения, обосновывать своё утверждение; -владеют навыками выразительного чтения, анализа текста. Познавательные: -читают текст, понимать фактическое содержание текста; -находят в тексте ответ на заданный вопрос |
4.Физкультминутка | Дружно за руки взялись! Руки вверх, руки вниз! Руки быстро в кулачок, Положили на бочок. Вправо-влево покачались, Назад-вперед, назад-вперед. Ну-ка, кто там отстает? | Внимательно слушают учителя и повторяют движения | Коммуникативные УУД: -Слушать и понимать учителя и одноклассников |
5. Открытие новых знаний | -Давайте познакомимся с еще одной басней. -Прочитайте на доске название басни, как вы думаете, о чем она? Первичное чтение басни «Два товарища» учителем Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: "Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?" "А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают". -Ваши впечатления? -Прочитайте про себя. -Прочитайте выразительно вслух. -Что произошло между двумя товарищами в лесу? -Что сделал первый товарищ? -Что сделал второй товарищ? -Чей поступок вам не понравился? Почему? -Какая мораль, смысл в этой басни? -Как вы считаете, басни Толстого и Крылова отличаются и чем? -Какие герои были в басни Крылова? -С кем сравнивает их Крылов? -Какие герои были в басни Толстого? | Слушают задание Читают название и предполагают о чём оно Слушают учителя Отвечают на вопросы Читают про себя Выразительно читают -В лесу на них выскочил медведь. Отвечают на вопросы. Говорят мораль и смысл басни Отвечают на вопросы -Животные. -С людьми. -Люди. | Коммуникативные: - строят монологическое высказывание; - пользоваться речевыми средствами в диалоге с учителем и одноклассниками; -учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога Предметные: -овладевают навыками выразительного чтения, анализа текста -определяют тему и главную мысль произведения, обосновывать своё утверждение; Познавательные: -читают текст, понимают фактическое содержание текста; -находят в тексте ответ на заданный вопрос |
6. Подведение итогов | -С чем знакомились сегодня? -Какая цель урока была? Мы её добились? -Что такое басня? -В чем её особенность? -Что такое мораль? -Какие герои у Толстого? | -С баснями -Познакомиться с баснями Л.Н Толстого. Мы еще добились. Отвечают на вопросы | Коммуникативные: - строят монологическое высказывание; Познавательные: -находят в тексте ответ на заданный вопрос |
7. Домашнее задание | -Откройте дневники и запишите домашнее задание: Придумать маленький рассказ, где будет мораль. | Слушают учителя и задают вопросы, если не понятно | Коммуникативные: -Слушают и понимают учителя |
8. Рефлексия | -Оцените на уроке работу свою и класса. -Вы сегодня молодцы, урок закончен! Спасибо за урок! | Оценивают свою работу на уроке | Коммуникативные: - строят монологическое высказывание; |