(меньше)?» и его связь с действием вычитания.
- формировать первоначальные навыки сбора информации, используя вопросы познавательного характера;
- формировать умения оценивать свою работу.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный этап. Создание мотивации успеха. | Ребята, давайте произнесём слова, которые будут девизом нашего урока. Повернитесь лицом друг к другу, повторяйте за мной: - Я желаю тебе добра, - Ты желаешь мне добра. - Если тебе трудно, я помогу. А теперь, повернитесь ко мне лицом: - Если вам будет трудно, я помогу вам. - Сегодня, ребята, у нас урок – открытия нового. А чтобы узнать новое, надо что сделать? | Слушают стихотворение. Выполняют движения: закрывают глазки, поднимают руки вверх, ловят солнечные лучики и прижимают их к сердцу. Эмоционально настраиваются на урок. Вспомнить всё, что уже знаем. |
II. Актуализация опорных знаний учащихся | Вот и начнём урок с повторения изученного. Сегодня с вами мы отправляемся в путешествие с медвежонком по имени Вини – Пух (слайд с названием урока и картинкой Вини – Пуха). Вини – Пух неутомимый Шёл однажды по делам. Видит: вьётся рой пчелиный Возле липы у дупла. Наш проворный Вини – Пух Уловил медовый дух И на дерево полез. Где же Пух? Он где – то здесь. Где же пчёлы? Улетели. | Показывают соответствующее знаки действий. |
III. Целеполагание и мотивация | - Молодцы, ребята, справились с заданием. Нашли Пуха. Он оказался на поляне, а вместе с ним и пчёлки (слайд с Винни – Пухом, пчёлки сидят на цветочках). - Ребята, скажите: - Всем ли пчёлкам хватило цветочков? - Что можете сказать о количестве цветочков и пчёлок? - На сколько? - А как узнали? - Есть друзья у медвежонка: Ослик Иа с поросёнком. Прогуляться по просёлку Вся компания пошла. И собой шары взяла. - Помоги сравнить сейчас ты медвежонку: Количество шариков у поросёнка и у ослика. (слайд с шариками) - Чем различаются шарики? - Чем похожи? - Закройте глазки. (на слайде появились ещё 3 красных шарика) - Что изменилось? - Сравните количество красных шариков у поросёнка и количество синих шариков у ослика. Что можете сказать? - На сколько красных шариков больше у поросёнка? - Если у поросёнка на 3 шарика больше, значит у ослика….? Что мы сейчас делали? - Какова тема урока? слайд с темой урока: На сколько больше (меньше)? Постановка проблемы. - Можем ли мы сейчас сказать какое действие нужно выполнить, чтобы унать на сколько одно число больше или меньше другого? - А хотите узнать? - Какую цель поставим перед собой? - Сегодня с Вини – Пухом и его друзьями мы научимся сравнивать предметы, и отвечать на вопросы: «На сколько больше (меньше)? | Цветочков меньше, пчёлок больше. На 2 Не хватило цветочков. Дети сравнивают. Цветом. Количеством. Красных столько же, сколько синих (5) У поросёнка появились 3 красных шарика (8) У поросёнка шариков больше, а у ослика меньше. На 3. На 3 синих шарика меньше. Сравнивали предметы. На сколько больше (меньше)? Мы не знаем. Да. Нам необходимо узнать на сколько одно число больше или меньше другого. |
IV. Открытие новых знаний | - Ну что ж, вперёд за новыми знаниями! - Пух с друзьями с прогулки возвращался Но в дороге потерялся. Что тут делать? Лес большой! Как попасть ему домой? - Справа – сосны, слева – берёзы. Вы ребята помогите Ему ответить на вопрос: Как узнать на сколько одних деревьев больше, чем других? И тогда наш медвежонок найдёт дорогу домой. - Ребята, давайте поможем Вини – Пуху ответить на этот вопрос. К доске прикреплён лист бумаги, на нём рисунок. - Как можно сравнить деревья? - Каких деревьев больше? На сколько? Почему? - Сколько сосен? - Сколько берёз? - Какое действие нужно выполнить, чтобы ответить на вопрос: «На сколько сосен больше, чем берёз?» Учитель зачёркивает 5 сосен и записывает равенство: 7 – 5 = 2 - Если сосен больше, значит берёз…? - Почему берёз меньше? - Какое действие нужно выполнить, чтобы ответить на вопрос: «На сколько берёз меньше, чем сосен?» Учитель: Значит, чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, что нужно сделать? слайд Правило: Чтобы ответить на вопрос: На сколько одно число больше или меньше другого надо: Из большего числа вычесть меньшее. - Молодцы, ребята. Вы помогли Пуху найти дорогу до дома. И в благодарность за это он хочет с вами поиграть. | Соединить парами. Выходит к доске один ученик и соединяет маркером. Сосен больше на 2, потому что их столько же сколько берёз, да ещё 2. 7 5 Надо из семи вычесть пять. Меньше на 2. Их столько же, но без 2. Надо из семи вычесть пять. Надо из большего вычесть меньшее. |
Физминутка для глаз (могут встать) | Игра «Да – нет». Ребята, если вы согласны с утверждением, то становитесь по правую руку от меня, если нет – по левую. Волк меньше слона. Кошка больше бегемота. Девочка меньше домика. Мышка больше кошки. Арбуз меньше апельсина. Крот меньше лисы. Собака меньше медведя. Заяц меньше ежа. | Динамическая пауза. |
V. Первичное закрепление изученного | - Было солнечно и сухо Дома ослик и поросёнок Ждали Вини – Пуха. Они книжечку открыли Объяснить его просили, Что означает равенство: 5 – 3 = 2 а) Работа с учебником, с 114 № 269 (устно) | Ребята обсуждают и делают вывод. 5 – 3 = 2 означает, что из 5 цыплят вычли (удалили) столько же цыплят, сколько было яиц. Цыплят на 2 больше, чем яиц. Яиц на 2 меньше, чем цыплят. |
Физминутка | Зарядка для глаз. Слайд с Вини – Пухом. | Выполняют движения глазами. |
Самостоятельная работа в группах. | Поросёнок, ослик, Пух Начали срисовывать картинку, Но не окончив рисовать Стали домик собирать. - Ребята, давайте дорисуем эту картинку. б) Работа с тетрадью на печатной основе, с 29 - На этой страничке даются задания. Прочитайте и выполните по группам. Проверка всех 3 заданий на слайде. У кого не так исправьте. | Сравнивают числа. Записывают выражение, с помощью которого узнают, на сколько больше… Работают в группах. |
VI. Закрепление изученного материала | - Получил Пух вечером Письмецо в конверте. Много там вопросов разных И на все нужны ответы. Догадаться он не может. Дети, вы ему поможете? в) Самостоятельная работа в парах (разноуровневая). По одному человеку из пары подходят к учителю и берут конверты с заданиями. Затем учитель объясняет задание. Появляется слайд. - Ребята, вы можете за партой не только сидеть, но стоять. Располагайтесь так, как вам будет удобно. Проверка фронтальная. Слабые пары. Учитель: - На сколько больше жучков? - На сколько меньше самолётов? - А как вы узнали? Сильные пары. Учитель: - Прочитай задачу. - На сколько кубиков больше в зелёной коробке? - Какой ответ в задаче? | Слабые пары сравнивают предметы. Сильные – решают задачи на сравнение. |
VII. Итог урока. Рефлексия | - Чему мы сегодня учились на уроке? - Сегодня на уроке я научился …. - Мне было трудно, но я справился… - Как узнать: На сколько одно число больше (меньше) другого? Слайд с выводом. А сейчас возьмите карточки с изображением Винни – Пуха. Сделайте лицо грустным если вам на уроке было трудно. Нарисуйте улыбку медвежонку вы отлично работали, всё поняли, можете объяснить другим. - Было поздно. Все устали, Все загадки отгадали И пустились по домам. Отдохнуть пора и нам! -Итак, ребята, мы с вами возвращаемся из путешествия в класс. Вы были сегодня внимательными, активными, увлечёнными. Спасибо вам за работу! Слайд А домой возьмите картинки с Вини – Пухом. | Сравнивать числа. Узнавать, на сколько больше, на сколько меньше. Приводят свои примеры. Надо из большего вычесть меньшее. Оценивают свою работу на уроке. |