Педагогические цели: Способствовать формированию представлений о роли фортепиано в музыке, выразительных возможностях фортепиано, в создании различных образов, содействовать развитию умений определять жизненную основу музыкальных произведений, сопоставлять контрастные пьесы и произведения с одинаковыми названиями, создать условия для ознакомления с детской музыкой П.И. Чайковского и С.С. Прокофьева, воспитания грамотного слушателя.
Тип урока: Расширение и углубление знаний и способов действий. Урок – путешествие в концертный зал.
Проблема урока: Что роднит и что отличает два цикла детской музыки – П. И. Чайковского («Детский альбом») и С.С. Прокофьева («Детская музыка»). Почему музыка для детей бывает разной?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Музыкальные инструменты"»
Тема: Музыкальные инструменты
Педагогические цели: Способствовать формированию представлений о роли фортепиано в музыке, выразительных возможностях фортепиано, в создании различных образов, содействовать развитию умений определять жизненную основу музыкальных произведений, сопоставлять контрастные пьесы и произведения с одинаковыми названиями, создать условия для ознакомления с детской музыкой П.И. Чайковского и С.С. Прокофьева, воспитания грамотного слушателя.
Тип урока: Расширение и углубление знаний и способов действий. Урок – путешествие в концертный зал.
Проблема урока: Что роднит и что отличает два цикла детской музыки – П. И. Чайковского («Детский альбом») и С.С. Прокофьева («Детская музыка»). Почему музыка для детей бывает разной?
Планируемые результаты (предметные):Узнают: понятия форте, пиано, фортепиано, рояль, пианино, музыкальный язык, музыкальный альбом, интонации, названия произведений и их композиторов (П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев), названия динамических оттенков форте и пиано, названия танца: вальс. Научатся: называть имена композиторов (Петр Ильич Чайковский, Сергей Сергеевич Прокофьев), наиболее популярные в России музыкальные инструменты, определять, как они связаны между собой (на примере пьес из «Детского альбома» П.И. Чайковского и «Детской музыки» С.С. Прокофьева); слышать настроение звучащей музыки; узнавать изученные произведения, называть их авторов. Получат возможность учиться: откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками; определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение, выражать свое впечатление и личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений; самостоятельно находиться эпитеты к мелодиям: давать оценка соотношения настроения в музыке с настроением человека Личностные результаты: Проявляют эмоционально-ценностное отношение к музыке; расширяют свою ценностную сферу в процессе общения с музыкой, испытывают чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознают свою этническую и национальную принадлежность на основе изучения шедевров музыкального наследия русских композиторов, различных направлений современного музыкального искусства России. Метапредметные результаты: Регулятивные: преобразовывают практическую задачу в познавательную; ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии, позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей. Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск информации об истории и устройстве фортепиано. Коммуникативные: задают вопросы; формулируют собственное мнение и позицию; координируют и принимаю различные позиции во взаимодействии. Основное содержание темы, термины: Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты (фортепиано). История фортепиано. Элементы нотной грамоты. Интонационно-образная природа музыкальных искусств. Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Элементы нотной грамотны. Форте(громко), пиано(тихо), фортепиано, рояль, пианино, пианист, марш, вальс, клавиатура, длительность, ритм. Образовательные ресурсы: Иллюстрации (клавесин, рояль, пианино, карточки «форте», «пиано», названия музыкальных пьес, портреты С.С. Прокофьева и П.И. Чайковского) Музыкальный материал: Звуки клавесина, пианино, рояля. С. Прокофьев «Детская музыка»: «Марш», «Вальс», «Вечер». П. Чайковский «Детский альбом»: «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая грёза», «Вальс».
План урока:
1. Мотивирование к учебной деятельности (Орг. момент) 2. Проверка домашнего задания 3. Актуализация учебной деятельности 4. Постановка учебной задачи. 5. Усвоение новых знаний и способов действий. 6. Закрепление знаний и способов действий 7. Рефлексия учебной деятельности на уроке(итог) 8. Домашнее задание.
Сценарий урока: 1. Организационный момент. У: Здравствуйте, ученики! Д: Здравствуйте,учитель! У: Меня зовут Елизавета Викторовна, и сегодня урок музыки у вас проведу я! Звучит музыка Э. Григ «Утро» У: Настал новый день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И сегодня мы отправляемся с вами в очередное музыкальное путешествие в «Мир Музыки» 2. Проверка домашнего задания. У: На прошлом уроке вам было дано домашнее задание. Нарисовать рисунок на тему «Россия – Родина моя»! У: Поднимите руку, кто выполнил домашнее задание? (дети поднимают руки) У: Теперь посмотрим, какие рисунки вы нарисовали. Первый ряд, кто нарисовал рисунки, выходите ко мне сюда с ними. У: Какие молодцы! Как нежно и гордо вы обрисовали тему ваших рисунков. (празднично, жизнерадостно, строго, серьезно, грустно или возвышенно) У: Умницы, присаживайтесь на свои места! Теперь второй ряд, кто нарисовал рисунки, выходите на сцену с ними. У: Как сказочно и объемно вы обрисовали свой взгляд на эту тему! (мечтательно, одухотворенно, тонко, сердечно, с любовью, возвышенно, гордо и т.д.) У: Присаживайтесь на свои места. Ребята, как же вы сегодня меня порадовали своими рисунками! Очень приятно, что вы так трепетно относитесь к своей Родине! 3. Актуализация учебной деятельности. Слушание фрагмента гимна РФ. 10-15сек У: Ребята, что это за композиция? Как нужно слушать эту композицию? Д: Это гимн РФ. Стоя. У: Как звучит эта композиция? Д: Торжественно, гордо. У: Правильно, ребята! Она звучит гордо, возвышенно, победоносно и смело! У: А какие еще существуют символы нашей страны? Поднимите руки, кто знает. Д: Герб, флаг. У: А что из предложенных фотографий на доске флаг, а что герб? Поднимите руки. Д: Флаг – это то, где изображено три полосы: белый, синий, красный. А герб – это то, где изображен щит с всадником. У: Правильно, молодцы, ребята! 4. Постановка учебной задачи. У: Ребята, как вы хорошо изучили тему на прошлом уроке. Нежно и гордо обрисовали тему «Россия – Родина моя!». Это все говорит о том, что вы очень любите свою страну! И теперь с вами вспомним одну замечательную песню, которая отражает любовь к нашей Родине! «Моя Россия». Прежде чем петь, нужно вспомнить о том, как правильно сидеть и дышать. Приняли правильную, ровную установку (спинку прямо, руки расслаблены на коленях, ноги стоят ровно). Теперь подышим. Вдыхаем через нос беззвучно и также тихо выдыхаем ртом (повтор 4-6 раз). Правильно, ребята! Теперь разогреем наши связочки. 1. У: Повторяем за мной: брррррр (губы расслаблены, получается как звук автомобиля) 2: У: Закончили. Теперь немного порычим: ррррр (язык к небу, звук трактора) 3. У: Молодцы, ребята. И последнее упражнение, помычим: мммм. У; У вас замечательно получилось. Переходим к исполнению песни. У: Встаем со своих стульчиков и исполним то, что вы изучили из композиции «Моя Россия» вместе с исполнителем. (включается песня «Моя Россия») (в зависимости от того, что знают) У: Какие молодцы! Теперь обратим внимание на доску. Ребята, что изображено на доске? Д: Музыкальные инструменты. У: Ребята, как вы думаете, какая тема будет у нас сегодня на уроке? Д: музыкальные инструменты. 5. Усвоение новых знаний и способов действий. У: А именно мы поговорим сегодня о фортепиано! У: А как вы думаете, почему его так назвали? Как расшифровать его название? Дети высказываются. У: Фортепиано — это любой инструмент, имеющий клавиши и молоточковую механику. Фортепиано в зависимости от желания музыканта могут играть как громко, так и тихо. Сильный удар — громкий звук (forte), слабый удар — тихий звук (piano). (на доске) У: Внимательно посмотрите на доску (указывает на клавесин). А вот это клавесин - дедушка рояля! Как вы думаете, почему я его назвала «ДЕДУШКОЙ (выделить интонационно) рояля»? Д: Потому что изначально был клавесин, а потом, на его основе, придумали рояль! У: Первое упоминание о клавесине было более шестиста лет назад! Представляете! Когда рояль был создан по его подобию только триста лет спустя. Поэтому его называют «дедушкой рояля» (Клавесин отошел на задний план, потому что его звук был не таким громким и ярким, какой позже появился у рояля.) У: Послушаем внимательно исполнение клавесина. (слушание) 10 сек У: Все заметили, как он отличается от всеми известного пианино, которое вы слышали почти на каждом уроке музыки? (высказывания детей) У: Теперь послушайте загадку: Очень музыку любили Две сестры, Наташа с Ниной, И поэтому купили Им большое… (Пианино. Пианино – это дословно «маленькое фортепиано», уменьшенная копия фортепиано) (вывешивается изображение пианино) У: Я стою на трёх ногах, Ноги в чёрных сапогах. Зубы белые, педаль. Как зовут меня? (рояль) (вывешивается на доску изображение рояля) У: «Рояль» в переводе означает «королевский». Клавиатура рояля такая же как у пианино, но звучит более мощно и ярко.
У: Сегодня еще раз мы обратимся к уже знакомой нам музыке для детей П. И. Чайковского из его «Детского альбома». А также познакомимся с фортепианных миниатюр (т.е. небольших пьес) С. Прокофьева. У: Петр Ильич Чайковский (вывешивается его портрет) жил и творил почти двести лет назад. А Сергей Сергеевич Прокофьев жил же почти на полвека позже. Хочу обратить ваше внимание на то, какая разница в периодах жизни у композиторов, но творчество их не угасает и не забывается по сей день! У: А теперь послушаем с вами произведения этих двух величайших композиторов!
Начнем с «Марш деревянных солдатиков» (слушание) 10+50сек П.И. Чайковского
У: Что под это композицию удобнее делать? (маршировать, танцевать, петь) Почему выбрали «маршевость»? (поступь, интонации и ритм движения, четкий, размеренный шаг); У: Какое настроение передает нам эта композиция? (Игривое, звонкое, праздничное. Мелодия звонкая, грациозная, отрывистая) У: А теперь, ребята, встаньте рядом со своими стульчиками и попробуем с вами немного помаршировать. (дети встали, учитель дирижирует. ) У: С правой ноги, марш! У: Молодцы, присядьте! Как точно вы исполняли марш, прямо как настоящие солдатики! У: Теперь же познакомимся с «Маршем» С.С. Прокофьева
1.«Марш» 15 сек
Отличается ли этот Марш от Марша Чайковского? Чем? (более быстрая, игривая, смелая, напористая).
У: Теперь же прослушаем «Вальс» Петра Ильича. «Вальс» (слушание) Чайковский.20+30
1) что всего удобнее делать под эту музыку? (танцевать)Почему? (под нее хочется двигаться, танцевать) 2) пластическое интонирование У: Ребята, встаньте, пожалуйста, со своих мест и давайте продемонстрируем и докажем, что под эту композицию удобнее танцевать (танцуем руками, пальчиками, корпусом. Двигаться медленно, интонировать руками плавно).30 сек. У: Молодцы, как нежно вы чувствуете музыку. Приятно было за вами наблюдать! Сравним же теперь этот вальс с вальсом Сергея Сергеевича.
2.«Вальс» Прокофьева.20 сек.
1) Этот вальс похож на вальс Чайковского? Чем? Чем не похож? (у Чайковского более игривый, темп побыстрее, настойчивый, задорный. А у Прокофьева более серьезный, медленный, задумчивый)
6. Закрепление знаний и способов действий
У: Хорошо, ребята. Теперь немного послушайте о самих альбомах композиторов. Прокофьев в своем знаменитом альбоме «Детская музыка» описывает жаркий летний день, проведенный мальчиком. Альбом описывает природу, ребяческую забаву, веселье, раскованность, восторг. Когда Чайковский, в своем «Детском альбоме» наоборот описывает зимний день своего племянника, который остался дома. В пьесах Чайковского звучит песенное задушевное высказывание простого человеческого сердца, призыв к общению. 1) Похожи ли названия музыкальных пьес? (Да) 2) Похоже ли настроение? Характер? (Веселое настроение, грустное. Характер задорный, веселый, смешной, игривый, торжественный и т.д. Произведения Прокофьева передают какую-то свою необычность, игривость. В его марше прослеживается некая «стремительность», все отрывисто, быстро, игриво, когда как, у Чайковского немного тише, медленнее. )
У: Ребята, а теперь поиграем с вами в игру, которая проверит, усвоили ли вы знания, которые сегодня изучили. Когда я буду говорить «форте» или «пиано», вы должны будете хлопнуть в ладоши один раз (выделить слово «один» интонацией) громко или тихо, в зависимости от того, что я скажу. (Если «форте», то громко (учитель показывает), а если «пиано», то тихо (учитель показывает)).
Правильно, ребята, приятно знать, что вы так внимательно слушаете учителя! 7. Рефлексия. 1) Что нового Вы сегодня узнали на уроке? (что фортепиано – это «форте» - громко, пиано – тихо, что клавесин – это дедушка рояля, что рояль был создан по подобию клавесина и из-за того, что клавесин был недостаточно громкий, что «рояль» - значит королевский, что композиции великих творцов Чайковского и Прокофьева чем-то схожи(названиями), но во много индивидуальны и т.д.) (учитель задает вопросы, если дети не активны) - Чего не поняли? - Что вам запомнилось? - Что понравилось? 8. Домашнее задание. 2. У: Дома вы должны будете нарисовать рисунки на тему «Мой любимый музыкальный инструмент». Это не обязательно только те инструменты, которые мы изучали сегодня. Вы можете выбрать любой инструмент: гитару, барабаны, гусли, дудочку и т.д. У: Ребята, вы сегодня большие умницы и умники. Отлично справились со всеми заданиями, которые я дала. Прекрасно отгадали загадки, внимательно наблюдали, слушали и пытались заметить тонкости. Вы все меня очень сегодня порадовали и было очень приятно с вами работать. Спасибо большое!