Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Музыкальные инструменты" »
Минабилова Репизе Сейдаметовна
учитель музыки
МБОУ Воинский УВК
Разработка урока в 1 классе по программе Е. Критской
(2-я четверть 1 урок)
Тема урока: «Музыкальные инструменты»
Цели урока:
познакомить детей с тембрами русских народных музыкальных инструментов.
активизация творческих способностей обучающихся через включение в разные виды художественно-практической деятельности.
Задачи:
формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
развивать вокально-хоровые умения и навыки;
воспитывать интерес и любовь к русской музыке;
воспитывать интерес к сказке.
Используемые учебники и учебные пособия:
Учебник Музыка 1 класс автор Е.Д.Критская
Музыкальный материал: «Полянка», русский народный наигрыш (свирель); «Во кузнице», русский народный наигрыш (рожок); «Как под яблонькой», импровизация на тему русской народной песни (гусли); «Пастушья песня», французская народная песня, сл. Т. Сикорской; «Пастушья песенка», на тему из 5-й части «Пасторальной» симфонии Л. Бетховена, сл. Алемасовой; «Камышинка-дудочка», В. Поплянова, сл. В. Татаринова.
Проблема урока: как появились музыкальные инструменты?
Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, презентация по теме
Дополнительный материал: разворот учебника «Музыкальные инструменты», листы бумаги для изготовления рожков форматов А3, А4, А5.
Ход урока
Организационный момент.
Музыкальное приветствие в виде распевки
-Первый урок новой четверти начинаем с выяснения того, какую музыку ребята слышали в дни осенних каникул, что из услышанного им запомнилось и почему.
- А на чём исполняли услышанную вами музыку?
(На музыкальных инструментах).
- А хотите узнать, как появились первые музыкальные инструменты? Увидеть эти инструменты нам поможет Муза. Презентация « Русские народные инструменты»
2. Работа с учебником.
- Откроем наш учебник, что подсказывает нам Муза? (Рассматривание изображения на страницах разворота).
- Мы видим мальчика-пастушка. (Читаем текст «Пастушьей песни»).
- На каком инструменте играл пастушок? (На дудочке).
- Дудочка, сделанная из камыша, была первым музыкальным инструментом и появилась очень давно. А хотите узнать, как она появилась? (Да!)
- Ну, тогда слушайте… Жил-был мальчик-пастушок. Пас он своих коровушек по полям-по перелескам, да однажды забрел с ними в болото. Разбрелись коровушки по болоту, уплетая молодые побеги камыша… Испугался пастушок – стал кричать, звать животных, а они не слышат. Расстроенный мальчик срезал палочку камыша – он любил погрызть его, случайно дунул и услышал приятный звук. Обрезав с двух сторон аккуратные отверстия, пастушок с интересом стал дуть и не заметил, как все коровки собрались возле него. С тех пор мальчик всегда брал с собой дудочку и животные никогда у него не терялись. Вот такая сказка, а может быль есть о дудочке. А у Музы есть песня о камышинке-дудочке.
«Камышинка-дудочка», В. Поплянова, сл. В. Татаринова – разучивание.
- Эта песня может звучать каждый раз по- разному, если импровизировать мелодию дудочки.
Углублениетемы урока.
- Прошло время, и дудочка прижилась в народе. С дудочкой не только пасли овец, коров, но и её звучанием изображали пение птиц, настроение природы.
- В народе этот инструмент стали называть свирелью. Как вы думаете, почему?
(За её необыкновенный звук, похожий на свист).
- А сейчас мы побываем на одном из концертов русских народных инструментов.
- Представьте, что у вас в руках свирель. Сыграйте на ней.
Звучит «Полянка», русский народный наигрыш (свирель).
(Дети имитируют исполнение на свирели).
- Звуки свирели стали пробовать передать и голосом. Так появилась одна из французских народных песен. Вот как это звучит.
«Пастушья песня», французская народная песня, сл. Т. Сикорской – разучивание (метод эха).
- О чём рассказывается в песне? (ответы)
- Как поёт свирель? (ответы)
4. Работа с учебником.
- Посмотрим опять на страницу учебника. Муза показывает изображение ещё одного мальчика.
- На что похож его инструмент? (На рог животного).
- Да, это на самом деле рог! А что его отличает от свирели? (ответы)
- Может ли быть пастушком мальчик?
- А если его инструмент похож на рог, то какое название у него могло быть?
(Рожок).
- Зачем пастушку понадобился именно такой инструмент? (Чтобы собирать заблудившихся животных).
- Рожок тоже прижился в народе, им пользовались пастушки.
- Царь Пётр создал в русской армии целый оркестр из рожечников. Называли его «Роговой оркестр».
- Сейчас мы попробуем стать таким оркестром. Для этого нам надо самим сделать рожок из листочка, который лежит у каждого из вас на столе, и свернуть его в рупор. Обратите внимание, что листочки разного формата, а значит, что инструменты будут разными по объему!
5. Игра «Оркестр рожечников».
Звучит фрагмент р. н. п. «Во кузнице».
- А теперь послушаем, как играют настоящие рожечники.
«Во кузнице», русский народный наигрыш (рожок).
- Услышали ли вы знакомые звуки?
- Вся ли мелодия знакома?
(Сейчас играли три рожка. И исполнили они русский народный наигрыш «Во кузнице»).
- А теперь послушаем ещё одну русскую народную песню.
Звучит «Как под яблонькой», импровизация на тему русской народной песни (гусли).
- Какой инструмент звучал?
- Чем отличается его звучание?
- Чем отличается звучание духового инструмента от струнного?
Домашнее задание:
Вместе с родителями прочитать былинный сказ о новгородском путешественнике, гусляре и певце Садко. Отметить в сказе те места, где звучит музыка, выяснить, в каком характере она могла бы звучать.
Раскрасить сделанные своими руками рожки.
Вывод:
- В завершении урока вспомним, что нового нам сегодня рассказала Муза, что нового вы узнали, (ответы) о каких инструментах сегодня шла речь, какие сказки и песни вы узнали и услышали?
- Все это были русские народные инструменты – духовые (дудочка, свирель, рожок) и струнные (гусли).